Сфинксы на набережной Робеспьера — излагаем в общих чертах

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 115 правок.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 172
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)

Строение и символизм

Важный символизм имеет место расположения памятника. Прямо напротив него через Неву открывается большая панорама на тюрьму «Кресты». Она стала легендарной благодаря тому, что в ней в советские годы находились в заточении многие политические заключённые. Именно эта тюрьма описана в поэме Анны Ахматовой «Реквием», посвященной сталинским репрессиям. Также недалеко (на Литейном проспекте, 4) расположен «Большой дом», построенный в начале 1930-х годах как резиденция ответственных за репрессии органов власти НКВД-КГБ (ныне здание занимает их наследница ФСБ). В нём пытали и убивали политических заключённых. Согласно городской легенде кровь убитых стекала из подвалов в Неву, окрашивая воду в красный цвет. По этой причине на находящемся между «Большим домом» и «Крестами» спуске к воде (в створе проспекта Чернышевского) ежегодно с 1988 года в первую субботу июня происходит возложение цветов на воду. Дело в том, что в то время не были известны места захоронения жертв, не было и памятника им.

Памятник состоит из двух смотрящих друг на друга статуй бронзовых сфинксов на пьедесталах и центральной части из каменных блоков.

Сфинксы являются переосмысленными образами своих древних собратьев на Университетской набережной, ставших одним из символов Санкт-Петербурга. Парные статуи расположены в 15 метрах друг от друга. Эти сфинксы представляют собой фигуры полуженщин-полульвиц, стилистически выполненных в подражании модерну. Они худые, на их зверином туловище проступают рёбра, на груди располагаются выразительные человеческие молочные железы. Голова посажена на сильно вытянутую шею, её венчают стилизованные египетские платок-немес и корона-пшент. Сами лица сфинксов по вертикали разделены на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. По мнению критиков «двуликие изображения символизируют жизнь и смерть, свободу и рабство, а также двойственность человеческой природы, способной как подниматься на высоты духа, так и опускаться до массовых убийств и уничтожения целых народов».

Антропозооморфные образы сфинксов являются редким подобным примером среди памятников жертвам репрессий. При этом они представляют собой образ пассивного страдания, неспособности противиться злу и террору, которые становятся неизбежностью наподобие смерти. Такое представление, характерное для 80-х и 90-х годов является очень обобщённым и не даёт представления о конкретной истории репрессий.

Высота сфинксов — 1,5 метра, параметры постамента — 2,3 х 0,8 х 1,8 метра.

Между сфинксами на гранитном парапете набережной из четырёх гранитных блоков создан крест. В нём имеется стилизованное окно тюремной камеры с решёткой также в виде креста. На верхнем блоке выбита надпись : «Жертвам политических репрессий». На нижнем закреплён венок из колючей проволоки, как терновый. К парапету под ними приставлен пятый блок, на котором лежит книга (то ли советский Уголовный кодекс, то ли список жертв).

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Александра Солженицына, Владимира Высоцкого, Владимира Буковского, Андрея Сахарова. Примечательно, что именно литература стала главным памятником истории политических репрессий в России. И эти надписи имею важное мемориальное значение.

Между сфинксами и набережной выложен крест из брусчатки. Количество камней в ней не случайно, оно по замыслу авторов соответствует количеству репрессированных людей в СССР — по их подсчётам на 1 камень приходится 10 тысяч жертв.

Общий вид Центральная часть и часть брусчатки. Восточный сфинкс. Вид анфас. Восточный сфинкс. Вид со стороны домов. Вид на мемориал и памятник Анны Ахматовой.

Тексты табличек

На постаментах сфинксов закреплены таблички со следующими текстами (слева направо):

Основание западного сфинкса:

Основание восточного сфинкса:

В основания пьедестала восточного сфинкса с северной стороны врезана табличка с текстом: «Михаил Шемякин / Памятник жертвам политических репрессий / установлен 1995 / Архитекторы Вячеслав Бухаев, Анатолий Васильев». Эта надпись повторена на английском языке. В том же месте западного сфинкса две таблички: «Скульптор: Михаил Шемякин / Архитектор: Вячеслав Бухаев / Архитектор: Анатолий Васильев» и «АО „Возрождение“».

