Церковь Богоявления в Ярославле: во всех подробностях


Церковь Богоявления в Ярославле, построенная в конце семнадцатого века, была последней в ряду прославленных шедевров архитектуры и монументальной живописи «золотого века» Ярославля.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 181
Источник: https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html

  • Information

Одна из красивейших церквей Ярославля. Действующий приход Ярославской Епархии Русской Православной Церкви.

#teofania

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 165
Источник: https://vk.com/epiphanychurch

История храма


Место, на котором появился храм, с начала 16 века принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю, а до того там находились дворы разрастающегося ярославского посада и с 13 века (по другим источникам с 15 века) — деревянная Богоявленская церковь. Монастырь разместил на бывших посадских землях вначале строения конюшенного двора, а после событий Смутного времени на этом месте было создано монастырское поселение, названное в связи с имеющимся храмом Богоявленской слободой, где проживал обслуживающий обитель персонал.

К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.

Богоявленский храм с ночной подсветкой

А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.

В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.

Храм в 19 столетии

Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.

В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.

Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д. В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.

Богоявленская церковь. Фрагмент

Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3267
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/tserkov-bogoyavleniya-gospodnya/

Архитектура и убранство сооружения

Церковь Богоявления в Ярославле выглядит очень необычно.

Внешний вид

Здание имеет квадратную форму, построено без подклети (нижний хозяйственный этаж). Это первый в Ярославле храм, построенный по бесстолпной технологии, то есть внутри помещения нет опор. Это создает ощущение объема и невероятного простора.

Два ряда крупных кокошников служат основанием для глухих барабанов с изящными луковичными главами. Четырехскатная кровля. Галереи превращены в приделы. Церковь имеет 5 глав. Восьмигранная шатровая колокольня является частью галереи, но не связана со зданием храма.

В этом видео показана колокольня Богоявленского храма.

Декорирование фасадов

Церковь выглядит нарядно, приводя в восторг посетителей:

  1. Голубовато-зеленый мерцающий изразцовый пояс охватывает здание по периметру.
  2. Плитки украшают карнизы, барабаны.
  3. Вертикально расположенные гирлянды изразцов придают строению стройность, утонченность.
  4. Для украшения используется растительный орнамент.

Храм выделяется на городском фоне полихромными изразцами и своей нарядной отделкой фасадов.

Можно долго рассматривать все мелкие части декора:

  • стен,
  • окон,
  • плитки.

Внутреннее оформление

Строение перекрыто обширным замкнутым сводом и потому потолок кажется еще более высоким. Девять огромных окон насыщают помещение солнечным светом. Пол выложен белым камнем. Воздушная грандиозность сооружения приводит посетителей в восторг.

Роспись фресок

Стены расписаны сплошным ковром фресок, которые:

  • рассказывают о жизни Христа;
  • описывают исцеления, воскрешения, проповеди;
  • иллюстрируют евангельские притчи.

Вокруг царит легкость и торжественность. Обстановка напоминает сказочный русский терем.

Здесь можно увидеть много евангельских сюжетов:

  • новозаветную Троицу;
  • воскресение Христа;
  • сошествие в ад и Вознесение;
  • изображения Девы Марии.

На фресках изображены также интерьеры, пейзажи, что делает живопись очень реалистичной.

В цветовой палитре росписей главенствуют 3 цвета:

  • золотистый;
  • синий;
  • красный.

Убранство создает впечатление праздничности, нарядности. Фрески отлично сохранились, их краски не утратили былой яркости.

Иконостас

Резной, золоченый иконостас в барочном стиле дополняет интерьер. Он имеет 6 ярусов, на самом верхнем размещены скульптурное изображение сцен распятия и фигуры ангелов. Считается, что иконы написаны художником Семеном Спиридоновичем Холмогорцем. Выполнен иконостас в XVII веке и никогда с той поры не менялся.

Святыни храма

Богоявленская церковь хранит старинные иконы с частицами мощей:

  1. Святого Николая Чудотворца, который покровительствует путешественникам и сиротам, считается защитником всех детей.
  2. Святого Нектария Эгинского. Греческий святой, епископ Александрийской православной церкви, митрополит Пентапольский. Почитается как чудотворец.
  3. Блаженной Матроны Московской. Считается, что святая творит чудеса и исцеляет даже неверующих людей, помогает решать житейские проблемы, укрепляет в страданиях.
  4. Мученика Вонифатия. Раннехристианский святой, открыто исповедовал христианство, отказывался приносить жертвы языческим богам, претерпел истязания и мучения.
  5. Великомученика Пантелеймона. Целитель и врач за веру был обезглавлен. К нему обращаются за исцелением от болезней.
  6. Благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Князья правили во времена монголо-татарского ига на Руси. Заботились о народе, восстанавливали храмы, не принимали участия в междоусобицах. Считается, что от их мощей происходят чудеса и исцеления.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» может исцелять от болезней, в том числе алкоголизма и наркомании.

Алтарь украшает деревянный напрестольный крест XVII века. Главное место в храме является символом Голгофы — места, где принесенный в жертву Христос своей кровью искупает человеческие грехи. На кресте изображен распятый Спаситель.

В храме хранились еще 2 святыни, которые до наших дней не дошли:

  • напрестольный крест с деталями Креста Господня и мощей святых;
  • глава Иоанна Предтечи на блюде, вырезанная из дерева.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 3994
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle.html

Стенные росписи


Точная дата создания росписи неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом — 2 июля 1693. По-видимому, в 1693 роспись была завершена, а начата в 1692.

Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. В 1800-е нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 696
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)

Архитектурные особенности храма

Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной. Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.

Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века

Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.

На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.

Главки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма

Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня. Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.

Вид на Богоявленский храм со стороны Колокольни

Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.

Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.

Изразцовое богатство Богоявленской церкви

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2176
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/tserkov-bogoyavleniya-gospodnya/

Внутреннее оформление храма


Ввиду того, что храм был сооружен бесстолпным, его внутренний объем кажется более свободным и просторным. Лишенное купольного свода потолочное перекрытие усиливает это ощущение, так же как и наличие девяти больших оконных проемов.

Внутри церкви расположено три престола. Основной престол является посвящением Богоявлению или Крещению Господне. Престол, находящийся в южном приделе, служившем также и теплой зимней церковью, сооружен в память о Преподобном Дм. Прилуцком. В наше время он переосвящен в честь ярославских князей — Василия и Константина. Находящийся в северном приделе престол посвящен Страшному суду.

Все стены храма расписаны ярославскими мастерами, работой которых руководили, как считается, местные «бригадиры» Д.Плеханов и Ф.Игнатьев. Роспись сводов отличает монументальный размах и интенсивный цветовой колорит.

Фрагменты стеновой росписи

Богатейшим расписным ковром смотрятся храмовые стены, сохранившие насыщенный красочный колорит иконописных и растительно-декоративных фресок. Наиболее часто здесь встречаются оттенки золотистого, голубого и красного цветов. А расписанные стены в основном иллюстрируют жизнеописание Христа на основе Евангелие. Около 100 сюжетов показывают ключевые моменты жизни и страданий Иисуса, начинаясь известной проповедью Иоанна Крестителя и заканчиваясь событием Тайной вечери.

Крест Голгофы над иконостасом

Сдержанность тематического иконописного повествования выделяет эту церковь из других ярославских храмов. Но, как и в других храмах, стеновая роспись расположена ярусами – здесь их девять. Верхние шесть ярусов — тематически-сюжетные – идут полосами шириной от одного до двух метров. Далее следует традиционный растительный орнамент, после которого идет полоса храмовой летописи, заканчивающаяся полотенчатым подзором. Оконные откосы выполняют здесь роль столпов. Они посвящены жизнеописанию апостолов.

Сомкнутый потолочный свод основного храма четко разделен на четыре части, соответственно четырехскатному кровельному покрытию. Образующиеся таким образом треугольники содержат крупные иллюстративные картины евангельских празднеств: Воскресение, Вознесение и Успение. Центральное место отведено Предвечернему совету с изображением Христа и Саваофа, Троицы и Богоматери, Иоанны Предтечи и Голгофского креста, задающего центральную ось иконостасу.

Роспись потолочного свода

Шестиярусный церковный иконостас, который как считается, находится здесь с самого начала, вполне может конкурировать с росписью стен по красоте и мастерству исполнения. Выполнен он и установлен уже в начале 18 столетия и являет собой пример модного тогда украинского барокко. Его позолоченная резьба с виноградными гроздьями очень стильно сочетается с фресковыми стенами и создает ощущение гармонии, покоя и незыблемой красоты. Фигуры ангелов, украшающие центральную иконостасную часть, несколько грубоваты и близки к народному творчеству. В начале 19 века нижний ярус иконостаса был переделан.

Иконостас

Святынями храма является список «Неупиваемой чаши». Также особо почитаются частицы мощей и иконы святых Пантелеймона и Матроны Московской, Николая Угодника, Ярославских Василия и Константина, и т.д.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3257
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/tserkov-bogoyavleniya-gospodnya/

Храм в наши дни

В настоящее время храм полностью восстановлен и работает в своем режиме. Имеет свой сайт и библиотеку. Из первого источника можно узнать последние новости и расписание служб.

Храм в наши дни

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 204
Источник: https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html

Современное состояние храма и режим посещения


К храму – настоящей жемчужине «Золотого кольца» России приезжает много паломников и туристов. Богоявленская церковь – действующий православный храм. Богослужения проходят в нем в 8.00 и 17.00, а по воскресным и праздничным дням – в 9.00 и 17.00. Престольные праздники отмечают 19 января и 16 июля. Одновременно храм является филиалом ярославского музея заповедника и открыт для посетителей с 9.00 до 16.00 во все дни недели, кроме понедельника и вторника. В церкви есть три престола, главный из которых посвящен Крещению Господню (или Богоявлению).

Фрагмент восточного фасада церкви

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 630
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/726-tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle

Как добраться

Церковь находится в Ярославле на Богоявленской площади, 12, возле Московского моста через реку Коротосль, через дорогу от Спасо-Преображенской обители.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Церковь находится слева, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

Храм

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Богоявленской церкви составляет 2,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 683
Источник: https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html

Литература

  • Первухин Н. Церковь Богоявления в Ярославле. — Ярославль: 1916.
  • Блажевская С. Е. Церковь Богоявления в Ярославле., М.: Северный паломник, 2002
Блок: 6/7 | Кол-во символов: 153
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 15701
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://proreligiu.club/hramy/rossiya/tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle.html: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 3994 (25%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C): использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 849 (5%)
  3. https://vk.com/epiphanychurch: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 460 (3%)
  4. https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/tserkov-bogoyavleniya-gospodnya/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 8700 (55%)
  5. https://putidorogi-nn.ru/evropa/726-tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 630 (4%)
  6. https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 1068 (7%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *