Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 ноября 2019; проверки требуют 15 правок.
Пантео́н ( др.-греч. πάνθειον, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — так называемый «храм всех богов», памятник периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный между 117 и 126 годами н. э.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_(%D0%A0%D0%B8%D0%BC)
Содержание
- 1 История
- 2 Этимология
- 3 Архитектура
- 4 Значение в культуре
- 5 1300 лет Пантеон был самым большим куполом в мире
- 6 В Пантеоне есть несколько гробниц
- 7 Литература
- 8 Рядом с Пантеоном
- 9 Здания, созданные вдохновителями Пантеона
- 10 Когда-то у Пантеона была звонница
- 11 Дресс-код
- 12 Колонны были вывезены из Египта
- 13 Название Пантеона взято из греческого языка
- 14 Интересные факты о Пантеоне
- 15 Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов
Видео: Пантеон в Риме
Содержание
Источник: https://wikiway.com/italia/rim/panteon-v-rime/
История
Между 27 и 25 годами до нашей эры Марк Випсаний Агриппа, полководец, ближайший друг и зять Гая Октавиана Августа строит за свой счет и на принадлежащей ему земле целый комплекс пристроенных друг к другу сооружений — термы Агриппы, искусственное прямоугольное озеро (Stagnum Agrippae), базилику Нептуна и некое здание, посвященное богам, первоначальное название которого история не сохранила.
Уже к 77 году нашей эры Плиний Старший в «Естестенной истории» называет это здание «Pantheo»:
Из сиракузской меди сделаны в Пантеоне капители колонн, установленные Марком Агриппой.
Оригинальный текст (лат.)
Syracusana sunt in Pantheo capita columnarum a M. Agrippa posita. quin etiam privata opulentia eo modo usurpata est.
Пантеон пострадает от пожара и удара молнии в 80 и 110 годах нашей эры и будет перестроен при Траяне —Адриане между 117 и 126 годами. При перестройке на фронтоне будет сделана отсылка к первоначальной постройке: «М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT»: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил».
В 202 году, во время правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, будет заново отреставрирован. На архитрав Северы добавят надпись:
Имп Цез Л Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтиф, 10 раз триб, 11 раз имп, 3 раза кос, О о, прокос, и
Имп Цез М Аврелий Антонин Пий Феликс Авг, 5 раз триб, кос, прокос, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили.
Оригинальный текст (лат.)
IMP · CAES · L · SEPTIMIVS · SEVERVS · PIVS · PERTINAX · ARABICVS · ADIABENICVS · PARTHICVS · MAXIMVS · PONTIF · MAX · TRIB · POTEST · X · IMP · XI · COS · III · P · P · PROCOS ET IMP · CAES · M · AVRELIVS · ANTONINVS · PIVS · FELIX · AVG · TRIB · POTEST · V · COS ·PROCOS · PANTHEVM · VETVSTATE · CORRVPTVM · CVM · OMNI · CVLTV · RESTITVERVNT
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_(%D0%A0%D0%B8%D0%BC)
Это интересно:
Этимология
Название «Пантеон» происходит от древнегреческого слова «пантеион» (Πάνθειον), означающего «относящийся ко всем богам или связанный с ними»: (пан-/παν- («все») + теион/θεῖον («бог») означает «посвящённое всем богам»). Римский сенатор Дион Кассий, который писал по-гречески, предположил, что название происходит от статуй многих богов, установленных вокруг этого здания, или от сходства купола с небесами. Он предполагает, что слово «пантеон» (или «пантеум») является прозвищем, а не формальным названием здания. На самом деле концепция пантеона, посвящённого всем богам, сомнительна. Единственный определённый пантеон, зафиксированный ранее Пантеона Агриппы, был в Антиохии в Сирии, хотя об этом упоминает только источник шестого века. Циглер (Ziegler) пытался собрать доказательства пантеи, но его список состоит из простых посвящений «всем богам» или «двенадцати богам», которые не обязательно являются истинной пантеей в смысле храма, в котором есть культ поклонения всем богам.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_(%D0%A0%D0%B8%D0%BC)
История Пантеона
Инициатива возведения главного храма Римской империи принадлежала полководцу Марку Агриппе. Государственный деятель развернул масштабную строительную кампанию после разгрома флота Клеопатры и Антония в сражении при мысе Акций в 31 году до н. э. По задумке полководца Пантеон должен был стать частью архитектурного комплекса на Марсовом поле. Как гласит легенда, храм возвели на том самом месте, откуда вознёсся на небеса один из основателей Рима – Ромул.
Римский Пантеон в 1836 году
Помимо храма, в комплекс входили Термы Агриппы и базилика Нептуна. Историки полагают: и Пантеон, и базилика были частной собственностью полководца и, в отличие от общественных храмов, закрывались для посещения простым людом.
Прежде считалось, что здание Пантеона проделало огромный путь от времён Римской империи до наших дней и при этом сохранило первозданный облик. Причиной заблуждения стала выбитая надпись, украшающая фасад и в наши дни. В переводе с латыни она означает: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды избранный консулом, сделал это». Археологические раскопки опровергли эту теорию: так, здание Пантеона в Риме, за исключением фасада, было полностью разрушено, а затем – реконструировано по прежним чертежам.
Напротив Пантеона на Площади Ротонда находится фонтан, созданный в 1711г., в его композиции использован египетский обелиск, найденный на месте, где в древности находился храм Исиды
Плиний Старший описал храм Агриппы в труде «Естественная история». Упоминаются и капители колонн из сиракузской бронзы, и фигура Диогена Афинского в окружении кариатид, и статуи богов, и разрезанная пополам жемчужина Клеопатры – достойное украшение для ушей Венеры. Пожар 80 года унёс с собой величие римского храма и расположенных неподалёку зданий. Святилище восстановили по приказу Домициана, но спустя 30 лет Пантеон постигла та же участь.
За реконструкцию храма взялся Адриан, провозглашённый правителем Римской империи дважды. К сожалению, точно не известно, насколько весомый вклад в восстановление Пантеона сделали архитекторы императора. Достоверен лишь тот факт, что Адриан не стал увековечивать своё имя, воссоздав только прежнюю «подпись» Марка Агриппы. Император Септимий Север и его сын Каракалла не последовали примеру своего предшественника. Частично реконструировав Пантеон в 202 году, римские правители отметили этот факт надписью на архитраве храма.
Средние века стали переломной эпохой для судьбы святилища. В 609 году император Византии вверил Пантеон Папе Римскому Бонифацию IV. В том же году храм освятили в честь Святой Марии и Мучеников, тем самым сделав его христианским. Благодаря этой церемонии Пантеон избежал участи быть забытым или разрушенным противниками язычества. В эпоху Ренессанса храм стал усыпальницей для известных личностей того времени.
К сожалению, Римский Пантеон утратил многие декоративные элементы. Место двух резных колонн заняли средневековые постройки. В начале XVII века Урбан VII демонтировал бронзовые украшения потолка и возвёл по бокам от купола две башни, пренебрежительно прозванные «ослиными ушами» (были снесены в XIX в.) Ещё одной значимой потерей стали скульптуры, которые украшали фронтон храма по обе стороны от надписи Агриппы. Интерьер в значительной степени сохранился, хотя и не без реставраций.
Сейчас Пантеон в Риме используется в качестве католической церкви. По воскресеньям и праздникам здесь проходят мессы. Иногда купол храма становится невольным свидетелем церемоний бракосочетания.
Римский Пантеон ночьюТуристы у Римского Пантеона
Источник: https://wikiway.com/italia/rim/panteon-v-rime/
Архитектура
Невероятное архитектурное сооружение имеет форму ротонды, купол и стены здания плавно соединены между собой.
Снаружи купольный свод ошибочно кажется плоским, но, пройдя вовнутрь, размеры сферы однозначно впечатляют.
Параметры Пантеона:
- высота – 43,3 метра;
- ширина купола и ротонды – 43,3 метра;
- толщина всех стен – 6 метров.
Высота цилиндрической постройки равна радиусу сферы.
Основной материал, из которого выполнено купольное сооружение – кирпич, блоки, мрамор и гранит.
Реконструкция пантеона.
Портик – входная колоннада
Изначально к Пантеону вёл лестничный подъем, однако со временем уровень земли поднялся. Эту разницу можно сегодня увидеть, обойдя здание вокруг.
Шестнадцать возвышающихся коринфских колонн из египетского гранита и греческого мрамора (12 метров в высоту, диаметр – 1,5 метра) представляют внешний портик храма. Вес каждой около 60 тонн.
Начало истории возникновения колонн берётся в Древнем Египте. Пройдя длинный путь на баржах по реке Тибр, они были доставлены в Рим.
Отверстия над древней надписью Агриппы на треугольном фронтоне напоминает о языческой скульптурной композиции «Битва титанов», которая ранее висела здесь.
Вход в храм открывает древнеримский портал – двойные бронзовые врата, высотой 7 метров.
Рядом с Пантеоном расположены статуи Агриппы и Адриана.
Входная колоннада.
Око Пантеона
Единственный источник света в здании, через которое солнечные лучи освещают пространство – круглое открытое отверстие в куполе «окулус» (oculus), диаметром 9 метров.
Дырка в куполе символизирует Солнце, ровно в полдень 21 апреля лучи образуют прямой столб света.
Так как через сквозное окно могут проходить осадки, в храме предусмотрена специальная дренажная конструкция пола – слив с уклоном около 30 сантиметров для стекания воды.
Во времена Античности под окулусом располагался языческий алтарь, а вокруг попеременно в зависимости от расположения солнца освещались падающим дневным светом скульптуры богов.
Сегодня на месте мифических статуй находятся картинные и скульптурные композиции ренессансного периода.
Существует поверье, что изначально при строительстве Пантеона не было отверстия в куполе, оно образовалось после изгнания злых духов во время проводимых языческих обрядов.
Пантеон с высоты.
Купол
Купол Пантеона – огромная неармированная конструкция возрастом в 2000 лет!
По исследованиям специалистов нижние ярусы сделаны из твёрдого бетона, верхние – смесь бетона и пемзы, что было сделано для облегчения веса масштабного построения.
Внутренняя часть состоит из 140 кессонов, расположенных в пять рядов, что служит эффектным украшением свода.
Общий вес купола – 5 тысяч тонн.
Не смотря на всю тяжесть каменного купольного покрытия ротонды, потолок словно застыл над земным пространством в невесомом парении.
Диаметр основания свода – 6 метров, у сужения к отверстию – 1,5 метров.
Снаружи купол покрывают позолоченные бронзовые плиты.
Как возводилось тяжёлое величественное сооружение до сих пор точно неизвестно.
Согласно легенде, при строительстве внутренняя часть купольного храма заполнялась землёй с золотыми монетами.
После завершения строительных работ император заявлял, что нашедший все монеты имеет право забрать их себе. В результате римлянам потребовалось лишь пару часов для очищения пространства здания от всей земли.
Купол величественного храма.
Источник: https://rome24.ru/dostoprimechatelnosti/panteon-rim.html
Архитектура Пантеона
Главное святилище Рима построено в виде ротонды и ведущего к ней портика.
Портик
Вид на портик Пантеона. На фото отчетливо видны две ниши в стенах, где ранее располагались статуи
В древности фронтон портика украшала внушительных размеров скульптура – вероятно, из позолоченной бронзы. Расположение отверстий, в которые устанавливались крепления для статуи, позволяет судить о её внешнем облике. Предположительно скульптура представляла собой имперского орла с лентами, которые тянулись к углам фронтона.
В стенах позади портика заметны пустующие ниши для статуй. Возможно, раньше здесь возвышались скульптуры Марка Агриппы, Октавиана Августа и Юлия Цезаря. Иной допустимый вариант – статуи Капитолийской триады (Юпитера, Минервы, Юноны) или других древнеримских богов. Массивные двери из бронзы, ведущие во внутреннюю часть храма, изначально не принадлежали Пантеону. Их установили приблизительно в XV веке.
На первых изображениях Римского Пантеона заметен лестничный пролёт, ведущий ко входу в храм. Со временем возле здания образовалась насыпь, и надобность в отдельной лестнице отпала.
Ротонда
Бетонно-кирпичная ротонда святилища накрыта куполом в форме полусферы. Его нижние ярусы сделаны из более тяжёлого материала, чем верхние: последние же включают в состав пемзу. Внутри спроектированы небольшие камеры, которые уменьшают массу крыши. Возможно, аналогичная роль отводилась и окулусу – отверстию в центре полусферы диаметром 9 м. Здесь масса свода значительно меньше, чем у основания. Через окулус в помещение храма проникает свет. Не препятствует «Око Пантеона» и осадкам, но благодаря дренажной системе и небольшому углу наклона пола (около 30°) дождевая вода собирается в специальных углублениях.
Ротонда на фоне крыш Рима «Око Пантеона»
Со знаменитым куполом храма связана удивительная легенда. Так, его идеальные очертания и солнечный свет, проникающий в «жерло» окулуса, вдохновили Н. Коперника на окончательную формулировку гелиоцентрической теории.
В стенах помещения виднеются ниши, где возвышаются статуи богов, чьи имена соотносились с 7 планетами древности: Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, Луной и Солнцем. Проникая через окулус, лучи солнца поочерёдно падали на каждую из скульптур, тем самым превращая Римский Пантеон в некое подобие обсерватории.
За римским храмом до сих пор закреплён рекорд самого монументального в мире неармированного купола из бетона.
Интерьер
Внутреннее убранство Пантеона в Риме
В здание ведёт пронаос – прямоугольное помещение, расположенное в передней части святилища. Над входом заметно полукруглое углубление – тимпан, – ограниченное перемычкой и аркой. В древности здесь располагалась скульптура – «Битва богов и титанов», но она, к сожалению, не сохранилась.
Храм встречает туристов огромной комнатой цилиндрической формы. По обе стороны Римский Пантеон разветвляется на два нефа (за исключением центральной части помещения). Окна отсутствуют. Пространство визуально делится на три яруса (этажа), плавно сужаясь к верхнему. Поверхность купола украшена кессонами – утопленными панелями, – образующими 5 рядов по 28 штук. Возможно, эти декоративные элементы имели определённое значение: лунное, геометрическое или числовое.
Поскольку купол Пантеона в Риме символизировал небосвод, кессоны вполне могли использоваться для размещения в них украшений – к примеру, бронзовых звёзд, как считают историки. Помимо декоративной роли, эти панели «разгружают» общую композицию, делая крышу более лёгкой и визуально, и технически.
В интерьере преобладают геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты и круги. В основном они воплощены в мраморном полу Пантеона: «шахматные клетки» чередуются с (предположительно) омфалиями – пурпуровыми кругами. Последние обычно предназначаются для императоров и жрецов, но было ли это актуально для римского храма всех богов – неизвестно.
Источник: https://wikiway.com/italia/rim/panteon-v-rime/
Значение в культуре
С начала постройки и до введения христианства Пантеон был посвящён неким богам — Венере, Марсу и другим. Также внутри храма находилась статуя обожествлённого Цезаря.
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
Раз в год, на праздник Пятидесятницы, присутствующих в храме сквозь отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз, что символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.
Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали захоранивать известных личностей. В нём погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Световой поток в куполе храма | Внутреннее убранство Пантеона | Пантеон в XIX веке | Купол Пантеона на фоне Рима |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_(%D0%A0%D0%B8%D0%BC)
1300 лет Пантеон был самым большим куполом в мире
Римский Пантеон.
Так как здание Пантеона представляет собой единое целое сооружение, в котором стены переходят в потолок без какой-либо границы, Пантеон считался в течение 1300 лет самым большим куполом в мире. Он больше даже купола собора Святого Петра в Ватикане (43,3 против 41,47 метров в диаметре).
Затем в 1436 году закончилось строительство собора во Флоренции и пальма первенства перешла уже к нему.
В свое время, чтобы собрать всю конструкцию купола, архитектор распорядился использовать разные материалы у основания и в куполе Пантеона. Так, чем выше стены, тем легче становится строительный материал — кирпич и бетон сменяются пемзой и туфом, плюс сам окулюс также значительно облегчает вес конструкции. А чтобы удержать такой вес, стены Пантеона пришлось сделать очень толстыми — почти 6 метров в толщину.
Впрочем, Пантеон и сегодня считается если не самым большим в мире, то по крайней мере самым большим неармированным бетонным куполом в мире.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210119/42016/
Это интересно:
В Пантеоне есть несколько гробниц
Гробница Рафаэля.
Пантеон является местом успокоения нескольких именитых личностей Италии. Так, здесь можно увидеть гробницы первых двух королей единой Италии нового времени, Виктора Эммануила II и его сына Умберто I, похороненного рядом со своей супругой Маргарите Савойской (в честь которой, кстати, названа современная пицца Маргарита).
Кроме того, здесь же похоронен знаменитый архитектор и художник Рафаэль Санти. На его мраморной гробнице можно прочесть эпитафию: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210119/42016/
О Пантеоне в цифрах
С этим святилищем связано немало удивительных фактов, которые поражают воображение туристов:
Артисты на площади перед Пантеоном
- В истории Римского Пантеона известны два периода забвения: на 400 и 900 лет. Всё, что происходило с храмом в это время, – тайна за семью печатями. Возможно, Пантеон подвергался более масштабным перестройкам, иначе не дошёл бы до наших дней в столь хорошем состоянии.
- Толщина купола вокруг Ока Пантеона составляет 1,2 м, хотя кажется значительно меньше при взгляде снизу.
- Высота помещения и диаметр его свода равны: 43,3 м. Это придаёт сооружению удивительную гармонию.
- После реорганизации языческого святилища в христианский храм Папа Бонифаций IV приказал перевезти в Пантеон кости святых из катакомб Рима. Согласно данным, они едва уместились в 28 возах.
- Портик подпирается 16 мраморными колоннами. Каждая весит около 60 т, составляет 1,5 м в диаметре и почти 12 м в высоту.
- Толщина стен здания – 6 метров. Историки полагают, что Пантеон в Риме мог использоваться в качестве оборонительной крепости во время бунтов и восстаний Средневековья.
- В 609 году Пантеон стал первым языческим храмом, освящённым по христианским канонам. Отсюда возникает не один закономерный вопрос. Кто в древности вёл статистику языческих святилищ? Как она дошла до наших дней? Какими были другие храмы?
- Обелиск Рамзеса II, установленный перед Пантеоном, не единственный в городе. Всего в Риме размещено 13 египетских обелисков, свидетельствующих о необычной любви Пап Римских к тематике Страны фараонов.
Римский Пантеон привлекает не только историей и архитектурой. Глядя на величественное сооружение возрастом более чем 2 тысячи лет, невольно проникаешься уважением к архитекторам тех времён, создавшим главный шедевр Рима.
Источник: https://wikiway.com/italia/rim/panteon-v-rime/
Литература
- Claridge, Amanda. Rome (англ.). — Oxford Oxfordshire: Oxford University Press, 1998. — (Oxford Archaeological Guides). — ISBN 0-19-288003-9.
- Cowan, Henry. The Master Builders: : A History of Structural and Environmental Design From Ancient Egypt to the Nineteenth Century (англ.). — New York: John Wiley and Sons, 1977. — ISBN 0-471-02740-5.
- Lesley A. DuTemple. The Pantheon. — Twenty-First Century Books, 2003. — 72 p.
- Favro, Diane. The Cambridge Companion to the Age of Augustus (англ.). — Cambridge University Press, 2005. — P. 234—263. — ISBN 978-0-521-00393-3.
- Hetland, L. M. Dating the Pantheon (неопр.) // Journal of Roman Archaeology. — 2007. — Т. 20, № 1. — С. 95—112. — ISSN 1047-7594.
- King, Ross. Brunelleschi’s Dome (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.), 2000. — ISBN 0-7011-6903-6.
- Kleiner, Fred S. A History of Roman Art (неопр.). — Belmont: Wadsworth Publishing (англ.), 2007. — ISBN 0-534-63846-5.
- Lancaster, Lynne C. Concrete Vaulted Construction in Imperial Rome: Innovations in Context (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — ISBN 0-521-84202-6.
- Loewenstein, Karl (англ.). The Governance of Rome (неопр.). — The Hague, Netherlands: Martinus Nijhof, 1973. — ISBN 978-90-247-1458-2.
- MacDonald, William L. The Pantheon: Design, Meaning, and Progeny (англ.). — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976. — ISBN 0-674-01019-1.
- Marder, Tod A. Specchi’s High Altar for the Pantheon and the Statues by Cametti and Moderati (англ.) // The Burlington Magazine. — The Burlington Magazine Publications, Ltd., 1980. — Vol. 122, no. 922. — P. 30—40.
- Marder, Tod A. Alexander VII, Bernini, and the Urban Setting of the Pantheon in the Seventeenth Century (англ.) // The Journal of the Society of Architectural Historians. — Society of Architectural Historians, 1991. — Vol. 50, no. 3. — P. 273—292. — doi:10.2307/990615.
- Mark, R.; Hutchinson, P. On the structure of the Pantheon (неопр.) // Art Bulletin. — College Art Association, 1986. — Т. 68, № 1. — С. 24—34. — doi:10.2307/3050861.
- Ramage, Nancy H.; Ramage, Andrew. Roman art : Romulus to Constantine (неопр.). — 5th. — Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall, 2009. — ISBN 978-0-13-600097-6.
- Rasch, Jürgen. Die Kuppel in der römischen Architektur. Entwicklung, Formgebung, Konstruktion, Architectura (нем.) // Architectura. — 1985. — Bd. 15. — S. 117—139.
- Roth, Leland M. Understanding Architecture: Its Elements, History, And Meaning (англ.). — Boulder: Westview Press (англ.), 1992. — ISBN 0-06-438493-4.
- Summerson, John (1980), The Classical Language of Architecture, 1980 edition, Thames and Hudson World of Art series, ISBN 0-500-20177-3
- Thomas, Edmund. The Architectural History of the Pantheon from Agrippa to Septimius Severus via Hadrian (англ.) // Hephaistos. — 1997. — Vol. 15. — P. 163—186.
- Wilson-Jones, Mark. Principles of Roman Architecture (неопр.). — New Haven: Yale University Press, 2003. — ISBN 0-300-10202-X.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_(%D0%A0%D0%B8%D0%BC)
Рядом с Пантеоном
Площадь Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda), на которой расположен Пантеон, украшает невероятный фонтан из мрамора, созданный итальянским архитектором Джакомо Дела Порта в 1675 году.
В центре фонтана – египетский обелиск Рамзеса II, доставленный в Древности из Египта.
В 1711 году по заказу папы Климента XI фонтан подлежал реставрации, после которой в композицию добавились фигуры четырёх дельфинов и герб Климента XI.
Восьмиконечная звезда над тремя холмами так же по воле папы стала венчать шестиметровый штык.
Среди великолепных домов улицы, на площади с изумительным фонтаном у грандиозного храма часто играет уличная музыка, создавая особенную волшебную атмосферу.
Невероятный фонтан из мрамора.
Источник: https://rome24.ru/dostoprimechatelnosti/panteon-rim.html
Здания, созданные вдохновителями Пантеона
Мировые архитекторы до сих пор восхищаются уникальной постройкой античного периода, удивляясь невероятно кропотливой работе инженеров и архитекторов того времени.
Вдохновлённые последователи пытаются скопировать и повторить модель подобного купольного сооружения.
Знаменитый купол Пантеона – выдающийся образец для подражания поколений.
Достопримечательности мира, созданные по примеру Храма всех богов в Риме:
- Купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, спроектированный итальянским архитектором Филиппо Брунеллески.
- Купол собора Святого Петра в Ватикане – Микеланджело Буонарроти.
- Парижский Пантеон французского архитектора Жак-Жермена Суффло. Место служит сегодня усыпальницей известных личностей Франции.
- Церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Милане.
- Базилика Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе.
- Церковь Гран Мадре ди Дио в Турине.
- Университет Томаса Джефферсона в Филадельфии.
- Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и другие.
Парижский Пантеон.
Источник: https://rome24.ru/dostoprimechatelnosti/panteon-rim.html
Когда-то у Пантеона была звонница
Пантеон со звонницей.
В начале 1600-х Папа Римский Урбан VIII приказал пристроить к Пантеону две звонницы по бокам фасада. Сами римляне не одобрили такое решение, согласно историческим записям, в народе их стали называть не самым уважительным образом («задница с ушами» или «уши задницы»), так что когда в конце XIX века их убрали, возмущения это не вызвало.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210119/42016/
Как добраться
Своим величественным обликом Римский Пантеон украшает площадь Пьяцца-делла-Ротонда. Воспользуйтесь общественным транспортом, чтобы доехать до этого места:
- трамваем – № 8 (остановка Argentina);
- автобусом – № 30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492 (остановка Argentina);
- метро – ветка А (станция Barberini).
Источник: https://wikiway.com/italia/rim/panteon-v-rime/
Дресс-код
Как и в любой церкви мира, для входа в Пантеон рекомендуется соблюдать соответствующий внешний вид и правила:
- одежда, прикрывающая плечи и колени;
- для женщин – юбки и платок на голову (можно приобрести внутри храма);
- необходимо соблюдать тишину и уважение к другим посетителям.
Источник: https://rome24.ru/dostoprimechatelnosti/panteon-rim.html
Колонны были вывезены из Египта
Колонны из Египта.
На входе в Пантеон стоит 16 массивных 60-тонных колонн, каждая из которых в свое время была вывезена из Египта. Сначала их протащили 100 км к Нилу, затем погрузили на баржи и перевезли на кораблях в Средиземное море. Там их доставили в порт Остии, снова погрузили на баржу и по Тибру доставили в Рим, чтобы установить перед куполом для поддержки портика.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210119/42016/
Название Пантеона взято из греческого языка
Храм всех богов.
Слово «Пантеон» означает «храм всех богов», где ‘pan’ означает «все»а ’theos’ означает боги«. Считается, что в храме в свое время были представлены все главные божества древних римлян, и по кругу можно было принести богам по очереди Марсу, Венере, Сатурну, Юпитеру и Юноне.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210119/42016/
Интересные факты о Пантеоне
- Пантеон – самый хорошо сохранившийся монумент античной архитектуры, который не подвергался восстановлению и перестройкам.
- Купол Пантеона – самый большой неармированный купол в мире.
- 21 апреля ровно в полдень в храме через окулус дневные лучи собираются в столб света и падают в центр входного портала, что придаёт этому месту поистине необычайную атмосферу. Этот день празднуется как момент основания города Рима.
- Воскресенье роз (la Domenica delle Rose) – праздник схождения Святого Духа. На 50-й день католической Пасхи пол Пантеона заполняется тысячами лепестками красных роз, падающих с окулуса. Лепестковый дождь напоминает «огненные языки» Святого Духа, которые сошли на апостолов. Красная роза – символ духа и крови. Эта традиция возродилась архиепископом Антонио Германом в 1995 году.
- Пантеон стал свидетелем съемки знаменитых кинофильмов: «Римские каникулы» (1953 год), «Ангелы и демоны» (2009 год).
Воскресенье роз в Пантеоне.
Пантеон – символ Рима и настоящее архитектурное чудо, которое оказало большое влияние на последующие поколения, поражая своей грандиозной конструкцией и изящным видом.
Гордость и могущество Римской империи, дошедшее до наших дней сквозь века – сокровище Вечного города, которое стоит увидеть.
«Великие здания, как и высокие горы, — создание веков».
Виктор Гюго
Источник: https://rome24.ru/dostoprimechatelnosti/panteon-rim.html
Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов
Собор святого Петра в Ватикане.
Тот самый флорентийский собор — Санта-Мария-дель-Фьоре — был создан Филиппо Брунеллески по образцу Пантеона. Кроме того, гигантский купол в Риме послужил вдохновением для проектирования купола собора Святого Петра в Ватикане, того самого, ради которого потом с Пантеона содрали бронзовые листы. Кроме того, в Париже есть также свой Пантеон — значительно более скромных размеров, но также созданный по мотивам своего римского «старшего брата».
Пантеон в Париже.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210119/42016/
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_(%D0%A0%D0%B8%D0%BC): использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 7342 (25%)
- https://rome24.ru/dostoprimechatelnosti/panteon-rim.html: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 7137 (24%)
- https://kulturologia.ru/blogs/210119/42016/: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 5213 (18%)
- https://wikiway.com/italia/rim/panteon-v-rime/: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 9573 (33%)