Югендстиль в Риге: выкладываем по пунктам


Югендстиль (модерн) возник на рубеже XIX и XX столетий. Он поражает своим многообразием – от роскошно украшенных фасадов домов до аскетичного оформления зданий, и одним из важнейших критериев нового жизненного пространства в югендстиле является функциональность, которая проявляется в расположении помещений и применении инновационных материалов.

Рига стала одной из тех европейских столиц, в которой новый стиль заявил о себе достаточно громко, убедительно и ярко, что нашло отголоски и в архитектуре других латвийских городов и даже в сельской среде.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 558
Источник: https://www.latvia.travel/ru/statya/yugendstil

Общие сведения

В конце XIX века бывший ганзейский город-порт Рига играл важную роль для Российской империи. В период стремительного экономического, промышленного и демографического развития Рига росла не менее быстро: в 1897—1913 годах население города увеличилось на рекордные в истории 88 % (в 1914 году оно составило 530 000 человек). Рига стала пятым по размеру городом в Империи и третьим в Балтике.

В середине XIX столетия Рига выросла за пределы средневековых фортифицированных границ — оборонительные сооружения постепенно демонтировали начиная с 1856 года, на их месте находится цепочка бульваров и садов, окружающих старый город. Новую застройку вели по сетке и в соответствии со строгими требованиями (к примеру, было запрещено строить здания больше 6 этажей или 21,3 м высотой), это позволяло новым кварталам иметь общий стиль. В 1910—1913 годах ежегодно возводили от 300 до 500 новых зданий, большинство из них — вне старого города, в основном использовался модерн (югендстиль). Несколько строений в стиле модерн появилось и в пределах старого города, а также в Межапарке — там построили частные дома на одну семью. Самые первые здания в стиле модерн были возведены по проектам архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Шервинского в средневековой части города по адресу: улица Аудею, 7.

Владельцы, архитекторы и строители новых зданий в стиле модерн были из разных этнических групп, среди них были первые латыши, впервые занимавшие столь высокие позиции в обществе. Среди архитекторов-латышей этого периода были Эйжен Лаубе, Константин Пекшенс, Янис Алкснис, также в стиле модерн работали евреи (Михаил Эйзенштейн, Пауль Мандельштам) и балтийские немцы (среди них Бернхард Биленштайн, Рудольф Донберг и Артур Мёдлингер). В этот же период шло развитие латышской национальной идентичности, и хотя мало кто из общего количества архитекторов были латышами с родным латышским языком, именно эта небольшая группа спроектировала около 40 % зданий, возведённых в начале XX века. Росло число домовладельцев-латышей (не немцев и не русских). Несмотря на то, что архитекторы, работавшие в стиле модерн, по большей части были рижанами, рижский модерн испытал зарубежное влияние — в основном, германское, австрийское и финское. Важным этапом становления модерна стало открытие в 1869 году архитектурного факультета в Рижском политехническом институте, ныне носящим название Рижский технический университет; этот факультет окончило целое поколение местных архитекторов.

По состоянию на 2000-е годы в стиле модерн выполнено около трети зданий рижского центра, что делает Ригу городом с наибольшей концентрацией архитектуры ар-нуво в мире.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2638
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD

Имперская Рига: модерн и яркие краски осени

В середине 19 века население Риги составляло 77 тысяч человек. Пятьдесят лет спустя количество местных жителей возросло до 558 тысяч, увеличившись за полвека более чем в семь раз. Бурный демографический рост был связан с интенсивным развитием латвийской столицы как крупного торгового, промышленного и логистического центра Российской империи. За короткий отрезок времени в Риге был построен крупный порт и вся необходимая железнодорожная инфраструктура, посредством которой к Балтийскому морю доставлялись зерно и древесина. Бурный рост торгового оборота привел к развитию других отраслей. И вместе с промышленно-логистической инфраструктурой вокруг Старого города стали активно вырастать кварталы доходных домов и прочие монументальные здания, выстроенные в помпезном стиле модерн. Югендстиль в Риге распространялся быстро. И уже в 1914-м году латвийская столица спорила с Киевом за звание четвертого по величине города Российской империи.

Лично мне местами Рига еще очень напоминала Киев. Хотя между этими городами пролегает больше тысячи километров.

Югендстиль в Риге лучше всего сохранился в районе улиц Альберта, Елизабетес и некоторых других, примыкающих к ним. Большая часть этого квартала была построена рижским архитектором Михаилом Эйзенштейном (кстати — уроженцем Петербурга). Только на улице Альберта восемь из его творений впоследствии были признаны шедеврами стиля модерн. Рига в этом плане настоящий музей для всех поклонников изысканной и помпезной архитектуры.

Один из рижских музеев. Ныне закрыт на реконструкцию.

Кстати, о музеях… Именно на улице Альбертас находится Музей югендстиля в Риге. Мы там, честно говоря, не были. Но во всех туристических буклетах это место упоминается как образец «быта рижан начала двадцатого века». Внутренние интерьеры воссоздавались в течение нескольких лет специальной командой реставраторов. Не то, что у нас. В Минске бы все просто штукатуркой замазали и обшили термошубой.

Как выбрать страховку для путешествий за границу?

Музей югендстиля в Риге (ул. Альбертас, 12)


Улица Альберта. Здания в стиле модерн (Рига)

В целом югендстиль в Риге – это настоящая изюминка Латвии. Насколько я знаю, ничего подобного ни в одной другой стране Прибалтики нет. В большинстве своем современный облик этих кварталов формируют посольские здания, гостиницы, офисы частных фирм, различные кафешки и жилые дома.

Ну да. Это Рига. Там холодно.

Хотели бы жить в таком подъезде?

Как найти дешевое жилье в Риге: 5 простых советов.

Посольство Японии в Риге. Югендстиль с восточными нотками…

Модерн в Риге очень колоритный и живописный. Местные кварталы вполне достойны того, чтобы уделить пару часов неспешной прогулке по их величественным улицам. Мне здесь понравилось. Я думаю, вам тоже они приглянутся. Югендстиль в Риге — это нечто особенное…

Немного полезной информации для организации поездки:

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2919
Источник: https://my-travel-diary.by/yugendstil-v-rige.html

Разновидности


Модерн (также ар-нуво или югендстиль) появился как реакция на эклектизм и другие стили, возрождавшие старину. Аналогично другим странам, развитие латвийского модерна было вызвано желанием создания индивидуалистического архитектурного облика, не полагающегося на явные исторические стили и вобравшего в себя местные особенности; как и везде, в Латвии модерн избирательно использует материалы, а украшения на зданиях размещаются сугубо в соответствии с конструктивной схемой здания.

Рижский модерн обычно разделяют на четыре основные разновидности: «декоративный» («эклектичный»), «вертикальный» («перпендикулярный»), «в стиле национального романтизма» и «неоклассический». Данное разделение, однако, во многом условно, часто встречаются здания, облик которых демонстрирует влияние нескольких стилей одновременно.

Декоративный стиль

Первая появившаяся в Риге разновидность ар-нуво. Изначально декоративный модерн представлял собой адаптацию эклектизма, не привнося ничего в структуру зданий. У строений в этом стиле ритмично разделённые фасады, богато украшенные лепниной и другими декоративными элементами. В этом виде модерна было особенно сильно иностранное влияние, в частности, германское, а также влияние символизма. Одни из самых известных рижских зданий, возведённых в этом стиле, — ряд домов на улице Альберта, многие из них выполнены по проекту Михаила Эйзенштейна. Хотя они очень популярны у туристов, эти здания не самые характерные примеры рижского ар-нуво.

Вертикальный стиль

На смену декоративному модерну пришёл более рациональный «вертикальный» — названный так по вертикальной ориентации фасадов и геометрическим орнаментам на них. Структура зданий стала истинно модернистской, где внешняя часть здания соответствует интерьеру, а не независима от него (как было раньше). В этом стиле было построено несколько универсальных магазинов, из-за чего данная разновидность модерна иногда именуется «магазинной» (нем. Warenhausstil).

Национальный романтизм

Национальное возрождение, начавшееся в Латвии в XIX столетии, привело к формированию отдельной латвийской идентичности, как политической, так и культурной. После политических потрясений (в особенности Революции 1905 года в России) возникла потребность в создании произведений искусства, выражающих особенности местной культуры (хотя архитекторы периодически вдохновлялись финскими строениями). Национально-романтический архитектурный стиль иногда выделяется из модерна, но в латвийском контексте обычно считается его вариантом. Данный стиль существовал относительно недолго — с 1905 по 1911 год, он характеризуется сдержанным украшением строений, фольклорными мотивами в декоре, монументальным видом зданий и использованием натуральных строительных материалов.

Неоклассический стиль

Неоклассический модерн — последняя стадия развития ар-нуво в Риге, она мало представлена в городе. Архитекторы вдохновлялись архитектурным классицизмом, разновидностью классицизма, широко распространённой в Российской империи XIX века (но не в Риге). Этот новый монументальный вид модерна был в основном использован при строительстве нескольких банков.

  • «Национальный романтический» модерн: украшение дверного проёма в здании 1908 года по проекту Константина Пекшенса

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 3251
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD

Êàê äîáðàòüñÿ

Áîëüøèíñòâî çäàíèé, ïîñòðîåííûõ â þãåíäñòèëå, ìîæíî íàéòè â öåíòðàëüíîé ÷àñòè , íà óëèöàõ Àëüáåðòà, Ýëèçàáåòåñ (çà óëèöåé Êðèøüÿíà Âàëäåìàðà, â ñòîðîíó îò öåíòðà), Àíòîíèÿñ, íà áóëüâàðàõ Êàëïàêà, Ñòðåëíèåêó è Ðóïíèåöèáàñ.

Äîáðàòüñÿ èç Ìîñêâû â Ðèãó ìîæíî ïðÿìûìè ðåéñàìè «Ã€Ã½Ã°Ã®Ã´Ã«Ã®Ã²Ã «, airBaltic, «Ã’ðàíñàýðî» è UTAir. Èç Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà â ñòîëèöó Ëàòâèè òàêæå ëåòàþò àâèàêîìïàíèè airBaltic è . Âðåìÿ â ïóòè — 1 ÷àñ 40 ìèíóò.

Àâòîáóñíîå ñîîáùåíèå ñîåäèíÿåò Ðèãó ñ Ìîñêâîé è Ñàíêò-Ïåòåðáóðãîì; ýòî ñàìûé äåøåâûé ñïîñîá ïîïàñòü â ñòîëèöó Ëàòâèè. Ðåéñû êîìïàíèé Ecolines è Eurolines îòïðàâëÿþòñÿ åæåäíåâíî, âðåìÿ â ïóòè — 10-14 ÷àñîâ.

Ðèãà ÿâëÿåòñÿ êðóïíåéøèì ñðåäè áàëòèéñêèõ ñòîëèö æåëåçíîäîðîæíûì óçëîì, ñâÿçàííûì ïîåçäàìè ñ Ìîñêâîé, Ñàíêò-Ïåòåðáóðãîì, Êèåâîì, Ëüâîâîì, Ñèìôåðîïîëåì (â ëåòíèé ïåðèîä) è Ãîìåëåì. Ê ïîåçäó Ëüâîâ — Ðèãà â Âèëüíþñå ïðèöåïëÿåòñÿ îáùèé âàãîí äëÿ ïàññàæèðîâ, ñëåäóþùèõ èç Ëèòâû â Ëàòâèþ.

Ìîæíî âúåõàòü â ñòðàíó è íà àâòîìîáèëå. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî íàëè÷èå âîäèòåëüñêîãî óäîñòîâåðåíèÿ ìåæäóíàðîäíîãî îáðàçöà, ñòðàõîâêè íà àâòîìîáèëü äëÿ âúåçäà íà òåððèòîðèþ Ëàòâèè (ìîæíî ïðèîáðåñòè íà ëþáîì èç ëàòâèéñêèõ ÊÏÏ íà ãðàíèöàõ ñ Ðîññèåé è Áåëîðóññèåé: Òåðåõîâî, Ãðåáíåâî è äðóãèå). Âðåìÿ ïðîñòîÿ íà ïîãðàíè÷íûõ ïóíêòàõ îáû÷íî äîñòàòî÷íî ïðîäîëæèòåëüíî (îñîáåííî ïðè âûåçäå èç Ëàòâèè) è ñèëüíî çàâèñèò îò îáñòîÿòåëüñòâ, ïîýòîìó ñëåäóåò ëèáî çàïàñòèñü òåðïåíèåì, ëèáî âûáðàòü èíîé ñïîñîá âúåçäà. Ðàññòîÿíèÿ îò Ðèãè ïî àâòîäîðîãå: Ìîñêâà — 918 êì, Ñàíêò-Ïåòåðáóðã — 641 êì, Òàëëèí — 307 êì, Âèëüíþñ — 291 êì, Êàëèíèíãðàä — 378 êì.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1594
Источник: https://www.travel.ru/wow/jugend_style_riga.html



Следующая достопримечательность — улица Калею 23

Дом по проекту архитектора Мендельштама, отделанный в совсем уж «природном» ключе, а особое очарование ему придает портал, напоминающий распускающееся дерево.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 216
Источник: https://www.prorigu.ru/modetn-style-in-staraja-riga-main/

Ðàñïîëîæåíèå


Äîìà, ïîñòðîåííûå â þãåíäñòèëå, ìîæíî îáíàðóæèòü íà óëèöàõ è áóëüâàðàõ èñòîðè÷åñêîãî öåíòðà , â ÷àñòíîñòè íà óëèöå Àëüáåðòà è â ïîñîëüñêîì ðàéîíå ëàòâèéñêîé ñòîëèöû.




Блок: 4/5 | Кол-во символов: 242
Источник: https://www.travel.ru/wow/jugend_style_riga.html

Еще один герой сериала «семнадцать мгновений весны» — дом с котами

Историю дома и легенду, с ним связанную, мы рассказали в статье, посвященной Старой Риге.

Добавим лишь, что он был возведен в 1909 году по проекту архиетектора Шеффеля, а особеного внимания заслуживают богато декорированный портал, орел на крыше дома, и, конечно, самые известные его обитатели — черные коты на башенках.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 397
Источник: https://www.prorigu.ru/modetn-style-in-staraja-riga-main/

Мы приближаемся к улице, которая олицетворяет собой рижский модерн старого города — улице Смилшу

Первая остановка — угол Смилшу и Алдару.

Не случайно специалисты сходятся во мнении, что такого количества обнаженных женских фигур на стенах зданий, как в Риге, нет ни в одном городе мира!

Позволим себе небольшой анонс — в ближайших планах фотоочерк «женщина на фасадах рижских зданий». Мужчины, не пропустите!

Построен дом по проекту архитектора Бокслафа в 1912 году. Кстати, дом засветился в одной из серий о приключениях Шерлока Холмса.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 557
Источник: https://www.prorigu.ru/modetn-style-in-staraja-riga-main/

В противоположность вычурному зданию, описанному выше, дом на улице Смилшу под номером 2 выглядит строго и даже пуритански

Он выполнен в стиле, который в архитектуре называется «вертикальный модерн». Обратите внимание на фасад, роскошно декорированный золотым орнаментом.

Архитекторы Г. Шеель и Ф. Шеффель, 1902 год.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 326
Источник: https://www.prorigu.ru/modetn-style-in-staraja-riga-main/

Улица Смилшу 2

Что интересно, дом был реконструирован в 1902 году с использованием популярного стиля. Фасад здания украшает изображение павлина, а криволинейные элементы мансарды отсылают нас к творениям великого Гауди в Барселоне.

Архитектор Константин Пекшенс, 1902 год

Специалисты считают, что скульптура женщины на фасаде этого дома — самое красивое женское изображение Риги. Разделяете ли Вы данное мнение? Напишите нам в

Его фронтон отличает необычное акхитектурное решение, этакая «впуклось», а в верхней части присутствует характерная для стиля модерн композиция, состоящая их орнамента и фигур мужчины и женщины.

Архитектор Мендельштам, 1913 год.

Вот наша прогулка и подошла к концу. Можно часами бродить по рижским улочкам, открывая для себя все новые виды и элементы рижских зданий.

Восьмисотлетняя история города была богата разнообразными поворотами, здесь оставили свой след русские и латыши, немцы и евреи. Рига впитала в себя культуры разных наций и удивляет своей многоликостью, когда на соседних улицах находятся здания, разделененые веками.

Мы заканчиваем нашу экскурсию по Риге стиля модерн, но впереди нас ждут новые встречи, где Рига выступит в роли кинозвезды, кулинара, спортсмена.. Оставайтесь с нами!

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1258
Источник: https://www.prorigu.ru/modetn-style-in-staraja-riga-main/
Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 18102
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 5889 (33%)
  2. https://www.prorigu.ru/modetn-style-in-staraja-riga-main/: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 4103 (23%)
  3. https://www.latvia.travel/ru/statya/yugendstil: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 2926 (16%)
  4. https://www.travel.ru/wow/jugend_style_riga.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2265 (13%)
  5. https://my-travel-diary.by/yugendstil-v-rige.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2919 (16%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий