Святые ворота — рассказываем по пунктам

святые врата

1. Ворота главного входа и въезда в монастырь.

Ист.: Плужников, 1995

Иллюстрации:

Словарь храмового зодчества. . 2012.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 240
Источник: https://temple_architecture.academic.ru/312/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0

Содержание

Смотреть что такое «святые врата» в других словарях:


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 200
Источник: https://temple_architecture.academic.ru/312/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0

Что такое Царские врата

Тип храмовой архитектуры возник не сразу, он формировался столетиями. Алтарь с вратами появился вместе с увеличением числа верующих.

Автоматически возникла необходимость в создании защиты святого места от непредсказуемого натиска посетителей храма:

  1. Первым вариантом охраны явилась «твердая преграда», представляющая собой особые столбы «стасисы». Они размещались вокруг алтаря и упирались в потолок. Пролеты между ними были закрыты бронзовыми решетками. Центральный пролет был открыт, и через него осуществлялся проход к алтарю. Такой вариант обустройства внутренней части храма был у древнего Храма Воскресения Христова и Вифлеемской базилики, других паломнических центрах. Войти в храм через главную дверь имели право император, действующий глава общины. Прихожанам предоставлялся проход через боковые двери.
  2. Другим способом защиты алтаря являлась специальная завеса (катапетасма), открывающаяся в отдельные моменты литургии. Она и сейчас находится во многих храмах. Только после создания в православных храмах элемента «алтарь» название перешло на другую дверь, и ее вид сформировался окончательно.

Происхождение названия

Важный элемент украшения православного храма связан с появлением Царя Славы Христа для чтения проповеди мирянам. Во время открытия дверей выходит Господь Бог. Называются Царскими вратами они в его честь.

Определение понятия

Считается, что существующее понятие появилось в IV столетии. Защитное ограждение алтаря с конкретными рядами икон, Святыми вратами окончательно сформировалось в XV-XVI веках.

Выполняются Царские врата в храме в форме двустворчатой двери с фигурным верхом. Устанавливаются они на двух столбиках перед престолом. Открываются для торжественных случаев и моментов богослужения, определяемых уставом церкви.

Делает это иерей, диакон. Присутствующие совершают поясной поклон. Во время движения рядом с вратами положено делать поклон, крестное знамение. В обычных службах проход к алтарю идет через северную, южную двери (диаконские). Без полного облачения только архиерею разрешается входить и выходить через священный вход.

В храмах древности у главного входа стояли служители (остиарии, дверники), регулирующие проход верующих к месту Причастия. Проблем открытия дверей, защиты алтаря не появлялось.

Со временем церковный чин оглашаемых исчез, причастников стало намного меньше. Алтарь закрыли от присутствующих в храме во избежание осквернения Таинства. Священник перед проходом к алтарю произносит слова молитвы о благоговении.

При открытых вратах и отдернутой завесе видны:

  • Престол;
  • горнее место;
  • действия, происходящие внутри алтаря.

Символическое значение

В культуре многих народов образ ворот связан с ритуальным переходом в другую жизненную ситуацию. Пространство, скрытое за вратами, предполагает существование таинственных сил, дающих человеку возможность измениться.

Символически Святые врата храмов представляют собой врата Рая. Они открывают верующим дорогу в Царство Небесное — Божье. Изображения благовестников Царствия (Евангелистов) и Благовещения Пресвятой Богородицы олицетворяют весть о начале спасения человечества.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 3114
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html

Фонд 8 . Архив В. Г. Анастасевича


Отдел рукописей РГБ, ф. 8

В фонде доступно 271 ед. хранения

Блок: 3/43 | Кол-во символов: 476
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

История ворот

Самостоятельное значение врата приобрели в XI веке. Их внешний вид принял современное состояние вместе с образованием иконостаса в XV столетии.

Первоначально вместо ворот использовались завесы (катапетасмы), низкие перегородки.

Существует мнение, что обязательное использование преград, закрывающих Престол, ввел святитель Василий Великий, заметив поведение диакона, оглядывающегося на женщин в храме. Со второго тысячелетия завесы с изображениями святых стали популярными в создании внутреннего убранства церквей. Постепенно определились функции трех дверей преграды на пути к алтарю, их роль в соответствии с типом церковных служб.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 650
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html

Фонд 17 . Собрание рукописных книг Е. В. Барсова


Отдел рукописей РГБ, ф. 17

В фонде доступно 1275 ед. хранения

Блок: 4/43 | Кол-во символов: 493
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Назначение и применение в религии

Как и любая деталь православного храма, Царские врата несут в себе особый смысл.

Функции их можно проследить по следующим моментам, когда они отверзаются в процессе Литургии:

  1. В процессе Малого входа с Евангелием. Символ прохода Христа для свершения проповеди. После прочтения Евангелия ворота закрываются. Евангелие берут с престола, выносят через дьяконские ворота, возвращают через центральную дверь, символизируя Боговоплощение. Благодаря ему мир обрел Спасителя.
  2. Для Великого входа, когда Святые Дары переносят на престол. Врата закрываются. Это означает, что Спаситель сошел в ад.
  3. После прочтения евхаристических молитв церковные Дары станут Кровью, Телом Христа. Смысл состоит в том, что в Святых Дарах Спаситель воскреснет. Их вносят через Царские ворота. Кто причастится ими, наследует Вечную Жизнь.
  4. Перед началом всенощного бдения. Святые врата открываются, священник совершает каждение. Пройдя через них от алтаря, он кадит храм, молящихся, иконы. Это говорит о том, что Бог пребывал в Раю. Люди общались с ним. После каждения врата закрываются. При открытых вратах в храме зажигается свет как символ райского сияния.
Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1164
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html

Фонд 26 . Архив А. Д. Беляева


Отдел рукописей РГБ, ф. 26

В фонде доступно 216 ед. хранения

Блок: 5/43 | Кол-во символов: 473
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Внешний вид святых ворот

Две створки дверей украшаются фигурами архангела Гавриила, Девы Марии. Совместно они образуют сцену Благовещения, говорящую, что двери Рая, закрытые после грехопадения людей, вновь открылись.

Над вратами всегда находится икона «Тайная вечеря».

Фигуры четырех евангелистов, подтверждают радостную весть и говорят, что приобщение к вере, Евангельской проповеди позволит человеку открыть дверь для спасения.

Элементы дверей были выполнены резьбой и покрыты:

  • позолотой;
  • серебрением;
  • полихромной краской;
  • литьем из олова;
  • вставками из самоцветов.

Искусство резьбы передавалось по наследству от отца к сыну. До 16-го столетия резной декор выполнялся в виде невысокого орнамента (плетенок).

В последующие века чаще применяли ажурную прорезку (сквозная резьба по дубу). Растительный орнамент усложнялся. Его называли «травы разметные» и делали на отдельных деревянных пластинах. В дальнейшем их тщательно подгоняли, создавая незаметное соединение и образуя фантастический узор из сложных завитков. Особое место в оформлении дверей занимали иконы.

Иконы

Существуют определенные традиции размещения икон на дверных половинках.

Они наполняют атмосферу церквей великим божественным смыслом:

  1. Икона Пресвятой Богородицы располагается слева от ворот.
  2. Двери оформляют изображениями архангелов Михаила, Гавриила.
  3. Также изображают первых диаконов Стефана и Филиппа или первосвященника Аарона, пророка Моисея.
  4. Храмовая икона размещается рядом с иконой Спасителя (справа).
  5. На дверных створках иногда располагают изображения святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, подчеркивая их деяния в создании литургии.
  6. Верх украшает крест с распятым на нем Христом.

С левой стороны обустроена северная дверь. В противоположной стороне находится икона Спасителя. Южная дверь монтируется с правой стороны иконы.

Оформление и украшения

C точки зрения требований к оформлению, украшению дверей зодчим, выполнявшим эту работу, предоставлялось право широкого выбора.

Подбор икон для оформления дверей выражает следующий смысл:

  • Изображение евангелистов. Архангел Михаил доносит благую весть нового открытия дверей в Рай. Святое Евангелие определяет путь к нему.
  • В небольших храмах евангелисты могут быть изображены в виде символов: Матфей – ангел, Лука – телец, Марк – лев, Иоанн – орел.
  • Изображение божественной трапезы в верхней части дверей говорит о том, что в алтаре причащаются священники, а перед ним (на солее) происходит Причастие верующих. Тема причащения Апостолов подтверждает действие Христа в роли первосвященника.
  • Вместо «Тайной вечери» над входом могут размещаться Евхаристия (Причащение апостолов Иисусом Христом) или Ветхозаветная или Новозаветная Троица.

Элементы украшения выполнялись резьбой, золочением. Из них создавались сложные узоры в виде виноградной лозы, невиданных животных.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2806
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html

Фонд 32 . Архив И. Е. Бецкого


Отдел рукописей РГБ, ф. 32

В фонде доступно 381 ед. хранения

Блок: 6/43 | Кол-во символов: 473
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Изготовление и процесс оформления

Требования к оформлению основаны на понимании, что ворота ведут в Рай, Царствие Небесное. С точки зрения расположения они должны стоять строго в центре по оси храма. За ними идут Престол, горнее место. Иконы часто помещаются в специальные рамки-храмы. Они увенчаны небольшими главками, что символизирует Иерусалим (Небесный Град).

Используемые материалы

Царские врата допускается изготавливать из любого вида строительных материалов, определяемых задумкой автора.

Это может быть:

  • дерево;
  • мрамор;
  • железо;
  • фаянс;
  • фарфор;
  • камень.

Вход в Рай всегда создавался в роли самой красивой части защитного сооружения алтаря. Например, в Гжели она сделано из фарфора, в Греции — много каменных дверей, в России — железных. Определяющим моментом выбора строительного материала чаще всего являлась его доступность, возможность приобретения рядом с храмом.

Особенности работы

Внешний вид дверей иконостаса находится в единой гармонии с ним. Безупречное их исполнение в настоящее время делается специалистами по конкретной документации на современном оборудовании. Это могут быть новые модели или восстановленные старинные образцы.

Особенности требований православной церкви заключаются в запрете женщинам участвовать в последнем этапе сборки перед алтарем. Участниками таких работ могут быть только мужчины.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1330
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html

Фонд 37 . Собрание рукописных книг Т. Ф. Большакова

Отдел рукописей РГБ, ф. 37

В фонде доступно 521 ед. хранения

Блок: 7/43 | Кол-во символов: 495
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Известные Царские врата в России

Каждый православный храм России имеет свою историю, взлеты, падения. Жизненные обстоятельства часто требовали сохранения святынь храмов. Разрушали колокола, алтари, исчезали иконы. Верующие старались спасти святыни, сохранить их для будущих поколений. Многие из них постепенно оказывались в музеях, частном владении.

Сейчас в церквях можно увидеть древние артефакты — отреставрированные, сверкающие свежей позолотой. Особенной красотой они сияют в следующих храмах России:

  1. Храм Спас-на-Крови. Утраченные в 20–ых годах прошлого столетия врата с уникальной конструкцией восстановлены благодаря ювелирной работе специалистов. Их возвращение сравнивают с воссозданием знаменитой Янтарной комнаты.
  2. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Врата из древней церкви села Монастырщина отличаются редкой стрельчатой формой щита сложного орнамента, аналогичного изделиям Новгородской школы иконописи середины 16-го века. Также украшены врата Благовещенского собора Кремля в Москве.
  3. Преображенская церковь на острове Кижи. Врата изготовили около 300 лет назад неизвестные мастера из сосны, липы. Барочная резьба в форме виноградных лоз, акантовых листьев покрыта сусальным золотом. Сохранилась только икона евангелиста Иоанна, выполненная способом объемной резьбы. Врата восстановлены в период с 2003 по 2007 годы.
  4. Исаакиевский собор, город Санкт-Петербург. Вход украшают (кроме стандартных икон) малахитовые колонны, скульптурная группа «Христос во славе».

Символика важного церковного элемента имеет большое значение для верующих, для любого человека, осознающего свои грехи, неблаговидные деяния. Пути их исправления на дороге в Рай открыты.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1669
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html

Фонд 49 . Архив Ю. И. Венелина


Отдел рукописей РГБ, ф. 49

В фонде доступно 223 ед. хранения

Блок: 8/43 | Кол-во символов: 474
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Видео о значении Царских врат

На представленном видео рассказывается о великом значении входа в алтарь — Царских врат.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 122
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html

Фонд 87 . Собрание рукописных книг В. И. Григоровича

Отдел рукописей РГБ, ф. 87

В фонде доступно 89 ед. хранения

Блок: 9/43 | Кол-во символов: 495
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 98 . Собрание рукописных книг Е. Е. Егорова


Отдел рукописей РГБ, ф. 98

В фонде доступно 294 ед. хранения

Блок: 10/43 | Кол-во символов: 492
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 113 . Собрание рукописных книг Иосифо-Волоцкого монастыря

Отдел рукописей РГБ, ф. 113

В фонде доступно 253 ед. хранения

Блок: 11/43 | Кол-во символов: 507
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 148 . Архив архим. Леонида (Кавелина)

Отдел рукописей РГБ, ф. 148

В фонде доступно 671 ед. хранения

Блок: 12/43 | Кол-во символов: 487
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 152 . Собрание рукописных книг Лукашевича и Маркевича

Отдел рукописей РГБ, ф. 152

В фонде доступно 137 ед. хранения

Блок: 13/43 | Кол-во символов: 503
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 153 . Архив А. М. Лунина

Отдел рукописей РГБ, ф. 153

В фонде доступно 30 ед. хранения

Блок: 14/43 | Кол-во символов: 473
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 212 . Собрание рукописных книг Олонецкой Духовной семинарии

Отдел рукописей РГБ, ф. 212

В фонде доступно 74 ед. хранения

Блок: 15/43 | Кол-во символов: 508
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 229 . Архив Платона (Левшина), митр. Московского

Отдел рукописей РГБ, ф. 229

В фонде доступно 50 ед. хранения

Блок: 16/43 | Кол-во символов: 497
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 242 . Собрание рукописных книг Г. М. Прянишникова

Отдел рукописей РГБ, ф. 242

В фонде доступно 1 ед. хранения

Блок: 17/43 | Кол-во символов: 497
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 270 . Собрание рукописных книг П.И. Севастьянова

Отдел рукописей РГБ, ф. 270

В фонде доступно 244 ед. хранения

Блок: 18/43 | Кол-во символов: 498
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 277 . Архив Московской славяно-греко-латинской академии

Отдел рукописей РГБ, ф. 277

В фонде доступно 47 ед. хранения

Блок: 19/43 | Кол-во символов: 504
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 299 . Собрание рукописных книг Н. С. Тихонравова

Отдел рукописей РГБ, ф. 299

В фонде доступно 688 ед. хранения

Блок: 20/43 | Кол-во символов: 498
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 304.I . Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры

Отдел рукописей РГБ, ф. 304.I

В фонде доступно 0 ед. хранения

Блок: 21/43 | Кол-во символов: 508
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 304.II . Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры

Отдел рукописей РГБ, ф. 304.II

В фонде доступно 397 ед. хранения

Блок: 22/43 | Кол-во символов: 519
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 304.IV . Собрание музыкальных рукописей Троице-Сергиевой лавры

Отдел рукописей РГБ, ф. 304.IV

В фонде доступно 52 ед. хранения

Блок: 23/43 | Кол-во символов: 514
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 310 . Собрание рукописных книг В. М. Ундольского

Отдел рукописей РГБ, ф. 310

В фонде доступно 2596 ед. хранения

Блок: 24/43 | Кол-во символов: 499
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 316 . Архив свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского и Коломенского

Отдел рукописей РГБ, ф. 316

В фонде доступно 1401 ед. хранения

Блок: 25/43 | Кол-во символов: 521
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 376 . Архив В. Э. Грабаря

Отдел рукописей РГБ, ф. 376

В фонде доступно 560 ед. хранения

Блок: 26/43 | Кол-во символов: 475
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 379 . Собрание рукописных книг прот. Д. В. Разумовского

Отдел рукописей РГБ, ф. 379

В фонде доступно 144 ед. хранения

Блок: 27/43 | Кол-во символов: 505
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 394 . Собрание рукописных книг А. И. Хлудова

Отдел рукописей РГБ, ф. 394

В фонде доступно 31 ед. хранения

Блок: 28/43 | Кол-во символов: 493
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 401 . Архив Д. С. Жеребцова

Отдел рукописей РГБ, ф. 401

В фонде доступно 28 ед. хранения

Блок: 29/43 | Кол-во символов: 476
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 404 . Архив А. И. Дашкова

Отдел рукописей РГБ, ф. 404

В фонде доступно 21 ед. хранения

Блок: 30/43 | Кол-во символов: 474
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 425 . Архив П.П. Яковлева

Отдел рукописей РГБ, ф. 425

В фонде доступно 141 ед. хранения

Блок: 31/43 | Кол-во символов: 475
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 558 . Собрание Московской Епархиальной библиотеки

Отдел рукописей РГБ, ф. 558

В фонде доступно 274 ед. хранения

Блок: 32/43 | Кол-во символов: 499
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 579 . Архив братства митрополита Петра

Отдел рукописей РГБ, ф. 579

В фонде доступно 392 ед. хранения

Блок: 33/43 | Кол-во символов: 488
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 596 . Собрание рукописных книг А. П. Голубцова

Отдел рукописей РГБ, ф. 596

В фонде доступно 47 ед. хранения

Блок: 34/43 | Кол-во символов: 495
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 609 . Архив святителя Тихона Задонского

Отдел рукописей РГБ, ф. 609

В фонде доступно 15 ед. хранения

Блок: 35/43 | Кол-во символов: 488
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 726 . Собрание рукописных книг И. К. Андронова

Отдел рукописей РГБ, ф. 726

В фонде доступно 32 ед. хранения

Блок: 36/43 | Кол-во символов: 495
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 757 . Архив Лаврской Духовной семинарии

Отдел рукописей РГБ, ф. 757

В фонде доступно 1670 ед. хранения

Блок: 37/43 | Кол-во символов: 490
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 759 . Архив К. М. Попова

Отдел рукописей РГБ, ф. 759

В фонде доступно 158 ед. хранения

Блок: 38/43 | Кол-во символов: 474
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 762 . Архив Вифанской Духовной семинарии

Отдел рукописей РГБ, ф. 762

В фонде доступно 339 ед. хранения

Блок: 39/43 | Кол-во символов: 490
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 765 . Архив архиеп. Никона (Рождественского)

Отдел рукописей РГБ, ф. 765

В фонде доступно 1115 ед. хранения

Блок: 40/43 | Кол-во символов: 495
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 766 . Архив преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Отдел рукописей РГБ, ф. 766

В фонде доступно 77 ед. хранения

Блок: 41/43 | Кол-во символов: 541
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 771 . Архив архим. Товии (Цынбалова), наместника ТСЛ

Отдел рукописей РГБ, ф. 771

В фонде доступно 77 ед. хранения

Блок: 42/43 | Кол-во символов: 501
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27

Фонд 908 . Архив Н. П. Попова

Отдел рукописей РГБ, ф. 908

В фонде доступно 67 ед. хранения

Блок: 43/43 | Кол-во символов: 336
Источник: http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27
Кол-во блоков: 52 | Общее кол-во символов: 31881
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://temple_architecture.academic.ru/312/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 440 (1%)
  2. http://old.stsl.ru/guide/building.php?num=27: использовано 42 блоков из 43, кол-во символов 20586 (65%)
  3. https://proreligiu.club/spravochnik/simvoly/tsarskie-vorota.html: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 10855 (34%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *