Прекрасно вырезанные в черной базальтовой скале, пещеры Махакали, расположенные недалеко от Мумбаи, являются одним из немногих мест в мире, где можно увидеть древние пещерные жилища в границах шумного мегаполиса. Эти вырезанные в скалах пещеры существовали со времен древней империи Ашока, буддийские монахи использовали их как жилища и комнаты для медитации еще 2000 лет назад.
Всего существует 19 пещер, предположительно вырезанных между 1 и 6 веками. Есть также несколько вместилищ, вырезанных из одной скалы. Большинство пещер простые и маленькие, с минимальной резьбой или орнаментом — строгие камеры использовались как жилища для монахов и места для медитации. Исключением является чайтья, главный буддийский храм и молитвенный зал, украшенные ступами и большими резными статуями идолов Будды. На некоторых стенах пещер вырезаны священные писания на пали, языке, который считается даже старше санскрита.
Как ни странно, современное название этих буддийских пещер, Махакали, относится к индуистской богине Кали. Это неправильное название, и, скорее всего, связано с тем, что неподалеку находится индуистский храм Кали. Место также известно как пещеры Кондивита, по названию соседней деревни Кондивита. Интересно, что одна из ступ, изначально построенная как буддийский памятник, теперь почитается как статуя индуистского лингама.
Источник: https://account.travel/place/mahakali-caves.html
Содержание
Полезно знать
Пещеры Махакали расположены в восточном пригороде Андхери города Мумбаи. Из Мумбаи сядьте на поезд до железнодорожного вокзала Андхери или железнодорожного вокзала Йогешвари, или на автобус (туда ходит несколько автобусных маршрутов). Место открыто каждый день с 9 до 16 часов.
Многие из скальных пещер рухнули на протяжении веков или плохо сохранились и находятся в опасном состоянии. Археологическая служба Индии и Комитет по пещерам прилагают усилия для защиты пещер от посягательств людей.
Источник: https://account.travel/place/mahakali-caves.html
Это интересно:
Пн, 24 мар, 2008, 15:05
Индия. Пещера Махакалы
Прохладным индийским вечером, объевшись какой-то недуховной еды в «Ом ресторане», что в Бодхгая, мы встретили человека. Вернее, человек встретил нам сам, подошел и сказал: «Привет». Представился Виктором. Разговорились. Он поведал, что не далее как третьего дня арендовал моторикшу за сущие копейки и съездил в пещеру Махакалы, что произвело на него определенное впечатление. Рассказав нам еще немного о своих похождениях, Виктор ступил в кишащую собаками и рикшами вечернюю тьму и она поглотила его. В пещеру Махакалы решено было поехать завтра же. Надо признаться, что, да, — я бывал в пещере Махакалы. Плавал, знаю, по горе под палящим солнцем поднимался и от нищих безучастно отбивался. Но тут вновь осознал необходимость ее посетить.
А не далее как в субботу,
приехал к нам друг из Берлина. Пили, естественно, русскую водку, ели икру, селедку и гречку (в Германии считают, что гречка это корм исключительно для птиц) шутили на неродном языке. После орнитологической трапезы Хольгер (так его зовут) поведал, что в Индии десять лет назад не поехал в пещеру Махакалы по тому неприятному обстоятельству, что за день до предполагаемой поездки неизвестные злоумышленники убили пятерых туристов. Хочется надеяться, что за последние десять лет Индия изменилась к лучшему и что туристов зазря под нож не пускают. И когда Хольгер вновь окажется в Бодхгая, он с легким сердцем поедет в пещеру Махакалы, улыбаясь солнцу, пыльному ветру и загорелым улыбчивым крестьянским лицам.
Пещера Махакалы это действительно пещера, находящаяся на горе. В ней Будда еще до просветления делал аскетические практики, и говорят, съедал несколько зерен риса в день, а может быть даже и всего одно, не помню точно. Вследствие скудного рациона он неимоверно похудел и был на грани смерти, статуя в пещере демонстрирует Будду именно в такой незавидной физической форме.
Затем Будда понял, что такой вид практики не приведет его к познанию природы ума, вышел из пещеры и у реки встретил девушку Суджату, которая дала ему рисовой каши. Далее события принимают уже совершенно чудесный оборот. Будда сказал, что если ему суждено обрести то, чего он так ищет, пусть чаша от каши поплывет против течения – он положил чашу на воду. Чаша поплыла против течения и опустилась под воду прямо на ладонь царя нагов, если допустить у него существование ладоней. Царь нагов, который, видимо, дозором оплывал владенья свои или находился на конспиративной квартире, иначе как объяснить его присутствие на дне безвестной провинциальной речки, понял, что на землю пришел Будда. И тогда, по распоряжению царя нагов, перед Буддой стали распускаться цветы и привели его в Бодхгая, где он достиг Просветления.
Сорок минут тряски в рикше – и мы у подножья горы. По дороге водитель приобрел полуторалитровую бутыль бензина и выпил ее. Не выпил, конечно, а залил в аппарат, чтобы мы могли продолжить рискованное путешествие.
За последние пять лет местность существенно облагородилась. На гору ведет бетонная дорога, на обочине которой аккуратным рядком сидят нищие, скорбно клича усталым путникам свои нехитрые просьбы, взывая к совести, жалости и мировой справедливости. Сама пещера небольшая, в торце ее – статуя Будды, а у правой стены – статуи Махакал. «С вершины горы открывается прекрасный вид на долину», как написали бы в туристическом буклете изнывающие от скуки копирайтеры. Камни, ветер и лунг та – вот и все, что есть на вершине, но больше ничего и не требуется.
На обратном пути мы ехали через деревню – крестьяне, буйволы, голожопые дети, облепленные коровьими лепешками стены проносились перед глазами вперемешку с рисовыми полями, и казалось, потеряв голову в этом пестром лабиринте, мы вот-вот мы влетим в хлев какому-нибудь земледельцу и священные коровы удивленно промычат нам неизменное: «Хеллоу френдз! Вера ю фром?»
Источник: https://dikkert.livejournal.com/34941.html
Пещеры Кондивиты
Парковка и вход на территорию расположены с южной стороны скальной гряды. Никаких тикет-офисов нет и деньги за вход никто не собирает.
Вероятно потому, что монастырь находится в стороне от жилой застройки, на площадке рядом со входом околачивается какой-то сомнительный народ и шныряют нагловатые пацаны. С виду вроде бы все относительно безопасно, но посещать это место в одиночку и по сумеркам я бы воздержался.
Причина бесконтрольного входа на территорию монастыря обнаружилась сразу: объект все еще находится в стадии ремонта и не готов принимать туристов, в частности при нашем посещении полным индийским ходом шло обустройство территории – планировка грунтом (красной глиной) широкой площадки перед пещерами.
Мы явились в довольно неудачное время: только что стих шедший весь день с перерывами дождь, глина превратилась в липкую кашу и пройти, да и то не везде, можно было только по узеньким, тоже размокшим, но хотя бы мене липким тропинкам.
Возможно по причине этого похожие на босяков строители мирно спали на своем тряпье в пещерах (судя по всему это было их постоянным жильем на время ремонта), а прораб – солидный мужик с бамбуковой палкой, в отутюженных штанах и белой рубашке – в окружении свиты задумчиво стоял под деревом на противоположном конце площадки у забора.
Наше появление вызвало переполох и началась суматоха.
Сначала, увидев нас, прораб властной рукой отправил своих помощников поднимать спящий в пещерах народ и вручать им тачки и корзинки. Потом откуда ни возьмись появился изрядно поддатый местный алкаш (первый и последний виденный нами в Индии), и, кривляясь и паясничая, начал помогать выгонять сонных тружеников из пещер, а затем полез брататься к нам.
Мужик был в кураже и никакие увещевания на него не действовали, поэтому прораб поступил мудро и строго: резким окриком подозвал нарушителя порядка к себе и пару раз так впечатлил его бамбуковой палкой (бил как-то так умело, по бедру), что тот мгновенно куда-то исчез.
В Кондивите пещеры расположены группами. Первые три пещеры юго-восточной группы (N 1, N 2 и N3), которые находятся сразу слева после входа, являются вихарами (жилыми помещениями с кельями для монахов). Они в довольно хорошем состоянии и интересно скомпонованы: общий дворик, центральная пещера уровнем выше, а две крайние – ниже. На наше счастье площадку перед ними еще не успели засыпать глиной.
Во дворик перед пещерами ведет сделанная уже в наше время лестница. Слева от лестницы, ведущей на веранду центральной пещеры, расположена высеченная в скале подземная цистерна для сбора дождевой воды (см. на фото).
Четверая пещера – ничем не примечательная небольшая вихара – знаменита наскальным рельефом семиголовой кобры, высеченной справа от входа. Рядом с барельефом находится подземная каменная цистерна.
Пещеры N5 и N6 – две небольшие полуразрушенные вихары.
Пещеры N7 и N8 (слева на фото) – тоже пара плохо сохранившихся вихар, находятся слева от главного объекта комплекса – древнего буддистского храма чайтьи–грихи в пещере N9 ( справа на фото).
В Древней Индии чайтья-грихой (chaitya-griha – санскр.) назывался зал общих собраний верующих, в котором установлен священный объект поклонения.
В современных европейских источниках, особенно прежних лет, вместо термина «чайтья-гриха» чаще всего употребляют сокращенный термин «чайтья» (так повелось еще с колониальных времен). В англоязычных же индийских статьях и книгах о ранней буддистской архитектуре всегда используется только полное название – «чайтья-гриха».
В древности слово «чайтья» (caitya – санскр., cetiya – пали) означало холм, сооруженный над священными останками после ритуала кремации и по своему происхождению связано со словом «chiti» – погребальный костер.
В раннем буддизме это слово применялось для обозначения любых объектов и мест, связанных с поклонением памяти Будды Гаутамы (водоемы, деревья, камни и т.п.), но в последующем слово «чайтья» стало использоваться только как название конкретного типа священных буддистских сооружений – ступ с реликвиями.
Значение слово «гриха» (griha– санскр.) простое – оно означает «дом», «жилище», «обитель».
Справа от девятой пещеры находится пещера N 10 – очередная полуразрушенная вихара.
Сама пещера N 9, в отличии от других пещер монастыря, которые предназначены для проживания монахов, является одним из самых ранних буддистских пещерных храмов (чайтьей–грихой) и датируется 1-ым веком до н.э.
В плане она состоит из трех помещений: ныне разрушенной узкой веранды с колоннами, прямоугольного просторного зала, на правой стене которой в более поздние времена был высечен барельеф с буддой и бодхисатвами, и округлого помещения святилища с монолитной ступой в центре.
Помещение со ступой является почти круглым и, повторяя внутренний контур, такой же округлой сделана его передняя стена, выходящая в зал. Внутри святилища вокруг ступы имеется неширокий (около 0.8 м) круговой обход.
Кроме Кондивиты, среди пещерных храмов Индии эта по своему уникальная круглая планировка с выпуклой наружной стеной встречается еще только дважды: в древнейших пещерах адживиков Ломас Риши и Судама в Барабаре (см. «Пещеры Барабар (Barabar Caves)»).
Так же заслуживают внимания еще одно редкое для тех времен архитектурное решение: прекрасно сохранившиеся каменные решетки на окнах передней стены.
Плохо сохранившийся барельеф на правой боковой стене веранды относится к периоду буддизма махаяны и датируется вероятно 5-6 веками н.э.
На основной части барельефа слева изображен сидящий в «царской» позе Будда Гаутама в окружении бодхисатв, а справа – бодхисатва милосердия и сострадания Авалокитешвара (Падмапани).
Одиннадцатая пещера представляет собой небольшую вихару с верандой и жилым помещением.
Пещеры N12 и N13 расположены парой и являются наверно самыми глубокими в Кондивите, потому что перед задними помещениями у них расположены двойные веранды или, лучше сказать, веранды с холлом (т.е. пространство состоит из трех, а не из двух помещений).
Пещера N 12 сильно разрушена, хорошо сохранился только орнамент с мотивом ведики (священной ограды) на фронтоне заднего помещения.
Пещера N 13 внутри сохранилась очень хорошо, по ряду признаков она датируется не ранее, чем к 5-6 веками н.э. и возможно вырублена на месте более древней вихары.
К последним пещерам высота скальной гряды падает и скала постепенно уходит под землю.
Последние две пещеры юго-восточной стороны (N14 и N15) ничем особенным не примечательны, к тому же пещера N 14 в довольно плохой сохранности.
Дойдя до конца юго-восточной стороны я попытался обогнуть скальную гряду с севера (супруга, увидев состояние тропы, сразу отказалась от этой идеи), но почти сразу повернул назад, обнаружив метров через тридцать начало свалки и отхожего место, устроенного вероятно строителями.
(На фото внизу на переднем плане видна заброшенная дождевая цистерна, вырубленная в скале)
На этом осмотр пещер Кондивиты закончился, т.к. северо-западную сторону было решено отложить до лучших времен, и мы вернулись к машине (увидев нашу обувь водитель тут же предусмотрительно застелил пол в салоне машины газетами).
Есть еще несколько тропинок через скальную гряду на север-западную сторону.
Одна из них начинается перед первыми пещерами. Но когда мы еще только входили на территорию Кондивиты добрые индийские дети показали нам приличных размеров змею, высунувшую голову из расщелины рядом с тропой и разглядывающую всех проходящих немигающим взором. По этой причине супруга даже не стала обсуждать возможность прогулки к северо-западным пещерам через скалу, а я оставлять ее одну в сомнительном месте не решился и последние пещеры отпали сами собой.
—
Источник: https://webshus.ru/4992
Вт, 25 мар, 2008 16:10 (UTC)
sur_eves
//Царь нагов, который, видимо, дозором оплывал владенья свои или находился на конспиративной квартире, иначе как объяснить его присутствие на дне безвестной провинциальной речки, понял, что на землю пришел Будда.// — рассказывать, должно, ты — мастер, сказки 😉 (или как-то так…;))
Источник: https://dikkert.livejournal.com/34941.html
Чт, 27 мар, 2008 08:13 (UTC)
dikkert
🙂
Источник: https://dikkert.livejournal.com/34941.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://account.travel/place/mahakali-caves.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 1899 (11%)
- https://webshus.ru/4992: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 10553 (63%)
- https://dikkert.livejournal.com/34941.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4236 (25%)