Баухауз — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Содержание
- 1 Баухауз в Веймаре 1919-1925
- 2 Зарождение школы “Баухауз”
- 3 Подход к отбору и обучению студентов
- 4 2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)
- 5 Учебная программа
- 6 3. Генеральный план Биробиджана (1933)
- 7 Выставка 1923 года в Веймаре
- 8 4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)
- 9 1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)
- 10 Театральный курс
- 11 5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)
- 12 Работа курсов
- 13 Танцы нон-стоп
- 14 Литература
- 15 Закрытие Баухауза
- 16 Почему Баухауз так важен?
- 17 Смотреть
- 18 Читать
- 19 Посетить
Баухауз в Веймаре 1919-1925
Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году
25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.
Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».
Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году
«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Это интересно:
Зарождение школы “Баухауз”
В городе Веймар (Германия) в 1919 году Вальтером Гропиусом была открыта высшая школа строительства и художественного конструирования “Баухауз”. Помимо других легендарных личностей, в школе преподавал русский живописец Василий Кандинский.
Гропиус предложил новому веку новую архитектуру.
Источник: https://myisraeltoday.com/bauhaus/
Подход к отбору и обучению студентов
Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.
Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.
Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.
Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора
Иоханнес Иттен, 1919–1923 — заместитель директора
Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 — преподаватель
Герхард Маркс, 1919–1924 — преподаватель
Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)
Дом Cонневелда. 1930-е годыThe New Institute Collection, BIHS
Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — придуманные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась . Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.
Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и по-монашески аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов Функционализм — направление, получившее распространение в европейской архитектуре в 1920–30-е годы. В основе творческого метода функционалистов — принцип соответствия формы и содержания, когда функция помещения определяет, каким будет его внешнее архитектурное оформление. Функционалисты делали ставку на новые возможности строительства с использованием железобетонных конструкций, сознательно подчеркивая современность выбранных материалов. Любое декоративное «украшательство» (традиционная лепнина, карнизы, пилястры и т. д.) казалось им неприемлемым. Функциональный метод использовали и в Баухаусе. квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.
Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготовлена по индивидуальному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех комнатах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.
Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обставленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмотрены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе надеялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобождении от работы: ее выполняла кухарка.
Источник: https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus
Учебная программа
Программа Баухауса охватывала все виды пластических искусств, связанных с оформлением материально-бытовой среды под эгидой архитектуры, со стиранием грани между художником и ремесленником.
Периодика
- «Staatliches Bauhaus Weimar. 1919-23», (1923);
- серия «Bauhausbücher» (с 1925);
- журнал Bauhaus. Zeitschrift für Bau und Gestaltung (c 1926).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81
Это интересно:
3. Генеральный план Биробиджана (1933)
1 / 2
Эскизный проект планировки Биробиджана. Автор Ханнес Мейер. 1932 год
2 / 2
Биробиджан. 1933 год
В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке современной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стремительной индустриализации строительство должно было быть быстрым и экономным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рассчитывали на помощь в разработке новых в социальном отношении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандартизированной застройки и создания инфраструктуры для поточно-конвейерного производства.
Социальный аспект архитектуры был очень важен работавшим в Баухаусе архитекторам: многие из них разделяли крайне левые политические взгляды. Поэтому революционные изменения, случившиеся в художественной и общественной жизни СССР в 1920-е и начале 1930-х годов, они приняли с большим воодушевлением. Срочное возведение целых поселков и городов было возможно только с помощью типового серийного производства, а любое массовое строительство требовало утвержденных норм и стандартов. Ярким примером служит генплан Биробиджана, над которым работал второй директор Баухауса Ханнес Мейер, возглавивший проектно-планировочное бюро № 7 института «Гипрогор», созданного специально для разработки генеральных планов застройки и развития новых городов и поселков. В концепции, сформулированной Мейером, которую он позже назвал «Новой теорией строительства», главная роль отводилась вопросам функции и организации городского пространства. В типовых микрорайонах заранее было четко продумано, где жить, где учиться, где беседовать с друзьями, где заниматься спортом. Архитектор видел себя в роли строителя счастливого будущего, объединяющего людей, пытался разработать универсальные, единственно верные правила новой жизни. Словно бесконечные шеренги на военном параде, выстраивались строчка за строчкой жилые кубики домов. Эти ранние модернистские попытки построить функциональный город с его предельно лаконичными формулами и бескомпромиссными социальными предписаниями были реализованы лишь частично, но предвосхитили концепцию советского индустриального города — соцгорода.
Ханнеса Мейера и его коллег ждало разочарование: низкий уровень квалификации местных рабочих, отсутствие строительных материалов, нехватка элементарных канцелярских принадлежностей, сводящая с ума бюрократическая антиутопия — вплоть до прописанного в контракте автомобиля, который «почему-то всегда занят», как писал в одной из объяснительных записок немецкий архитектор Эрнст Май. Многие архитекторы были вынуждены покинуть страну из-за жесткой реакции по отношению ко всем экспериментальным направлениям первого послереволюционного десятилетия. Однако предложенные ими решения еще долго воспринимались как перспективный путь развития современного градостроительства. Эти идеи также повлияли на застройку европейских городов после Второй мировой войны, в 1940–50-е годы.
Источник: https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus
Выставка 1923 года в Веймаре
Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.
Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923
Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.
Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)
1 / 3
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы
2 / 3
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы
3 / 3
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы
Тель-Авив 1930-х годов оказался идеальным местом для архитектуры «с чистого листа». В 1909 году будущий город был всего лишь небольшой садовой окраиной Яффы. Застройка шла хаотично, архитектурный облик складывался под влиянием отчасти европейской эклектики Эклектика — направление в архитектуре XIX века. Эклектический метод предлагает смешение разных исторических стилей., отчасти местных традиций. Все изменилось в годы Пятой алии Алия (c изр. «подъем», «восхождение») — процесс репатриации в Палестину, с 1948 года — в Израиль. Пятая алия — период 1929–1939 годов., когда после прихода к власти нацистов в Германии в Палестину переехали около 250 тысяч евреев. Среди них было много архитекторов, учившихся в Баухаусе: Шломо Беренштейн, Арье Шарон, Шмуэль Мистечкин. К началу 1930-х годов в Тель-Авиве сложилась уникальная градостроительная ситуация: всеобщее воодушевление и национальный подъем, стремительный рост населения и острая потребность в новых жилых кварталах. В то же время здесь отсутствовал исторический городской контекст, а следовательно, была полная свобода для творческого эксперимента. В период между 1931 и 1937 годом в Тель-Авиве было возведено более 3000 зданий, в которых последовательно воплощалась доктрина Баухауса.
Строившие «Белый город» (свое название район впоследствии получил за светлый тон большинства фасадов) архитекторы приспосабливались к местным климатическим условиям. Из-за постоянного солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности от больших остекленных поверхностей и широких полос ленточных окон пришлось отказаться и использовать приемы, традиционные для строительной практики Ближнего Востока. Так в проектах появились внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии Машрабия — выступающее из стены и прикрытое деревянной или каменной резной решеткой-«вуалью» вентиляционное окно; распространенный элемент в традиционных каменных постройках на Ближнем Востоке. — словом, все, что облегчает доступ свежего воздуха и создает дополнительную тень.
Функциональное планирование означало проектирование «изнутри наружу»: в первую очередь архитектор должен был продумать внутреннее пространство, удобное размещение жилых, общественных и хозяйственных зон. Отсюда — сложные композиции разноэтажных объемов, разнообразные формы оконных проемов (квадратные, ленточные, Г-образные). Облик здания продиктован особенностями внутренней планировки и назначением помещений. Эффектное сочетание разновеликих объемов, ослепительно белая штукатурка, игра контрастных теней — в масштабе нескольких кварталов новая архитектура производила сильное впечатление. Некоторые дома представляли собой вытянутые корпуса, другие, наоборот, были решены более компактно. Выразительным пластическим акцентом были закругленные балконы, оформлявшие углы зданий. Многие дома были оборудованы специальными пологами, балконами, вентиляционными щелями (окна-термометры), дополнительными козырьками. Выступы и ниши, улавливая морской бриз, усиливали сквозняк, что также помогало понизить температуру в квартирах. На плоских крышах были устроены сады, перголы Пергола — в садово-парковой архитектуре конструкция для вьющихся растений, одновременно представляющая собой завесу от солнца., места для сушки белья, зоны отдыха.
Источник: https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus
1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)
1 / 3
Здание Баухауса в Дессау. 1928 год
2 / 3
Студенты школы Баухаус. 1928 год
3 / 3
Иоганнес Иттен. Начало 1920-х годов
В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, своего рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.
Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрализованные представления: каждую неделю студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухауса!».
Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невозможно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. Чем-то движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и преподавателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыхательных упражнений и медитаций); чем-то — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.
Источник: https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus
Театральный курс
Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.
Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927 Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922
В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».
Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)
1 / 3
Дом Фарнсуорт. Фотография 2005 года
2 / 3
Дом Фарнсуорт. Фотография 2005 года
3 / 3
Дом Фарнсуорт. Фотография 2005 года
Любое украшательство, будь то базовые элементы ордерной архитектуры Ордерная архитектура — классический метод архитектурного проектирования, основанный на античной системе ордеров. или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами Модернизм — направление в архитектуре, получившее развитие с начала XX века. Модернизм объединяет множество школ и течений. Главная особенность модернистского подхода — ориентация на новое и технологически прогрессивное. Модернизму свойственен революционный пафос преобразования мира, очищения его от социальных и художественных пережитков. как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения дизайна. Так рождался интернациональный стиль в своей классической, американизированной версии — благодаря эмигрировавшим в США Вальтеру Гропиусу (преподавал в Гарварде), Марселю Брёйеру (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надю (основал «Новый Баухаус» в Чикаго). «Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает пространства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Наверное, самым оправданным воплощением этой формулы, стал «Стеклянный дом», построенный для доктора Эдит Фарнсуорт. Несмотря на ссору с заказчиком, вызванную увеличением сметы и недоплаченным гонораром, архитектор создал одно из самых ясных и лаконичных архитектурных произведений столетия. Здание практически сведено к остову, собранному из тонких опор и плит перекрытий. Фасады превращены в окна, через которые равномерно проникает дневной свет. Сложно придумать что-то более антагонистичное архитектуре прошлого, чем полное преодоление границ здания и уничтожение его массы.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив
История, Антропология
Источник: https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus
Работа курсов
У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы — все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.
Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.
Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.
Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Танцы нон-стоп
В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.
Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель
Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям — голышом), боксирование — все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима — это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.
«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен — как аморфный монстр, Фейнингер — как два правильных треугольника, Мохой-Надь — отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус — Ле Корбюзье…»
Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» — более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Литература
- Gropius W., Idee und Aufbau des Staatlichen Bauhauses Weimar, Münch., 1923;
- Argan G. C., W. Gropius e la Bauhaus, 2 ed., .
- Шукурова А. Н., Архитектура Запада и мир искусства XX века.-М.:Стройиздат, 1989
- Котлерман Борис, Явин Шмуэль., Баухаус в Биробиджане. 80 лет еврейскому переселению на Дальний восток СССР. Перевод с идиша. Тель-Авив Top Press 2008 г.
- Stiftung Bauhaus Dessau, Margret Kentgens-Craig, The Dessau Bauhaus Building Birkhäuser Basel, 1999
- Эфрусси Т.А. Баухауз на выставках в СССР. 1924-1932 гг.// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. Под ред. А.В. Захаровой— Санкт-Петербург: НП-Принт — 2012. — с.472-477 ISBN 978-5-91542-185-0
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81
Закрытие Баухауза
Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер, руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял .
Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.
Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения — всемирное культурное наследие ЮНЕСКО — носят название «Белый город».
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Почему Баухауз так важен?
Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.
- Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
- Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
- Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
- Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
- Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
- Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
- Здание Баухауза в Дессау — главное архитектурное сооружение 20-х годов;
- Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
- И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.
Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.
Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика — этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше — лучше» — принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Смотреть
Лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2», посвященная директору Баухауза Вальтеру Гропиусу:
Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:
на английском
— Документальный фильм года. Три сорокаминутные серии рассказывают о применении идей Баухауза его последователями в современном мире;
— Документальный фильм Фрэнка Уитфорда и Джулии Кейв 1994 года «»: Лицо двадцатого века;
— Документальный фильм BBC о кресле «» Людвига ван дер Роэ.
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Читать
на русском
— Книги и журналы Баухауза в ;
— Наша про историю Баухауза и культовые объекты, созданные в его стенах;
— Биография , выдающегося архитектора и последнего директора Баухауза;
— Интервью директора Фонда Баухауза в Дессау . О работе Фонда, популяризации и осмыслении идей Баухауза в контексте современной культуры;
— Книга швейцарского художника, одного из первых преподавателей Баухауза Иоханнеса Иттена «».
на английском
— Книга Герберта Байера «», выпущенная к выставке Баухауза в Музее современных искусств в Нью Йорке;
— Книга Оскара Шлеммера, Ласло Мохой-Надая и Фаркаса Мольнара о театральном курсе Баухауза «»;
— Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза «» Éva Forgács
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Посетить
— События 2019 года, посвященные , от Strelka mag;
— Музей Баухауза в ;
— Музей Баухауза в ;
— Музей Баухауза в ;
— Официальный сайт, посвященный .
Источник: https://losko.ru/bauhaus-history/
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://losko.ru/bauhaus-history/: использовано 12 блоков из 15, кол-во символов 11990 (31%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 6413 (16%)
- https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 14876 (38%)
- https://rutraveller.ru/place/40528: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 1124 (3%)
- https://myisraeltoday.com/bauhaus/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4592 (12%)