Колокольня с церковью Архангела Гавриила (видео)

Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х (Ме́ншикова ба́шня) — православный храм в честь Архангела Гавриила, расположенный в Москве. Был заказан в 1707 году Александром Меншиковым и построен по проекту Ивана Зарудного. С 1948-го принадлежит Антиохийскому подворью.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 275
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F

История

Строительство

Деревянная церковь во имя Архангела Гавриила на Поганых прудах впервые упоминается в переписи 1551 года. К 1657-му она была перестроена в камне, а через два года расширена. В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор в соседнем квартале на Мясницкой улице за две тысячи рублей на месте нынешнего Центрального почтамта и церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Постепенно он расширил свои владения, и в 1701-м храм был обновлён. Однако через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери, привезённая им из Полоцка. Считалось, что она была написана евангелистом Лукой, что подтверждала надпись на образе. По его приказу были также очищены Поганые пруды, в которые сбрасывались отходы из близлежащих мясных лавок и боен, после чего их переименовали в Чистые.

Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко. Возводила постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного. В проектировании церкви также участвовали Доменико Трезини, Г. Пандо и Б. Скала. Внутри церковь была украшена работами швейцарского скульптора Франческо Фонтана. В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше Ивановской колокольни. Церковь первоначально имела пять каменных уровней: неф, квадратную башню, три нижних восьмиугольных яруса, а также два верхних восьмиугольника, сделанных из дерева. Верх башни украшал 30-метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руке. В 1708 году в башню установили часы с курантами из Англии и подвесили 50 колоколов.

XVIII—XIX века

Меншикова башня в 1882 году. Позднее церковь со всех сторон окружили зданиями

Реконструкция первоначального вида башни, выполненная Карлом Лопяло

14 июня 1723 года во время похорон священника Василия Андреева в шпиль ударила молния и начался пожар, продолжавшийся несколько часов и уничтоживший деревянные перекрытия верхнего яруса. Колокола обрушились и проломили своды церкви, придавив людей, находившихся в помещении. Удалось спасти икону Божией матери, которую после пожара перенесли в придел Введения Пресвятой Богородицы одноимённого храма в селе Семёновском. В 1726-м её перевезли в Петербург, где она пропала после ссылки Меншикова по обвинению в злоупотреблениях властью и казнокрадстве.

Полвека служба совершалась только в малых приделах — на хорах и в трапезной. Восстановление церкви началось в 1773 году на средства масона Гавриила Измайлова. Вместо верхнего яруса сделали новый купол в стиле барокко, окна сводов замостили кирпичом. Вазы по углам первого восьмиугольника заменили собой утраченные статуи. Шпиль и скульптура ангела так и не были восстановлены. Стены храма украсили масонскими символами и надписями. По преданию, в верхнем помещении столпа происходили собрания масонской ложи «вольных каменщиков». Церковь Архангела Гавриила неоднократно упоминается в романе Алексея Писемского «Масоны»:

Храм своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, — на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой — дом молитвы»…

Церковь работала только летом и использовалась как колокольня, а в остальное время службы проходили в церкви Феодора Стратилата, которая была пристроена к башне в 1806 году благодаря директору Почтамта Фёдору Ключарёву.

В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.

В 1821-м башню передали почтовому ведомству и переименовали в церковь Архангела Гавриила при Почтамте. На церковные расходы ведомство выделило 2600 рублей в год серебром. В 1838—1840 годах башню отремонтировали. В 1852-м митрополит Филарет приказал уничтожить масонские знаки. Однако из-за нехватки средств они были стёрты только через десять лет. В 1872 году Почтамт прекратил финансирование церкви, посчитав излишней роскошью её содержание. После этого она стала приходской.

XX век

Церковь Архангела Гавриила на золотой памятной монете СССР 1990 года из серии «500-летие единого русского государства»

В 1928 году работники Московского почтамта написали письмо в Моссовет о ветхом состоянии башни:

Само здание приходит в ветхость и никем не ремонтируется, как исторической ценности не представляет, никто её не осматривает и существованием её не интересуется, а между тем она занимает довольно значительную площадь во дворе Почтамта, которая в связи с механизацией крайне необходима для него. Ввиду сего Почтамт просит Президиум Моссовета о закрытии церкви и о предоставлении помещения для нужд Почтамта и, если возможно, дать разрешение к сносу её.

Через два года после этого церковь закрыли.

В 1941 году башню повредила вражеская авиация. Через четыре года состоялся Поместный собор Русской православной церкви, во время которого патриархом Александром III и патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья. Для этого в начале 1948-го Московской патриархии передали храмы во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата. Открытие подворья состоялось 17 июля того же года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных церквей. Через год башню отреставрировали, восстановив главы из подлинных сохранившихся деталей. Работы проводились под руководством специалистов отдела государственной охраны памятников архитектуры Москвы.

С 1977 года церковь Архангела Гавриила возглавляет епископ Нифон (Сайкали). После уничтожения храма Спаса Преображения на Преображенской площади в 1964 году его иконостас перенесли в Меншикову башню, а старый иконостас через четыре года передали в Свято-Успенский собор Махачкалы, где он находился до 2000-го.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 6243
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F

Архитектура


Меншикова башня выполнена в европейском стиле. Её стены оформлены в классическом ордере и декорированы белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов. Главный вход украшают массивные волюты.

При реставрации башни после пожара её расписали изречениями: «Дом Мой — дом молитвы», «Аз есмь путь к истине и живот», «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» и другими. Под куполом находилось Всевидящее Око, на южной стене между двумя окнами — Святая Чаша с надписью «Redemptio mundi», что значит «искупление мира». Внутри алтаря был изображён орёл, смотрящий на солнце, у жертвенника — лавровое дерево, а справа от него — лилия. Изображения и надписи были уничтожены в 1862 году.

В основании волют сохранились остатки балюстрад, прежде венчавших угловые части нижнего яруса. Над входом находятся рельефные изображения Архангелов Гавриила и Михаила, а над западным входом — композиция «Вознесение Христово». Между рядами окон располагаются скульптурные вставки: атрибуты христианства и надписи в картушах. Оригинальной скульптурной отделки практически не сохранилось, современный декор состоит в основном из цементных копий.

Основная часть интерьера внутри башни осталась такой, какой она была при строительстве. Обходные галереи, балкон над иконостасом и выступы ложи задают многоплановость организации пространства. Стены украшают сюжетная живопись, карнизы и картуши с изображениями херувимов. В трапезной находятся кариатиды галереи и горельефные ангелы над картушами.

  • Скульптура ангела, 2008 год

  • Деталь наружного декора, 2008 год

  • Оформление входа в церковь, 2013 год

  • Юго-западный вход, 2008 год

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1690
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F

1531-1534 годы

Церковь Архангела Гавриила с приделом Константина и Елены была возведена в 1531-1534 годах одновременно с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи на вклад великого князя Василия III. В 1528 году великий князь с княгиней Еленой Глинской специально приезжал в монастырь помолиться о «разрешении от бесчадия». В память о рождении сына –  будущего царя Ивана Грозного, он пожертвовал в Кирилло-Белозерский монастырь тысячу рублей на строительство сразу двух церквей.

В архитектуре этой церкви и построенного вместе с ней храма Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, привнесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV – XVI  веках. 

Новым для каменного храмового строительства Кирилло-Белозерского монастыря начала XVI века стало оформление фасадов храма и интерьера памятника. Помимо пилястр, разделяющих его стены на три прясла, фасады церкви Архангела Гавриила имеют профилированный цоколь и широкий трехчастный карниз. Особенно интересно была решена верхняя часть церкви – над карнизом, там, где обычно помещались закомары, возвели стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона увенчивался целой короной небольших кокошников. В северо-западном углу яруса установили часы. Вверху церковь завершалась двумя главами – большой в центре и малой – над приделом Константина и Елены. В 1638 году на месте яруса звона устроили ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. Более всего пострадал памятник в XVIII и особенно в начале XIX века. Тогда сломали оба барабана, уничтожили южный портал, вместо него и над ним сделали новые большие окна, уничтожили второй ярус кокошников. Западный фасад церкви еще раньше оказался почти полностью закрытым построенной вплотную к нему каменной колокольней.  Из трех перспективных порталов до настоящего времени дошел только северный.

Из предметов храмового убранства в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника сохранились только отдельные произведения.   

Реставрация памятника. Реставрационные работы на памятнике на протяжении последних десятилетий проводились несколько раз. В 1950–х годах памятник был исследован и обмерен специалистами ВПНРК. Архитектором С.С. Подъяпольским была выполнена графическая реконструкция его первоначального вида. В 1960-1970 годах проведены работы по консервации и фрагментарной рестав­рации памятника: установка дополнительных железных связей в пролетах арок между подкупольными столпами храма; частичное сня­тие для улучшения отвода вод грунта у восточного фасада и вос­становление первоначального цоколя на этом участке. Был несколь­ко поднят закрывавший жерло барабана поздний потолок.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3052
Источник: https://kirmuseum.org/ru/monument/cerkov-arhangela-gavriila
Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 11260
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 6243 (55%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1965 (17%)
  3. https://kirmuseum.org/ru/monument/cerkov-arhangela-gavriila: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3052 (27%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий