Латвийское искусство сквозь века
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
История
До 1869 года художественные произведения, достойные музейного хранения, можно было увидеть в экспозициях музея Химзеля в помещении Анатомического театра и в городском Кабинете искусств, расположенном над восточным крылом бывшего Домского монастыря.
В 1869 году, благодаря стараниям комиссии под руководством члена Рижской ратуши Августа Генриха Холландера, в здании городской реальной гимназии состоялось открытие Рижской городской картинной галереи.
В 1872 году картинная галерея объединилась с Рижским немецким обществом поощрения художеств. Была создана общая экспозиция, разместившаяся в здании Рижского политехникума. В 1879 году обе коллекции переехали в особняк члена Рижской ратуши Людвига Вильгельма Керковиуса.
Добровольцы перед отправкой на фронт на ступенях «Deusches Landes Museum». 21 окт. 1941 года
Фронтон Латвийского национального художественного музея после капитальной реставрации. Фото: 2018 год
Для полноценной музейной работы возникла потребность в собственных помещениях. По решению городского совета, в районе Эспланады было воздвигнуто необарочное здание Городского художественного музея (1903—1905). Его архитектор, известный и авторитетный в научных кругах, искусствовед и историк Вильгельм Нейман, стал первым директором музея.
С 2010 года к музею присоединены Музей зарубежного искусства и Музей дизайна и декоративного искусства.
Официальные названия музея
Реконструкция
Памятник архитектуры прослужил без капитального ремонта более 100 лет. 25 мая 2010 года Департамент имущества Рижской думы объявил международный эскизный конкурс на разработку проекта реконструкции здания и пристройки к зданию, на который было подано 28 работ. 30 сентября 2010 года жюри единогласно проголосовало за макет под девизом «VV 903», представленный архитектурным бюро «Processoffice» (Литва). 24 января 2011 года был подписан договор о разработке строительного проекта реконструкции и реставрации здания и строительства пристройки к нему. 23 мая 2012 года проект был утверждён в Рижской городской Стройуправе. Договор о начале работ был подписан 22 января 2013 года, здание сдано в эксплуатацию 1 декабря 2015 года.
Средства на реконструкцию, реставрацию и расширение здания выделила Рижская дума (16,75 млн евро), которая привлекла финансирование ЕС (13,05 млн.) из фонда ERAF. Государство в лице Министерства культуры выделило на проект 346 тыс. евро.
На церемонии приемки директор музея Мара Лаце напомнила, что ещё в 1929 году тогдашний директор музея, художник Вильгельм Пурвитис, писал в Рижскую думу, что музею необходимо расширяться. Потом он обращался вторично, и в 1938 году дума отказала, потому что это был слишком сложный проект. И вот наконец площадь музея увеличилась более чем вдвое. В ходе реконструкции музей получил новое пространство — подземный этаж со стеклянной крышей на уровне пешеходных дорожек парка «Эспланада». В историческом здании были созданы дополнительные выставочные залы площадью 585 м² в чердачном помещении и под куполом.
Также были забетонированы стены и плита перекрытия подвала в эркерной зоне, устроено новое перекрытие 3-го этажа со стороны Художественной академии, проведена реставрация рам 144 окон 1-го и 2-го этажей. Потолки вестибюля, стен, порталов дверей были очищены от слоёв краски и отреставрированы. Железобетонными полосами поддержали новые металлические стропила новой крыши со стороны улицы Элизабетес. Заменены инженерные коммуникации.
4 мая 2016 года, в День восстановления независимости Латвийской Республики, музей торжественно открылся в присутствии премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса, министра культуры Даце Мелбарде, председателя Рижской думы Нила Ушакова, художницы Джеммы Скулме и других почётных гостей. В этот день музей бесплатно посетило 19 тысяч человек, а за первые 4 дня работы — 25 тысяч.
3 ноября 2016 года Департамент собственности Рижской думы получил подтверждение от организаторов премии Europa Nostra 2017, что здание Латвийского Национального художественного музея выдвинуто на соискание этой награды в категории «Сохранение».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9
Афина в полном вооружении
В центре скульптурной группы, созданной в свое время самым популярным рижским скульптором Аугустом Фолцa, — мудрейшая из древнегреческих богов, покровительница всех искусств Афина в полном вооружении. Аллегорические фигуры вокруг нее олицетворяют различные виды искусств – архитектуру, живопись, скульптуру и прикладное искусство
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
История
Идея создания Музея примитивизма принадлежит двум людям – Эйнарсу Приеде и Юрису Пигиту. В 2000 году в их руки попала коллекция картин известного художника в стиле примитивизма Арнольда Скарстиня. Молодые люди организовали выставку, которая удивительным образом нашла отклик и большой интерес со стороны граждан. После успеха Приеде и Юрис задумались о расширении экспозиции и создании целого музея этого направления в искусстве.
Мечта смогла воплотиться в жизнь в 2006 году. Друзья арендовали таможенный склад на острове Андрейсала. Первые посетители попали на выставку в так называемую «Ночь музеев», когда многие учреждения открывают свои двери и пускают граждан абсолютно бесплатно. На открытии Музея присутствовала тогдашняя глава Министерства культуры Хелена Демакова, что сразу привлекло внимание прессы, а значит, послужило новой экспозиции неплохой рекламой.
Закрепить успех удалось через год. В 2007-м музею была выдана государственная аккредитация, и это стало первым подобным случаем в Латвии относительно частных коллекционных собраний.
Источник: http://gobaltia.ru/location/muzey-naivnogo-iskusstva
Старая крыша в интерьере
Деревянные брусья старых чердачных перекрытий после реставрации Латвийского Национального Художественного музея обрели второе дыхание. Теперь это элементы интерьера – из них созданы широкие, массивные скамьи у гардероба и музейного магазина.
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Это интересно:
О музее
Латвийский Музей зарубежного искусства был основан в 1920 году в качестве Государственного художественного музея. С самых первых дней своего основания Музей зарубежного искусства располагается в Рижском дворце, в котором по соседству располагается и резиденция Президента Латвийской республики. Коллекция Музея зарубежного искусства является одной из интереснейших в стране, собрание картин, экспонирующихся в нем начало формироваться во второй половине 18 века.
Почти столетняя история существования музея сделала его богатейшим фондохранилищем произведений зарубежного искусства. В собрании музея объединены творения различных эпох и народов, охватывая период времени, начиная с 5 века до н.э. и заканчивая началом 20 века.
Источник: https://wmuseum.ru/drugie/211-latviyskiy-muzey-zarubezhnogo-iskusstva.html
Настоящее время
Сейчас в Музее собранно более тысячи различных экспонатов. В основном это картины, написанные художниками-самоучками, что и является признаком этого направления искусства. Все экспонаты неизменно вызывают улыбку у зрителей, так как несут в себе частичку теплоты и добра. Собственно, примитивизм на это и рассчитан.
Например, как можно не улыбнуться, глядя на картину, на которой Сальвадор дали въезжает в Ригу, сидя на верблюде задом наперед.
Источник: http://gobaltia.ru/location/muzey-naivnogo-iskusstva
«Золотая лестница»
«Золотая лестница» соединяет парадную часть исторического здания с первым этажом. Там же начинается переход в новый выставочный зал. Золотой цвет в качестве соединяющего элемента позволяет старинному, роскошному зданию музея «встретиться» с новым подземным расширением. Настоящее золото использовано в оформлении отреставрированной части здания. В других местах золото заменяет латунь.
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Открытое хранилище для картин
Хранилище картин Латвийского Национального Художественного музея расположено в переходе в новый выставочный зал. Оно выглядит доступным для публики, но на самом деле его отделяют шестиметровые застекленные стены, которые в целях дополнительной безопасности закрывают металлические решетки. В хранилище находится около 4000 картин.
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Оформление перил
Тонкие узоры на перилах парадной лестницы Латвийского Национального Художественного музея рисовал сам архитектор здания и первый директор музея Вильгельм Нейман. Эскизов было очень много, но в итоге был выбран вариант, в котором роскошные украшения направлены наружу — чтобы за них не цеплялись длинные дамские юбки.
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Знаменитое окошко для «инстаграма»
Места, которые хорошо смотрятся на фотографиях в «инстаграме» и раскрывают Ригу в необычных ракурсах, в эпоху социальных сетей в особой цене. На четвертом этаже Латвийского Национального Художественного музея, в новом чердачном помещении реконструированного музея, находится широко известное окно, которое позволяет сделать необычный снимок. В целом во всем здании три таких «окна для инстаграма».
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Виды Таллина в оформлении стен
Стену вестибюля третьего этажа Латвийского Национального Художественного музея украшает пейзаж, на котором видна панорама Таллина. За это стоит благодарить классика эстонского искусства Герхарда фон Розена. Его кисти принадлежит также представленный в музее вид Риги. Латвийский классик Вильгельм Пурвитис в оформлении стен увековечил Елгаву, курземский сельский пейзаж и развалины замка Кокнесе.
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Двери музея и витражи
В архитектуре музея и ее элементах переплелись разные стили. Считается, что здание относится к необарокко. Одним из немногих свидетельств югендстиля в интерьере являются деревянный входной портал и витражи.
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Терраса на крыше
В результате реставрации Художественный музей обрел две террасы на крыше, с которых открывается чудесный вид на крыши рижских домов и верхушки деревьев в городских парках. Общая площадь террас – 243 квадратных метра.
Хронология национального искусства в Художественном музее
Постоянная экспозиция Латвийского Национального Художественного музея охватывает 200 лет латвийского искусства, а также более ранний период. В ней отражены как наиболее яркие идеи, эксперименты и достижения национального искусства, так и время, когда тон в искусстве задавали вкусы помещиков из среды балтийских немцев и приезжих художников. Хронологически постоянная экспозиция начинается с третьего этажа. Здесь выставлены работы родившихся в Балтии художников других национальностей и жемчужины первых латышских авторов, получивших художественное образование. Там же представлена и классика латвийского искусства – работы, созданные в конце XIX и начале XX столетий, а также модернистские работы 1920 –1930-х годов. Путешествие по истории латвийского искусства продолжается на втором этаже, где представлено искусство Латвии в советский период, а также ярчайшие работы, появившиеся в период с 1985 года до начала нового тысячелетия.
Третий этаж – начало и классика латвийского искусства (1780–1915)
Третий этаж – начало и классика латвийского искусства (1780–1915)
В этих залах представлены работы художников, прибывших из центров немецкой культуры, и иностранцев, родившихся в Балтии, а также достижения первых профессиональных латышских художников (начиная с середины XIX столетия). На третьем этаже доступна и классика латышского искусства – картины, включенные в канон латвийской культуры. Следует добавить, что в 2018 году часть этой постоянной экспозиции переживет большие перемены. Некоторые работы будут выставлены в Музее Орсе в Париже на представительной выставке «Символизм в искусстве стран Балтии».
Первую половину XIX века в этих залах представляют Иоганн Леберехт Эгинк, Роберт Константин Шведе, Карл Готхард Грасс, Иоганн Хейнрих Бауманис и другие.
Здесь представлены наиболее выдающиеся работы первых профессиональных латышских живописцев середины XIX века авторства Карла Гуна, Юлия Федера, Яниса Станислава Розе и других, а также классиков Яниса Розенталса, Иоганна Валтера, Вильгельма Пурвитиса и т.д.
Foto: DELFI
Третий этаж – латвийское искусство в начале ХХ века (1915–1940)
Третий этаж – латвийское искусство в начале ХХ века (1915–1940)
Залы третьего этажа позволяют получить представление о латвийском искусстве начиная с Первой Мировой войны, периода формирования национального государства и его укрепления и вплоть до Второй Мировой войны. Тематика военных лет, течения модернизма – кубизм, фовизм, экспрессионизм, а также реалистично-декоративные произведения тридцатых годов.
В этих залах представлены работы Язепа Гросвалдса, Екаба Казакса, Отто Скулме, Валдемара Тоне, Яниса Лиепиньша, Романа Суты и других. Реализм 1930-х представляют Конрад Убанс, Уга Скулме, Гедерт Элиасс, Лео Свемпс и другие. Особое место в экспозиции занимают рисунки Сигизмунда Видбергса и Карлиса Падегса, а отдельный зал отведен для признанных в мире латышских модернистов, которые творили в России, – Густава Клуциса, Карлиса Йохансонса и Александра Древиньша. Экспозицию данного периода на третьем этаже дополняют образцы скульптуры тех лет, в том числе знаменитая работа Теодора Залькалнса – гранитная «Свинья».
Foto: DELFI
Второй этаж – латвийское искусство в советские годы (1945–1985)
Второй этаж – латвийское искусство в советские годы (1945–1985)
От реализма к советским модернистам к советским модернистам, от поисков творческой свободы к легендарной «французской группе» 1970-х. Залы второго этажа позволяют получить представление о латвийском искусстве в советский период, когда задачей художников было участие в строительстве коммунизма и побуждении к этому других. При этом параллельно существовали и другие, независимые, концепты и скрытая критика режима.
В этих залах представлены работы Эдуарда Калниньша, Яниса Осиса, Эдгара Илтнерса, Джеммы Скулме, Бруно Василевскиса, Иманта Ланцманиса, Майи Табаки, Миервалдиса Полиса, Лиги Пурмале и других.
Отдельные залы отведены для феномена фотографии в латвийском искусстве. Здесь выставлены работы Эгонса Спуриса, Гвидо Кайонса, Инты Руки, Мары Брашмане и Андрея Грантса.
Foto: DELFI
Второй этаж – новейшие времена в латвийском искусстве (1985–2000)
Второй этаж – новейшие времена в латвийском искусстве (1985–2000)
Одновременно с реставрацией Музея латвийского национального искусства в постоянную экспозицию было включено также латвийское искусство новейших времен, представленное в противоположном крыле второго этажа. Здесь отобраны наиболее яркие работы времени, которое не только принесло политические перемены, но и новые веяния в искусстве – неоэкспрессионизм, абстрактное искусство, а также новые форматы – объекты, инсталляции, реди-мейды, видео-арт и т.д..
В этом зале представлены работы поколения «нарушителей границ» – Иевы Илтнере, Сандры Крастини, Яниса Митревицса, Гирта Муйжниекса, Эдгара Верпе, Айи Зарини, Ояра Петерсонса, Андриса Бреже, Кристапа Гелзиса, Юриса Путрамса, а также инсталляции Олега Тиллбергса, Гинта Габранса, Вилниса Заберса и других художников.
Источник: https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- http://gobaltia.ru/location/muzey-naivnogo-iskusstva: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1523 (9%)
- https://wmuseum.ru/drugie/211-latviyskiy-muzey-zarubezhnogo-iskusstva.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1298 (8%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 4314 (26%)
- https://rus.delfi.lv/news/latvijskoje-iskusstvo-200/article.php?id=49183259: использовано 10 блоков из 10, кол-во символов 8842 (53%)
- https://vk.com/museumnaiveart: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 607 (4%)