Дмитриевский собор во Владимире — наш взгляд на вопрос

Дми́триевский собо́р города Владимир (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 434
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)

Общая информация

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой небольшую одноглавую, четырехстолпную церковь с золоченой шлемовидной главой и обращенным на восток трехчастным алтарем. Гладкая стена от подошвы до пояса объясняется тем, что нижний ярус был закрыт галереей и соединявшими церковь с княжеским дворцом резными лестничными башнями. Эти постройки, принятые за поздние, разобрали в 1838 году.


Барельеф на стене собораДмитриевский собор

Посредине храм оцеплен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус украшен белокаменной резьбой, представляющей около 600 рельефов. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, однако некоторая их часть была заменена в XIX веке при реставрации.

В XV веке Дмитриевский собор стал бесприходной церковью. Однако после ремонта 1838-1847 годов он приобретает статус приходского храма. В 1883 году в Дмитриевском соборе проводят пневматическое отопление, а с южной стороны возводят небольшую звонницу, к сожалению, не дошедшую до настоящего времени.

Внутри собора

После Великой Октябрьской социалистической революции Дмитриевский собор сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. В последние пятьдесят лет собор неоднократно реставрировался. После завершающего этапа работ, произведенных в 1999-2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

В 1992 году Дмитриевский собор во Владимире вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Фрески в Дмитриевском соборе

В 1834 г., посетив Владимир, император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора и повелел привести храм в первоначальное состояние и убрать галереи. В 1843 г. при новой росписи стен церкви были обнаружены древние фрески под хорами, принадлежащие композиции «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей, сидящих на престолах, с ангелами позади них. В малом своде под хорами написаны сцены райской жизни: трубящие ангелы, ведущий в рай святых жен апостол Петр, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.

В первоначальном замысле скульптуры фасада собора ведущей является тема власти, которую раскрывают композиции с рельефом святого Давида в трех центральных закомарах. Образ псалмопевца, пастыря, царя, пророка Давида является прообразом Христа. Такие композиции, как «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде, относятся к теме идеального правителя, а геральдические фигуры львов, барсов и орлов служат символами власти и покровительства.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2929
Источник: https://wikiway.com/russia/vladimir/dmitrievskiy-sobor-vo-vladimire/

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: «доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с «сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови.

Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!








Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада — на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

Дмитриевский собор, 1911 год


Западный фасад

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.








Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.


Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

Крест на вершине купола (копия)


Крест (настоящий), хранится внутри собора

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 3923
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270418/38747/

Современное состояние


В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.

Архитектура

План Дмитриевского собора

Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

Рельефы

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п

Внутреннее убранство

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году новоделом, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 2517
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)

Интересные факты

  • Рельефы белокаменных соборов, понятные их современникам, уже через 200-300 лет превратились в тайнопись с едва проступающим замыслом, в котором угадывается идея небесного царства и райского сада.
  • Собор возводили местные мастера из белого камня-известняка. Его окружали одноярусные галереи, превращавшиеся на западных углах в лестничные башни.
  • В 1536,1719 и 1760 гг. Дмитриевский собор подвергался разрушительным пожарам.
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 446
Источник: https://wikiway.com/russia/vladimir/dmitrievskiy-sobor-vo-vladimire/

Рельефы

Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России в серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п..

Мотивы рельефов:

  • улыбающиеся львы;
  • святой Никита избивает беса;
  • царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
  • грифон, терзающий зайца;
  • охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
  • скачущий всадник;
  • птица Сирин борется с барсом;
  • великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями и многие другие.

В связи с богатой белокаменной отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой».

  • Улыбающиеся львы

  • Фигуры святых

  • Аркатурный пояс

  • Входной портал

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1183
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)

Гипотеза относительно окраски соборов


Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.

Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора — «белый орнамент на темном фоне» и «темный орнамент на белом фоне«. Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):

Вид с северо-востока. Барщевский И.Ф. 1883 г.

А это уже темный орнамент на белом фоне:

Северный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И.(?) 1883-1897 гг.


Южный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И. 1883-1897 гг.

Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911 г.

А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм «был расписан практически «под хохлому»«. Возможно, что и фасады других белокаменных храмов в древности тоже были украшены росписями, и выглядела эта красота примерно так:

Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце XII века. Реставрация выполнена Кудрявцевым Михаилом Петровичем (1938-1993)

Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.

А в Подмосковье есть храм, который православная церковь отказывалась освящать. И он тоже представляет огромный интерес.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1594
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270418/38747/

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1074
Источник: https://anashina.com/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/

Как добраться


Адрес: ул. Большая Московская ул., 60, Владимир, Владимирская обл., Россия, 600000

Телефон: +7 492 232-24-67

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 124
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)

Фото

  • Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России в серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 260
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)

Литература


  • Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М., 1967.
  • Гладкая М. С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838—1839 гг. / Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. — М., 1997.
  • Гладкая М. С. Сошествие св. Духа на Давида: композиция южной закомары Дмитриевского собора во Владимире // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 3 (21). — С. 21—22.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 2008.
  • Зыков П. Л. Новые материалы о комплексе построек Дмитриевского собора во Владимире. / София. Сб. статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М., 2006.
  • Комеч А. И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы / Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. — М., 1997.
  • Тимофеева Т. П. К уточнению даты Дмитриевского собора. / Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. — М., 1997.
Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1025
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)

Видео

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Во Владимире началась реставрация Дмитриевского собора

Россия, Владимир, Дмитриевский собор

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 162
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 21949
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

  1. https://kulturologia.ru/blogs/270418/38747/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 8065 (37%)
  2. https://azbyka.ru/palomnik/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80): использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 3063 (14%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80): использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 1183 (5%)
  4. https://anashina.com/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3436 (16%)
  5. https://wiki2.org/ru/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80): использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 1459 (7%)
  6. https://tonkosti.ru/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1368 (6%)
  7. https://wikiway.com/russia/vladimir/dmitrievskiy-sobor-vo-vladimire/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3375 (15%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *