Триумфальная арка Константина в Риме – это трехпролетная арка, построенная в честь императора Константина и посвященная победе над императором Максенцием в 312 году.
Источник: https://italyinsider.ru/arka-konstantina
Содержание
Историческая справка
Строительство Арки Константина велось в течение трех лет и было закончено только в 315 году. Сооружение достигает в высоте 21 метра и состоит из трех пролетов. Основная часть арки выполнена из беломраморных блоков внушительных размеров. Общий дизайн похож на дизайн арки Септимия Севера, расположенной здесь же, в Риме. Обе имеют скульптурные панно, антаблементы – балочные перекрытия пролетов, и восемь колонн украшают два фронта арки.
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/triumfalnaya-arka-konstantina-v-rime/
Это интересно:
История создания
Возвращавшихся после успешных побед полководцев и императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, возводили специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей и рельефами с изображениями их великих деяний.
Традиционно у арки было три пролета. Триумфатор в колеснице, запряженной четверкой лошадей, проезжал в центральную. За ним следовали музыканты, воины, которые вели знатных военнопленных, несли на специальных носилках захваченные трофеи: оружие, драгоценности. Народ приветствовал победителей радостными криками и цветами.
Давайте тогда разберемся, чем же прославился Константин и почему ему решили воздвигнуть арку.
С 24 лет Константин мечтал стать императором и для этого готов был пойти на любые жертвы. План был таков – найти союзника в достижении этой цели и победить императора. Для этого он уехал в Британию к своему умирающему отцу Констанцию Хлору —римскому полководцу, объявленным цезарем Запада. Отец перед смертью наделил Константина полномочиями полководца, а войска провозгласили его римским императором. Шел 306 год.
В Риме в то время правил Максенций — тиран и необузданный в своих желаниях правитель. Жители быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, знавший о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел Альпы и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция.
Голову Максенция доставили в Рим для демонстрации жителям Рима — прежний император повержен. Как только горожане увидели голову прежнего императора, сразу начали возводить арку для Константина, но закончить не успели. Поэтому, когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки не увидел, так как её ещё попросту не докончили.
Арка Константина – это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим деспотом.
Закончили арку только в 315 году, и на ней выбили «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все подвиги императора. Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г. его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство.
В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.
Источник: https://italyinsider.ru/arka-konstantina
Описание Арки Константина
Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.
В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».
Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию.
По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума.
В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения.
На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами.
Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «Константиновские» выглядят значительно проще.
Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.
Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.
Источник: http://39rim.ru/arka-konstantina-v-rime-istoriya-i-opisanie.html
Архитектурные особенности и сюжеты Арки Константина
Давайте попробуем разобраться в обилии сюжетов, представленных на Арке Константина и в их изначальной принадлежности.
Наверху сразу обращают на себя внимание 8 массивных скульптур (по 4 с каждой широкой стороны арки). Исследователи не сомневаются, что это фигуры покорённых варваров – их выдают, как минимум, штаны, которых не носили римляне. Также практически нет сомнений в том, что эти скульптуры созданы в эпоху императора Траяна и украшали один из монументов, воздвигнутых в честь его побед.
Я уже говорила о «сборном» характере Арки Константина и о «spolia», но на самом деле учёные и исследователи до сих пор не могут объяснить некоторых аспектов этого явления. В самом деле, представьте себе: стоит в Риме некий монумент, посвящённый одному из самых популярных императоров, стоит всего лет 200 – ничто по историческим меркам, тем более – древнеримским. И вот внезапно из этого памятника выламывают некоторые куски и монтируют их в новое сооружение. Неужели, такое было в порядке вещей? Или у римских императоров были хранилища неиспользованных памятников разных эпох, из которых можно было черпать вволю? А может быть (ещё одна версия), строители были сильно ограничены во времени или в средствах, и в связи с этим им пришлось пойти на крайние меры? Ответить сейчас на эти вопросы очень трудно.
Здесь же на верхнем ярусе Арки между каждой парой варваров расположены двойные рельефные изображения (всего их, соответственно, 4). Они описывают военные кампании ещё одного предшественника Константина – Марка Аврелия. Предполагают, что рельефы были взяты с триумфальных арок, посвящённых этому императору. На них показаны различные эпизоды военной деятельности правителя: вот к нему подводят пленённых варваров, вот он обращается с речью к своим солдатам, рядом – торжественный обряд принесения в жертву животных и т.д.
Вы наверно не удивитесь, если я скажу, что на всех этих рельефах лицо императора Марка Аврелия переделано резчиком в лицо Константина. Действительно, в Риме существовала подобная практика. И съёмные головы для огромных императорских статуй вовсю использовали, и попавших в опалу деятелей на изображениях заменяли. Константин не был в этом первооткрывателем, и нет ничего удивительного, что все изображения императоров, представленных на арке (а это не только Марк Аврелий), были переделаны под него.
Ниже, над боковыми пролётами арки, мы видим с каждой стороны по 4 круглых медальона. Исследователи уверены, что они относятся к эпохе императора Адриана – присутствуют изображения самого правителя (на арке – переделанного в Константина) и его приближённых – Антиноя и Антонина Пия. Не исключают даже, что арка была возведена при Адриане, а во времена Константина её только достроили. Тематика изображений – чередование охоты и жертвоприношений. Есть сцена охоты на кабана, на льва (причём сам лев приделан в константиновские времена), принесение жертв Аполлону и Герскулесу.
Рекомендую вам обратить внимание на два медальона, обрамлённых порфиром, изначально весь ярус выглядел именно так. Примечательно, что императора-христианина, похоже, нимало не смущали изображения, на которых он приносит жертвы языческим богам.
Крупные рельефы на боковых и внутренних сторонах арки вновь возвращают нас к временам Траяна. Считается, что эти четыре изображения были частью «Большого фриза Траяна», размещавшегося на Ульпиевой базилике. Здесь изображены военные победы римлян: конница буквально сметает и топчет врагов, а поверженные варвары валяются в прахе или просят пощады.
Теперь советую вам приглядеться к полоске рельефа, находящегося прямо над боковыми пролётами арки и пересекающего её по всему периметру. Эти элементы не были заимствованы с других памятников, а действительно созданы при Константине. Представлены различные сюжеты: осада некоего города, вступление армии в Рим и др.
Конечно же, отражены события судьбоносной битвы у Мульвиева моста: побеждённые тонут в реке, их трубачи дают сигнал отступать. Кстати, и сам тиран – Максенций – утонул в Тибре, пытаясь сбежать после битвы.
Есть на этом рельефе и картины мирной жизни, например, выступление императора на рострах перед народом.
Думаю, вы, как и я, разглядывая элементы этой арки, заметили, насколько примитивными в художественном плане кажутся изображения фриза Константина по сравнению с фрагментами памятников более ранних времён. Искусствоведы разделяют наше мнение, упрекая картинки, описывающие деяния Константина в отсутствии перспективы и глубины, в непроработанности деталей и отдельных черт, в несоблюдении пропорций и т.д. Всё это отмечал в средние века сам Рафаэль, писавший, что «скульптуры на арке весьма слабы и лишены всяких признаков искусства и хорошего исполнения; при этом всё, что похищено с памятников Траяна и Антонина Пия, прекрасно и выполнено в идеальном стиле».
В этом художественном несоответствии различных элементов Арки Константина и выражается тот переход из античности в средневековье, о котором я говорила ранее. Как верно заметил один исследователь: «Аркой Константина архитектурная история Древнего Рима заканчивается. После нее все уже будет по-другому».
Источник: https://travelask.ru/italy/rome/arka-konstantina
Декор
Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:
Схема расположения сполий на арке Константина.
Аттик
Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть
На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169—175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.
На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.
Основная часть
Медальоны арки Константина, южная сторона, левая часть. Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны
8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.
Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.
При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Это интересно:
Тондо Адриана на Арке Константина
Оба фасада триумфальной арки Константина украшают восемь рельефов в виде круглых мраморных медальонов. Они помещены над малыми пролетами попарно. Диаметр каждого составляет чуть более двух метров. На барельефах изображены сцены охоты и языческие обряды жертвоприношений.
Сюжеты тондо южного фасада арки
- Подготовка к охоте
- Жертвоприношение Сильвану
- Охота на медведя
- Жертвоприношение Диане
Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки
- Охота на кабана
- Жертвоприношение Геркулесу
- Жертвоприношение Аполлону
- Охота на льва
Источник: http://39rim.ru/arka-konstantina-v-rime-istoriya-i-opisanie.html
Как добраться до Триумфальной арки Константина
Древний монумент находится у одного из главных римских холмов — Палатина, и буквально в двух шагах от Колизея. Сюда легко добраться разными видами транспорта из любой точки города.
Точный адрес: Via di San Gregorio, 00186 Roma RM, Италия.
-
Вариант 1
Метро:от станции Termini у ж/д вокзала до станции Colosseo ехать по синей ветке B 3 минуты
Пешком:от станции Colosseo идти около 450 метров.
-
Вариант 2
Автобус:маршрутом №75 от остановки Termini до Colosseo ехать около 9 минут.
Пешком:от остановки Colosseo расстояние 240 метров.
Также неподалеку есть остановки трамваев № 3 и 8, автобусов № 51, 85, 87, 118, С3, N2 и других.
Триумфальная арка Константина на карте
Интересные факты
- Древняя Arco di Costantino в своем роде уникальна — только она была возведена в честь удавшегося восстания. В целом же такой вид архитектуры обычно знаменовал собой победы римлян над внешними врагами.
- Четыре барельефа, что использовались для отделки триумфальной арки, относятся к эпохе императора Траяна и взяты с его форума. Считается, что они были частью большой картины, которая представлена в полном варианте (хотя и в виде копий) в Музее римской цивилизации.
- Одно время бытовала точка зрения, что части декора были заимствованы с других построек, поскольку мастера 4-го века не могли создать ничего столь же прекрасного, как статуи и барельефы ранней Античности. Но более вероятна все-таки версия, что у них попросту не было на это времени.
Медальон «Жертвоприношение Диане» — рельеф арки Константина
Полезные советы
- Триумфальная арка стоит за решетчатой оградой, поэтому, чтобы рассмотреть все детали, стоит захватить на экскурсию бинокль.
- Посмотреть этот монумент можно самостоятельно и бесплатно, причем его осмотр удобно совмещать с экскурсией на территорию расположенных рядом форумов — Римского или Траянского.
Панорама Триумфальной арки Константина
Триумфальная арка Константина за счет включения элементов разных эпох может рассказать о развитии древнеримского искусства в период первых 200 лет нашей эры. Вместе с другими достопримечательностями этого района — Колизеем, стадионом императора Домициана, Большим цирком, развалинами античного фонтана Мета Суданс, она дает представление о мастерстве древнеримских строителей, точности и масштабности их работ.
Визитная карточка
Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/triumfalnaya-arka-konstantina/
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Арка Константина
- Описание арки (англ.)
- Посвятительные надписи (англ.)
Эта страница в последний раз была отредактирована 6 января 2020 в 21:30.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Полезная информация
- Адрес: улица Via di San Gregorio, Рим
- Стоимость: бесплатно
Источник: https://italyinsider.ru/arka-konstantina
Интересные факты
- Арка Константина стала образцом для многих подобных сооружений, возведенных в более поздние периоды.
- В период правления Нерона вокруг арки был установлен фонтан, в котором после боя купались гладиаторы. До наших дней от него дошли только частицы фундамента в виде полукруга.
- Арка Константина в Риме – единственная, построенная в честь победы в гражданской войне.
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/triumfalnaya-arka-konstantina-v-rime/
Барельефы и скульптуры периода Траяна
На триумфальной арке Константина присутствуют четыре крупных прямоугольных барельефа периода правления Траяна. Все они изображают сцены битвы Траяна против даков.
Два из них расположены в аттике на боковых сторонах арки, два других – на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно заключениям исследователей, четыре мраморные плиты, использованные для декоративного оформления Арки Константина, являются лишь частью одного большого барельефа. Некоторые фрагменты античного Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума, а также в Галерее Боргезе. Увидеть все четыре плиты, объединенные вместе, можно в Музее Римской Цивилизации, где представлены их копии.
Если сопоставить данные изображения с рельефами, выполненными на колонне Траяна, становится очевидным тот факт, что все они были выполнены одним мастером или в одной мастерской.
Источник: http://39rim.ru/arka-konstantina-v-rime-istoriya-i-opisanie.html
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:
- http://39rim.ru/arka-konstantina-v-rime-istoriya-i-opisanie.html: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 8474 (37%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2663 (12%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 244 (1%)
- https://ArchitectureGuru.ru/triumfalnaya-arka-konstantina-v-rime/: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 841 (4%)
- https://theplacement.ru/travel-directory/triumfalnaya-arka-konstantina/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2358 (10%)
- https://italyinsider.ru/arka-konstantina: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2985 (13%)
- https://travelask.ru/italy/rome/arka-konstantina: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 5162 (23%)