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 4514
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)

Сфинксы Петербурга

Происхождение сфинксов (от греческого sphinx) теряется в лабиринтах времени. Согласно греческой мифологии сфинкс является порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. У этого чудовища – тело льва, крылья птицы и женская голова. В Греции сфинкс был женского рода.

Некоторые из исследователей считают, что греки позаимствовали сфинксов у египтян. Арабы в Средние века именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, – «отцом ужаса».

Многие вполне романтично полагали, что сфинксы, которые были доставлены из Египта в Петербург охраняют город от наводнений. Однако при этом забывали истинное предназначение сфинксов: те всегда охраняли могилы…


История петербургских сфинксов

«Строгановские» сфинксы

Первыми в Петербург были доставлены так называемые «строгановские» сфинксы. 1796 год – на пристани дачи графа Строганова появились 2 кентавра и 2 гранитных сфинкса. Позднее скульптуры перевезли к дворцу графа на Невском проспекте, 17.

Сфинксы на Университетской набережной

Они высечены из сиенита – магматической горной породы, и весит каждый около 23 тонн. В древние времена они охраняли вход в храм фараона Аменхотепа III, и их лица это портретные изображения этого фараона. Их возраст составляет около 3 500 лет. Короны на их головах показывают на то, что Аменхотеп III был правителем двух царств – Верхнего и Нижнего Египта. У скульптур отбиты подбородки и покрывавшие их накладные бороды. На лице одного из сфинксов шрам от лопнувшего каната: при погрузке в Египте на судно он порвал тросы и рухнул, разбив в щепки мачту и борт корабля.

То что эти сфинксы появились в Петербурге заслуга А. Н. Муравьева, который в 1830 г., совершая паломничество по святым местам, увидал их в Александрии, куда их привезли для продажи, и загорелся идеей их приобретения. Он написал об этом российскому послу, тот переслал письмо Николаю I, а тот перенаправил послание в Академию художеств.

Правда, когда покупка уже была одобрена, египетские древности продали Франции. Но там из за начавшейся революции, французам стало не до сфинксов, и их все-же в 1832 г. привезли в Петербург. 1834 год – по проекту Константина Тона построили пристань, и сфинксы заняли свое нынешнее место.

Сфинксов фараона Аменхотепа III включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России. Удобней всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной шестой линии.

Сфинксы на Египетском мосту

Сфинксы на Египетском мосту, который рухнул в воду в 1905 году и был восстановлен в новом “упрощенном” виде, выглядят невозмутимыми и отрешенными, хотя именно их некоторые обвиняют в том что мост рухнул. Судить об этом не будем. Скажем только, что эти фигуры сфинксов “греческого” типа с женскими лицами создал скульптор Павел Соколов.

В конце 1980-х годов один сфинкс пострадал в результате аварии грузовика, но был реставрирован и установлен на свое место. В наши дни женщины-львы охраняют скромный Египетский мост и довольно будничные пейзажи его окрестностей, но, судя по выражениям лиц, относятся к этому вполне спокойно.

Сфинксы на набережной Робеспьера

Два бронзовых сфинкса установлены на гранитных постаментах так, что они обращены обычным профилем к жилым домам, а в сторону тюрьмы черепами. На пьедестале высечены строки из известных произведений В.Высоцкого и А.Солженицына, М.Цветаевой и других авторов. Петербуржцы верят, что эти статуи помогает несправедливо осужденным быстрей выйти на свободу.

Сфинксы на Петровской набережной

Вероятно, самые неканонические сфинксы (лучше все-таки называть их попросту львами) Питера стоят на Петровской набережной, как бы подчеркивая яркую эклектичность окружающих пейзажей: здесь и “космическая” станция метро “Горьковская”, и строгая Петропавловская крепость, и Соборная мечеть. Словом необыкновенный вид львов Ши-цза, которые были привезены из Китая, вполне гармонируют с атмосферой их нового “жилища”. Скульптуры, охраняющие набережную, являются парой: львом и львицей.

• Еще два сфинкса, таких же, как на Египетском мосту, украшают пристань неподалеку от Каменноостровского моста через Малую Невку. Их изготовили как пробных и в течении долгого времени они стояли во дворе обычного жилого дома. Отреставрированные к 2010 году фигуры, возвращены на свое “законное” место и на сегодняшний день считаются одним из культурных памятников города, “возвращенных к жизни”.

• Имеются скульптуры и во дворе Горного института (Васильевский остров, 21-я линия, 2). По одной из версий, они были отлиты в 1810–1814 гг. по рисунку А. Н. Воронихина, строителя Горного института.

Интересные факты

• По петербургской легенде, в течении суток выражение лица у сфинксов изменяется. Утром они спокойные, днем безразличные, а вечером злы и жестоки. Говорят, что того, кто увидит, как меняется лицо сфинкса, ждет безумие.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 4793
Источник: https://shtorm777.ru/sfinksy-v-sankt-peterburge-48-foto.html

История


Примечательно, что сам автор проекта памятника Михаил Шемякин будучи нонконформистским художником в СССР подвергся политически репрессиям — принудительному лечению в психиатрической больнице, а в 1971 году он был выслан из страны. Родные архитектора Вячеслава Бухаева погибли в лагерях.

С самого начала возведение памятника вызвало много споров и критики. В значительной степени это было вызвано самой скандальной репутацией Михаила Шемякина. Городские власти обвиняли в самоуправстве, волюнтаризме и фаворитизме при выборе проекта и его автора, в том, что памятник был создан скоропалительно, исключительно по воле чиновников, минуя художественный совет, конкурс и обсуждение комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв репрессий. А в то же время аналогичный общественный проект реализован не был. Критики говорили о неясности и неочевидности созданного образа, о том, что сфинксы воплощают «ангелов смерти», которые являются больше памятником палачам и самим властям, чем жертвам репрессий. Журналисты также отмечали, что изначально эти сфинксы были созданы вовсе не как часть данного мемориала, а как самостоятельные предметы искусства. Критики писали о низкой художественной ценности и неудачной композиции. Художника обвиняли в спекуляции на важной теме. Много обсуждений высказано замечание, что крест в середине композиции больше напоминает католический. Отдельный скандал вызвало то, что на церемонию открытия не были приглашены общественные организации бывших политических заключённых.

С другой стороны, Дмитрий Лихачёв, Анатолий Хазанов и Татьяна Вольтская считали памятник удачным примером мемориала.

Памятник неоднократно подвергался вандализму и осквернению. В апреле 2001 года в день рождения Гитлера центральную скульптуру на гранитном парапете набережной сбросили в Неву. Тогда деньги на ремонт выделила губернатор города Валентина Матвиенко. В 2015 году был опрокинут постамент с книгой и повреждена брусчатка. Хотя в этот раз специалисты посчитали ответственными за происшествие коммунальные службы, случайно повредившие памятник по время снегоуборочных работ. Летом того же года из центральной части мемориала была украдена гранитная книга. Проблемой при восстановлении памятника было то, что он так и не был переведён на городской баланс.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2281
Источник: http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0

Адрес и как добраться

  • Санкт-Петербург, Набережная Робеспьера, напротив тюрьмы Кресты
  • Доехать до станции метро «Чернышевская», выйти на проспект Чернышевского и идти в сторону Невы. Выйдя на Набережную Робеспьера, повернуть направо и идти пять минут

Работа по увековечиванию памяти пострадавших в годы террора ведется более двух десятилетий. Созданы Книги памяти, в которых восстанавливаются имена и сведения о пострадавших. Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге, представленный в виде сфинксов, символизирует смерть и вечность, тайну и торжество правды над ложью. Имеются памятные обелиски и скульптуры в Барнауле и Волгограде, Новосибирске и Тольятти, Уфе и других городах России, Украины и Молдавии. Вместе с тем, во многих городах вместо памятных мемориалов, которые предполагалось создать, стоят только закладные камни, установленные в 1980-1990-х годах.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 888
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12953.htm
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 17071
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3): использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 4686 (27%)
  2. http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 2281 (13%)
  3. https://kulturologia.ru/blogs/051117/36561/: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 625 (4%)
  4. https://myotpusk.mirtesen.ru/blog/43508454548/Cfinksyi-Sankt-Peterburga:-Tayinstvennaya-istoriya-zagadochnyih-: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 2985 (17%)
  5. https://www.spb-guide.ru/page_12953.htm: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1701 (10%)
  6. https://shtorm777.ru/sfinksy-v-sankt-peterburge-48-foto.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 4793 (28%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий