Город впервые упоминается в «Повести временных лет», в записи о 1071 г. Характерная черта архитектурного стиля исторической части города — обилие декоративных элементов.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/4104/istoricheskii-centr-yaroslavlya
Содержание
Градостроительная реформа
В эпоху классицизма город застраивался по регулярному плану, автором которого считается Иван Старов. (Более ранний план А. В. Квасова недостаточно учитывал историко-архитектурную специфику Ярославля). За центр застройки была выбрана приходская церковь Ильи Пророка (1650), расположенная в одном квартале от берега Волги.
Ильинский околоток был освобождён от ветхих хозяйственных построек. Перед храмом появилась типичная для русского классицизма полукруглая площадь, застроенная симметричными корпусами присутственных мест и дворцом наместника между ними (снесён, отдельные его черты повторяет нынешнее здание областной администрации). Современное название этой площади — Советская.
К центральной площади сходятся улицы-лучи: Угличская, Рождественская, Пробойная (специально «пробитая» сквозь хаотичную застройку древнерусского города), а также Плацпарадная площадь. Перспективу улиц замыкают значимые памятники более раннего времени: Плацпарадной площади — Успенский собор на Стрелке, Угличской улицы — Знаменская башня, Рождественской — Угличская башня, Пробойной — церкви Симеона Столпника (ныне не существующие). Стихийно сформировавшиеся градостроительные акценты XVII века, таким образом, оказываются гармонично вписанными в застройку современного города.
Регулярный план, наложенный на предшествующую застройку Ярославля
План губернского города Ярославля по состоянию на 1799 год
Радиальный план становится ясен, стоит окинуть центр города со звонницы Спасо-Преображенского монастыря. Застройка отличается симметрией и регулярностью. Новые элементы планировки согласованы с наследием допетровского времени. Градостроительная концепция выделяется чёткостью и ясностью, хотя план города не столь умозрительно рационален, как в случае с соседней Костромой (рассказывают, что при посещении города Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, просто развернула свой веер).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F
Это интересно:
История
С незапамятных времен на том месте, где сегодня стоит Спасский монастырь, располагалось небольшое поселение финно-угорского племени меря — Медвежий угол. Назвали его в честь медведя, священного зверя для мерян животного. Согласно одному из преданий, воины княжившего в то время в Ростове князя Ярослава Мудрого победили мерян, а их поселение сожгли. На Стрелке — высоком мысе, где речка Которосль впадает в Волгу, — по приказу князя построили небольшую крепость, которая и стала ядром нового города Ярославля. Было это тысячу лет назад.
Первый деревянный кремль назвали Рубленым городом. В XII веке возле Ярославля возникли Спасский и Петровский монастыри, не просто духовные обители, но также оборнительные крепости. Столицей удельного княжества Ярославль стал лишь в 1218 году. Развитие города прервалось по вине татаро-монгольское нашествия. В 1238 году Ярославль захватил Батый. Погибло почти все население, на несколько лет жизнь города замерла. Оставшимся горожанам пришлось платить дань Орде, но они не раз восставали против непосильных поборов. Известно, что дружина ярославского князя участвовала в Куликовской битве, в память о погибших на Куликовом поле героях в городе построили Рождественский монастырь. В 1463 году Ярославль вошел в состав Московского княжества.
Московские зодчие помогали восстанавливать Ярославль после гибельного пожара 1501 года. Спасский монастырь окружили каменными стенами с парадными Святыми воротами, на месте сгоревших древних храмов выросли каменные Успенский и Спасо-Преображенский соборы. Глубокий защитный ров и земляной вал образовали новые границы города, с присоединившимися к Кремлю торговыми и ремесленными посадами и слободами.
В ХVI веке город расцвел. Через него пролегли северные торговые пути в Европу. Здесь обосновались купцы Лондонско-московской торговой компании. Сюда же перебрались некоторые купеческие семьи из разоренного Иваном Грозным Новгорода. Богатевшие на торговле купцы щедро жертвовали деньги на строительство новых каменных храмов, которые соперничали между собой по красоте и богатству. Изысканный силуэт и изразцовое убранство фасадов церквей Николы Надеина, Ильи Пророка, Рождества, Иоанна Предтечи создали славу ярославским зодчим по всей Руси.
Два века спустя Санкт-Петербург отнял у Ярославля торговое счастье, но предприимчивые ярославцы нашли новую сферу приложения своих талантов и средств. К концу XVIII века в городе работали 11 крупных мануфактур и множество мелких ремесленных предприятий. Каменные здания окружала хаотичная деревянная застройка, узенькие и кривые улицы паутиной разбегались между складами, торговыми рядами, амбарами, жалкими жилыми домиками. Совсем обветшал деревянный кремль с башнями. Бичом города были пожары, уничтожавшие до трети города.
Очень любят Ярославль российские кинематографисты. В городе снимались такие знаменитые кинофильмы, как «Афоня», «Большая перемена», «Кин-дза-дза!», «Доктор Живаго», «Вор».
Императрица Екатерина Великая посетила Ярославль в 1765 и 1767 году. Приволжские города произвели на нее двойственное впечатление: «…прекрасны по ситуации, но мерзостны по постройкам» — так сильно отличалась русская провинция от европейского Петербурга с широкими проспектами и каменными дворцами. Наступившая эпоха классицизма диктовала стремление к правильности и целесообразности в градостроительстве.
В 1775 году Ярославль стал центром наместничества в губернии. Это возвестило о новой эре в судьбе древнего города. В числе 400 российских городов в 1778 году государственный «Регулярный план» по переустройству получил и Ярославль. Новый наместник Мельгунов нашел свою вотчину в плачевном состоянии. Первый план перестройки сохранял старинные здания, но делил город на прямоугольные кварталы, не считаясь с исторически сложившейся планировкой. Был разработан второй план, по которому Мельгунову и губернским архитекторам Старову и Левенгагену удалось, учитывая ценность старинных зданий, преобразить город. Во-первых, сохранили его радиально-кольцевую структуру, расширили и спрямили существующие улицы. Во-вторых, разработали четкую систему площадей, парадных и хозяйственных. Широкие новые улицы прокладывались на свободных территориях. Потери старых зданий при перестройке были минимальны, разобрали лишь некоторые из них да почти обрушившиеся башни городских стен. Но самым важным было то, что шедевры ярославской архитектуры прежних времен получили достойное окружение. Освободившись от беспорядочного нагромождения домов вокруг, они стали опорами всей городской композиции, центрами площадей, замыкали перспективы улиц, украшали новые набережные.
Внимательно рассмотрите тысячерублевую купюру. На лицевой стороне банкноты изображены памятник князю Ярославу Мудрому, основателю Ярославля, и часовня Казанской иконы Богоматери, на оборотной стороне — колокольня и церковь Иоанна Предтечи.
Переустройство Ярославля далось нелегко. Город резали по живому, решительно и быстро. Мельгунов верил в необходимость перемен, несмотря на возмущение и даже противодействие городских жителей. План регулировал высоту и материалы каменной застройки. Постепенно облик города менялся. Казна выплачивала деньги за снесенные дома на строительство новых зданий по утвержденным «примерным» проектам. Образцы эпохи классицизма в Ярославле приобрели самобытный характер. Местные архитекторы не стремились точно соблюдать каноны классических построек, свободно изменяли пропорции, использовали традиционный декор, красили здания в яркие нарядные цвета.
В начале XIX века ярославский архитектор Паньков возводит в городе здания в зрелом классическом стиле: Гостиный двор, Духовная консистория, усадьба Матвеевских. В эти годы Ярославль обретает свой зеленый наряд, на месте древних валов разбивается бульвар, украшается чугунной решеткой и беседками набережная. Последующие десятилетия украсили Ярославль прекрасными зданиями в стилях модерн и эклектика.
Поднимемся на высокую звонницу Спасо-Преображенского монастыря. Как на ладони перед нами откроется Ярославль, каждая улица и площадь которого стала музеем под открытым небом. В наши дни Ярославль — один из самых известных и притягательных для туристов городов России. В 2012 году комплекс его исторического центра получил статус объекта культурного наследия федерального значения.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/4104/istoricheskii-centr-yaroslavlya
Уникальность города
Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест, рекомендуя Ярославль к внесению в список Всемирного наследия, отмечал размеренность ритмов рядовой застройки: двух- и трехэтажные здания образуют довольно широкие улицы (как правило, озеленённые), которые выводят на обширные площади. Церкви и башни допетровского времени служат зрительными и композиционными доминантами застройки более позднего времени. Относительно современной ситуации в докладе отмечается следующее:
- Ярославль выгодно отличается от других городов России тем, что промышленное развитие мало затронуло центральную часть города.
- Несмотря на значительные утраты советского времени, Ярославль пострадал меньше других городов аналогичного размера и значения. Новых зданий в центре города сравнительно немного. К счастью, сохранились в нетронутом виде берега Которосли и острова на ней. Речной вокзал 1980-х гг. не вносит диссонанса в восприятие Волжской набережной.
- В целом, при застройке города в XX веке превалировало стремление к сохранению историко-архитектурного наследия. В буферной зоне высота новых построек не превышает 14-17 метров.
Церковь Ильи Пророка замыкает перспективу улицы Нахимсона (б. М. Рождественской)… | …площади Челюскинцев (б. Плацпарадной) | …улицы Кирова (б. Угличской), причём с каждого ракурса смотрится по-разному |
В докладе делается вывод о том, что в случае с Ярославлем градостроительная реформа оказалась особенно удачной, как в плане самой городской застройки, так и в отношении её сгармонированности с историческим прошлым и с водными просторами Волги и Которосли. При этом сама градостроительная реформа Екатерины не имеет прецедентов в европейской истории по масштабам, ибо она привела к приведению облика практически всех городов Российской империи в соответствие с рационалистическими идеалами Просвещения. Перепланировка Ярославля вышла особенно сбалансированной, а его главная площадь не имеет себе равных в провинциях империи по поистине «царским» размерам.
Источник: https://wiki.monavista.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор — древнейшее сооружение в Ярославле, дошедшее до наших дней, — был построен московскими мастерами в 1506–1516 годах по образцу Благовещенского собора Московского Кремля. Строгие и величественные стены собора хранят единственные сохранившиеся в России фрески, выполненные по заказу Ивана Грозного. Монастырь славился крупнейшим на Руси собранием древних рукописей. В 1787 году коллекционер Мусин-Пушкин обнаружил здесь рукопись «Слова о полку Игореве», великий памятник древнерусской литературы.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/4104/istoricheskii-centr-yaroslavlya
Отдельные памятники
На территории (около 110 га) объекта ЮНЕСКО на настоящий момент расположено 140 памятников архитектуры, находящихся под государственной охраной, примерно столько же могут быть включены в этот список дополнительно. Культурное наследие исторического центра составляют как отдельные достопримечательности, так и архитектурные ансамбли определенных улиц, площадей, набережных.
Отдельные памятники
Важнейшими из памятников исторического центра Ярославля в российском комитете ЮНЕСКО считают следующие:
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F
Это интересно:
Ансамбль в Коровниках
Храм Иоанна Златоуста 1654 года по праву считается самым гармоничным и законченным памятником ярославской архитектурной школы. Небольшие размеры симметричного здания ярославские мастера компенсировали огромной высотой нарядных барабанов глав. Каждый элемент декора подчеркивает стремление ввысь. Церковь Владимирской иконы Богоматери похожа на Златоустовский собор: зодчие стремились к единству и гармонии ансамбля. Необыкновенной красоты колокольня «Ярославская свеча» воздвигнута на равном расстоянии от обоих храмов. Нижняя часть колокольни проста, зато удивительно красив ее ажурный шатер.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/4104/istoricheskii-centr-yaroslavlya
Угрозы и опасности
Площадь у Мытного рынка в 2010 году…
Крупные по размеру, богатые по силуэту, щедро украшенные изнутри и снаружи храмовые комплексы купеческого Ярославля XVII века вправлены, подобно драгоценным каменьям, в радиальную планировку эпохи классицизма, которая выводит на них основные городские магистрали, что обуславливает их исключительное градостроительное значение. Это касается храмов, расположенных в центре города. В то же время едва ли не самые значительные храмовые комплексы были выстроены в слободах на периферии города. Это относится к храмам Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове, ансамблю в Коровниках, Фёдоровской церкви, Толгскому монастырю. Все эти незаурядные по архитектурно-художественным достоинствам памятники находятся за пределами охраняемой ЮНЕСКО зоны.
Утраты XX века выразились для Ярославля, главным образом, в полной утрате застройки сердцевины старого города — кремля, или Рубленого города. Уничтожен был и завершающий панораму Волжской набережной с севера храм Петра и Павла на Волге. Обеднил восприятие центральных улиц города снос таких памятников, как храмы Кирилло-Афанасьевской обители, Власьевского прихода (в который упиралась Комсомольская улица), Варварьинского храма (замыкал перспективу улицы Трефолева), Всехсвятской церкви с небольшой полукруглой площадью перед ней, церкви Рождества Богородицы перед Спасо-Преображенским монастырём. Уцелевшие храмы зачастую оказывались «укрыты» от взгляда стандартными постройками советской эпохи (это относится к Казанскому монастырю, церкви Николы Надеина). В своём большинстве утрачены такие градостроительные доминанты старого Ярославля, как колокольни.
В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Ярославля была утверждена программа воссоздания колоколен и иных градостроительных доминант, однако она не была осуществлена. Единственный памятник, который был реально воссоздан, — Успенский собор на Стрелке. Вместе с тем новое здание не соответствует ни по архитектуре, ни по масштабу окружающей застройке, подавляя её своей массивностью. Это строительство вызвало озабоченность ярославской общественности и стало предметом рассмотрения на сессии комитета Всемирного наследия в 2009 году; два года спустя предлагалось включить Ярославль в список «Наследие в опасности». В местной печати сообщается и о других случаях возведения в охраняемой ЮНЕСКО части города ультрасовременных по своему облику развлекательных центров, о допускаемых застройщиками нарушениях высотного регламента.
В последующие годы Министерство культуры России приняло нормативные акты, позволяющие вести в старом городе многоэтажную застройку, что «фактически стало инструментом для застройщиков, стремящихся тотально застроить исторический центр города». На сессии 2015 года комитет Всемирного наследия рекомендовал Российской Федерации пересмотреть данные строительные регламенты.
Волжская набережная… | …сочетает атмосферу старого Ярославля… | …с вкраплениями советской застройки |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F
Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе
Нарядная церковь Иоанна Предтечи появилась в XVII веке, и уже тогда ходили легенды, что здание строили голландские или бухарские мастера. На самом деле сказочное резное здание возводилось ярославскими зодчими, которые использовали все известные им традиции древнерусской архитектуры. Узоры из фигурного кирпича и изразцов сплошным ковром покрывают стены церкви.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/4104/istoricheskii-centr-yaroslavlya
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 4896 (32%)
- https://wiki.monavista.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 2020 (13%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 523 (3%)
- https://www.culture.ru/institutes/4104/istoricheskii-centr-yaroslavlya: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 7979 (52%)