Костел Св, франциска


В центре Гродно, одного из древнейших городов Беларуси, расположен великолепный и притягательный кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия. Еще на стадии планирования путешествия я изучил богатую историю храма. А теперь с уверенностью могу сказать, что он является центром католической жизни Гродно и вполне заслуженно притягивает внимание туристов со со всего мира вне зависимости от их вероисповедания.

Второе, неофициальное название собора — Фарный костел, что в переводе с польского и белорусского языков значит «главный», двери которого отворены с самого утра до глубокого вечера для любого прихожанина либо усталого путника…

Именно кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно значился первой точкой в моем списке обязательных к просмотру достопримечательностей самого «западного» города Республики Беларусь.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 831
Источник: https://travelask.ru/belarus/hrodna/sobor-svyatogo-frantsiska-ksaveriya

История собора

Возводить костел начали в 1678 году как часть комплекса монастырей ордена иезуитов в Гродно. Завершить столь грандиозный проект удалось лишь через 27 лет. Собор освятили в 1705 году под титулом Франциска Ксаверия — католического святого и миссионера, одного из основателей ордена иезуитов, умершего мученической смертью в Китае в 1552 году. На церемонии освящения костела присутствовали король Речи Посполитой Август Сильный и российский государь Петр I.

Сам костел стал частью иезуитского коллегиума, где преподавались курсы философии, схоластики, теологии, математики, французского и немецкого языков. При коллегиуме была построена первая на территории современной Беларуси аптека, которая открыта и работает по сегодняшний день.

Непосредственно фарным, т. е. приходским, костел стал в 1783 году. В годы советской власти над собором нависла угроза сноса, однако горожанам удалось уберечь культовое здание от уничтожения. Жаль, что другой знаменитый гродненский собор — «фару» Витовта — не удалось сохранить для будущих поколений. Этот храм был взорван в 1961 году. А в 1990 году, после падения атеистического режима, Папа Римский Иоанн Павел II наделил кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно почетным титулом Малая базилика.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1260
Источник: https://travelask.ru/belarus/hrodna/sobor-svyatogo-frantsiska-ksaveriya

Kostel svatého Františka z Assisi

Все многочисленные соборы и храмы Праги все имеют свое лицо, свой неповторимый облик, от самых величественных, как собор святого Вита, до самых небольших, уютных и домашних. Вот и храм святого Франциска Ассизского тоже обладает своей неповторимостью.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 283
Источник: https://praga-praha.ru/kostel-svateho-frantiska-serafinskeho/

Описание храма


Главный алтарь храма. Образ «Стигматизация Святого Франциска» работы Яна Криштофа Лишки.

Поскольку храм строился на довольно небольшом участке, он развернут по оси поперек и ориентирован на север—юг. Здание костёла имеет форму равностороннего креста. Фасад костёла украшен пятью статуями святых, созданными в 1723—1824 годах скульпторами Андреасом Филиппом Квиттайнером и Матея Вацлава Яцкеля.

Мраморный интерьер храма украшен картинами и фресками Томазо Солдати. Купол костёла украшен фреской Вацлава Лоренца Райнера на тему «Страшного суда». Главный алтарь украшен образом «Стигматизация Святого Франциска» работы Яна Криштофа Лишки (ум. 1712). Боковые алтари костёла украшены картинами «Воздвижения Святого Креста» и картина «Изгнание торгующих из храма» работы Михаэля Вильманна (ум. 1706).

Остатки готического костёла Святого Духа хранятся в подземной капелле («нижний костёл»), украшенной оригинальными искусственными сталактитами, там же находятся надгробия некоторых известных личностей.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1013
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0)

Архитектура

Общий вид

Интерьер

Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контрфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.

По своим размерам храм — одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа — более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.

Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича. Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.

Юго-восточная башня

К боковому фасаду пристроена юго-восточная башня — обильно декорированная колокольня костёла, включённая в правую стену. Горизонтальные рёбра карниза членят восьмиугольную башню на три яруса, каждый из которых украшен отличающимся от других геометрическим орнаментом. Лёгкая и изящная башня построена в первой четверти XVI века и своим архитектурным обликом относится к поздней готике или, по мнению некоторых искусствоведов, к ренессансу. Об этом говорят полукруглые арки окон верхнего яруса и пропорции колокольни в целом и отдельных её частей. Формы нижней части северо-западной башни просты и сдержанны, верхние ярусы украшены стрельчатыми нишами и рельефными прямоугольными орнаментами.

С южной стороны к храму примыкают две пристроенные позднее часовни. С севера к костёлу примыкает бернардинский монастырь, так же построенный в начале XVI века и многократно перестраивавшийся. С другой стороны два ряда ступеней, перегороженных стеной, соединяют колокольню с построенной в 1617 году часовней: слева — мраморные ступени с реликвиями, справа — простая лестница.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2625
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81)

Интерьер


Свод в притворе

Внутри здание двумя рядами готических столбов (пилонов) разделено на три нефа одинаковой высоты 19 м. Триумфальная арка и большой алтарь отделяют центральный неф от пресбитерия. Трёхнефный зал предназначался для мирян, пресбитерий — для монахов. Своды поддерживают четыре пары восьмигранных пилонов. Своды в центральном нефе более поздние крестовидные, в боковых — звёздчатые, отличающиеся разнообразием рисунка. Своды в ризнице начинаются у самого пола. Основной композиционный мотив всех сводов — восьмиугольная и шестиугольная звезда.

В южной стене имеются небольшие ниши, в северной — глубокие исповедальни, вход в которые вёл из коридора монастыря. В 1981 году были обнаружены остатки готических полихромных фресок с библейскими и агиографическими сюжетами, геральдическими символами, флористическими орнаментами.

В храме было 14 алтарей, сооружённых в XVIII веке в стиле рококо. Сохранилось 11 алтарей, в том числе главный алтарь, построенный в 1710 году. За алтарем находятся хоры для монахов, с украшенными сиденьями. Слева сохранился алтарь с картиной Божьей Матери, которую в 1598 году из Рима прислал папа римский Климент VIII. В храме две часовни. Одна из них часовня Святого Николая, построенная в 1600 году, другая, построенная в 1632 году, освящена во имя Трёх Королей. Достойны внимания церковная кафедра (амвон; 1690) со скульптурами, готические ажурные двери, надгробные памятники начала XVII века.

Орган, пострадавший во время Второй мировой войны, не действует.

  • Центральный неф

  • Алтари

  • Северный неф

  • Портал часовни

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1610
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81)

Архитектурный облик

Храм святого Франциска Ассизского построен в форме креста, как и большинство соборов, только крест равносторонний, что встречается не очень часто. В постройке зодчие столкнулись с еще одной проблемой: так как здание нужно было вписать в ряд уже существующих, необходимо было ориентировать его не с востока на запад, как принято в христианских храмах, а с севера на юг, иного выбора не было. В стиле барокко, в котором выдержан костел это допускалось, каноны тогда несколько ослабили, и с благословения пробста (главы) ордена, так и сделали.

На широком и мощном корпусе будто возлежит прекрасный купол, выполненный в итальянских традициях. По основанию купола находится ряд высоких окон, через которые внутрь проникает солнечный свет. Как и положено, он льется сверху, олицетворяя свет божественного присутствия. На фронтоне здания установлены скульптуры пяти святых, благословляющих прихожан.

Внутри состоит из алтарной части в северной части, двух боковых часовен и входной прямоугольной зоны. Все части собора украшены картинами и фресками.

В алтарной части находится изображение святого Франциска Ассизского со стигматами (ранами, подобными ранам Христа). Считается, что первые стигматы появились именно у него. В боковых часовнях – картины «Воздвижение святого креста» и «Изгнание торгующих из храма», автор – М. Вильман. Здесь же есть потрясающая статуя Богоматери XV века.

Самая великолепная роспись находится на куполе. Это фреска В. Райнера «Страшный суд».

Богатый интерьер кажется излишне вычурным: много картин, много скульптур святых, резные скамьи, сохранившиеся с самого начала существования храма. Особого внимания заслуживает лепнина, выполненная итальянским мастером Томазо Солдати. Она покрыта позолотой и вполне соответствует пышному и вычурному барокко.

В храме святого Франциска Ассизского сразу установили один из самых больших органов. Клавиш этого замечательного инструмента касались великие музыканты: Кристоф Виллибальд Глюк и Бедржих Сметана.

И все-таки часть старинного готического храма сохранилась: это подземная часовня. Сюда можно спуститься, ощутить дыхание веков, увидеть гробницы магистров ордена.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2143
Источник: https://praga-praha.ru/kostel-svateho-frantiska-serafinskeho/

Как добраться

Фарный костел расположен в центре Гродно по улице Советской в двадцати минутах ходьбы от железнодорожного и автовокзала. Рекомендую направляться к храму именно пешком, это позволит вам лучше окунуться в атмосферу жизни гродненцев.

Узнать точное расписание богослужений вы можете по контактным телефонам: +375 (152) 74 36 67 (настоятель), 74 36 17 (канцелярия).

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 377
Источник: https://travelask.ru/belarus/hrodna/sobor-svyatogo-frantsiska-ksaveriya

Эпилог

На орден и храм покушались дважды, и оба раза они возрождались. Первый раз – во времена гуситских войн, второй раз – в годы социалистической республики. Орден подвергался страшным гонениям. И все-таки милосердие и доброта неподвластны никаким политическим движениям и революциям. Они существуют и вновь, как и прежде, помогают тем, кто нуждается в милосердии.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 365
Источник: https://praga-praha.ru/kostel-svateho-frantiska-serafinskeho/

Некрополь


Эпитафия В. Юдыцкого (ум. 1789)

Храм издавна становился местом последнего упокоения выдающихся личностей. Здесь похоронен один из основных фундаторов костёла Николай Радзивилл Старый (ум. 1509), прусский князь Фридрих (ум. 1555), павшие в битве при Хотине полководцы Ян и Георгий Рудамины, другие вельможи ВКЛ. Ремесленники и купцы хоронились при алтарях, сооружаемых на их средствах. В 1592 году в костёле был похоронен погибший при неясных обстоятельствах семилетний Симон Кирелис (якобы убитый евреями), вскоре объявленный блаженным мучеником (мемориальная таблица вмурована в 1623 году). Захоронения в церкви прекратились после того, как в начале XIX века на Заречье было заложено бернардинское кладбище.

Памятник Петра Весёлковского

У северной стены (по левую сторону от входа) располагается памятник умершему по пути в Рим маршалку ВКЛ князю Станиславу Радзивиллу Набожному (1559—1599), брату кардинала Юрия Радзивилла и Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Он сооружён в первую четверть XVII века, как предполагается, в мастерской известного фламандского архитектора и скульптора Виллема ван ден Блокке. Напротив него сохранился надгробный памятник полководца Петра Весёлковского (ум. 1556), спасшего на охоте жизнь королю Сигизмунду Августу. Надгробие сооружено в 1634 году. Оба памятника относят к образцам мемориальной скульптуры раннего барокко.

К другим выдающимся памятникам причисляются надгробная плита Владислава Тышкевича (ум. 1684), установленная в 1712 году, и редкий памятник горожанину — эпитафия купца Павла Знокско (ум. 1625).

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1584
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81)

Литература

  • Wilno. Przewodnik krajoznawczy Juliusza Kłosa, Prof. Uniwersytetu St. Batorego. Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. Wilno, 1937. S. 134—139. (польск.)
  • А. Медонис. Туристу о Вильнюсе. Перевод с литовского языка. Вильнюс: Минтис, 1965. С. 69.
  • А. Папшис. Вильнюс. Вильнюс: Минтис, 1977. С. 35—36.
  • Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония. Справочник-путеводитель. Москва: Искусство. 1986. ISBN 5-210-00094-X. С. 397—398.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 470
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81)

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 1 марта 2020 в 19:38.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 173
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81)
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 12734
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://travelask.ru/belarus/hrodna/sobor-svyatogo-frantsiska-ksaveriya: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2468 (19%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0): использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1013 (8%)
  3. https://praga-praha.ru/kostel-svateho-frantiska-serafinskeho/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2791 (22%)
  4. https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81): использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 6462 (51%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *