Национальная галерея современного искусства (итал. Galleria nazionale d’arte moderna e contemporanea) — художественное собрание, посвящённое современному искусству XIX–XX веков. Галерея насчитывает около 5 тысяч картин и скульптур, которые размещены в 75 залах.
Источник: https://tisamsebegid.ru/rim/galereya-sovremennogo-iskusstva
История создания
Свою деятельность Национальная галерея современного искусства начала на закате 19 века. Идея организовать музей, в котором демонстрировались бы образцы современного итальянского искусства, давно витала в воздухе. И вот, в 1883 году был построен Дворец выставок по проекту архитектора Пио Пьянчетти. Вплоть до начала 20 века живописцы новой объединенной Италии выставлялись в здании Plazo delle Esposizioni, а затем вся экспозиция переместилась в более живописное место, на Виллу Боргезе.
История Виллы Боргезе (Villa Borghese) уникальна сама по себе и заслуживает отдельного упоминания. Итальянский кардинал Сципион Боргезе, большой поклонник искусства и потомственный князь, в начале 17 века разбил на 80 гектарах столичной земли обширный парк.
На территории виллы был выстроен особняк, превращенный кардиналом в галерею живописи и скульптуры.
Потомки Сципиона Боргезе, следуя его заветам, работали над расширением коллекции предметов искусства. В 1903 году знаменитая вилла сменила своего владельца. Прекрасный парк вместе со всеми постройками перешел во владение города.
В 1908 году римские власти инициировали строительство дворца, в котором должно было произойти торжество, посвященное 50-летию объединения Италии.
К 1911 году все работы были закончены под чутким руководством архитектора Чезаре Баццани. Таким образом, на просторах Виллы Боргезе появилось еще одно величественное здание. Спустя 4 года выставочный зал стал новым домом для Национальной галереи современного искусства.
Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva-v-rime.html
Это интересно:
Экспозиции и выставки
Само название выставочного зала говорит о том, что он ориентирован на творчество итальянских мастеров-современников. Поначалу стены GNAM украшали работы художников, представляющих романтизм, реализм и модернизм. Портреты, пейзажи Болдини, Палацци, Винченцо Каприле, Челинтано, Витторио Коркоса. Особенно сочно выглядит южное побережье Италии, выполненное последователями Соррентийской художественной школы. Также стоит обратить внимание на уникальное направление в итальянской живописи – маккьяйоли (от слова macchia – «пятно»).
Почетное место занимают работы итальянской школы импрессионизма – полотна Джованни Сегантини и Превиати.
Поклонникам абстрактного искусства и неожиданных цветоформ рекомендуем уделить внимание творчеству художника-космополита Джино Северини. Футуристические полотна этого мастера разлетелись по музеям всего мира: Франция, Британия, Голландия, Венгрия. Конечно же родная Италия не осталась обделенной, подборка полотен Северени побуждает посетителей галереи к жарким дебатам. Дополняют экспозицию футуризма картины Джакомо Балла.
На смену футуризму пришли идеи реализма, что в сочетании с яркими политическими взглядами людей искусства привело к образованию нового жанра – реализм с большой примесью символизма. Один из самых знаменитых представителей итальянского реализма — художник и график Ренато Гуттузо. В Национальной галерее современного искусства выставлена одна из сильнейших его работ – «Распятие» (1941 г.). Переложив библейский сюжет на события, происходящие в Италии и Европе, мастер предлагает свое видение угнетенного класса и хозяев жизни.
Итальянская скульптура
Среди пяти тысяч экспонатов немалое место занимает итальянская скульптура. Еще в 19 веке искусствоведы утверждали, что последним гением данного жанра был маэстро Джованни Лоренцо Бернини.
Однако богатая коллекция современных работ опровергает эту точку зрения. Скульптор Антонио Бальцико, творивший на протяжении 19 века, оставил после себя ряд великолепных скульптур. «Клеопатра», полулежащая на каменном ложе поражает своей мерцающей грацией. Мастер продолжает воспевать красоту женского тела работой «Полигимния».
Противопоставление мощи и коварства животрепещуще изображено в скульптурной группе «Геракл и Лик» Антонио Кановы. Элегантность и непорочность сквозят в работах Хименеса. А маэстро Эудженио Макканьяни воплощает в мраморе женские образы, пышущие жизнью и соблазном («Подобное подобным»). Скульптур Поль-Альберт Бартоломе дает жизнь хрупким и ранимым образам («Воссоединение»).
Двадцатый век привнес в скульптуру идеи, значительно изменившие облик работ. На смену реалистичности и красоте пришли гипертрофированные, подчас, гротескные образы.
Среди современников обращают на себя внимание работы футуристического художника и скульптора Умберто Боччони. Наиболее знамениты следующие его работы: пышущее апокалипсисом полотно «Город восстает», ультрареалистическая скульптура «Antigrazioso».
Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva-v-rime.html
Коллекция Национальной галереи в Риме
Коллекция галереи размещена в 75 залах по направлениям, начиная с неоклассицизма и романтизма. Особое место отведено пейзажам, в первую очередь — представителям соррентийской школы (необычайно красивые пейзажи юга Италии). Большое внимание уделено представителям натурализма, а также течениям, сформировавшимся под влиянием французских школ — импрессионизму и дивизионизму. Широко представлены работы иностранных (не итальянских) художников символизма, футуризма, кубизма, сюрреализма и абстракционизма.
Итальянские мастера, представленные в Национальной галерее: Джакомо Балла, Умберто Боччони, Джорджо де Кирико, Джованни Фаттори, Амедео Модильяни, Джорджо Моранди, Джакомо Манцу, Альберто Бурри, Феличе Казорати, Лючио Фонтана, Джованни Сегантини, Сильвестро Лега, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Джорджо де Кирико, Пьеро Мандзони, Амедео Модильяни, Джузеппе Де Ниттис, Гаэтано Превиати и другие.
Зарубежные мастера, представленные в Национальной галерее: Александр Колдер, Поль Сезанн, Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Жорж Брак, Эдгар Дега, Василий Кандинский, Питер Мондриаан, Марк Костаби, Клод Моне, Джексон Поллок, Огюст Роден, Ван Гог, Ив Кляйн, Андерс Цорн, Кеес ван Донген, Пит Мондриан, Ласло Мохой-Надь, Ман Рэй, Жан Арп, Макс Эрнст и многие другие.
Скульптура «Геракл и Лик»
- Антонио Канова
- 1815 год
- высота 350 см
На создание шедевра мастера вдохновила античная скульптура Геркулес Фарнезский, увиденная в Национальном археологическом музее Неаполя. Сюжетом для своего Геракла Антонио Канова выбрал один из ужаснейших эпизодов греческой мифологии: в промежутке между поражением под Фивами семи полководцев и взятием Фив их сыновьями (эпигонами) Лик вернулся в Фивы и захватил власть, убив престарелого Креонта, который был регентом при царевиче Лаодаманте, сыне Этеокла. Полагая, что Геракл, который в это время по приказу Эврисфея отправился в царство Аида за Кербером, оттуда уже не вернётся, Лик изгнал из города его жену Мегару (дочь Креонта) с детьми. Существует версия, что Лик попытался соблазнить Мегару, а когда она ответила решительным отказом, решил убить её. Так или иначе, но внезапно возвратившийся Геракл убил Лика и восстановил на фиванском троне Лаодаманта, после чего, впав в безумие, поразил стрелами своих сыновей и жену.
Картина «Сицилийская вечерня»
- Франческо Айец
- 1846 год
- 300 × 230 см
На полотне изображено событие, произошедшее в 1282 году в период анжуйского господства на Сицилии. Надругательство над сицилийской женщиной французским солдатом явилось поводом к национальному восстанию и изгнанию французской армии. Женщину, потерявшую сознание от стыда, поддерживают родственники, а её жених, сжав кулаки, готов защитить честь возлюбленной. Молящаяся за спиной солдата фигура нарисована в исключительном портретном стиле Айеца, за который его так ценят. На заднем плане изображён фермер, нагнувшийся за камнем; ещё один с кинжалом в руке взывает к Богу. Фоном для картины служит гора Монте-Пеллегрино.
Полотно «Сицилийская вечерня» наделено глубоким символическим смыслом, который заключается в Рисорджименто (сопротивление любому иностранному вмешательству и осознание необходимости объединения раздробленной Италии в единое национальное государство). Рисорджименто успешно завершилось в 1861 созданием Королевства Италия, просуществовавшего до 1946 года.
Картина «Мечты»
- Витторио Коркос
- 1896 год
- 160 × 135 см
Художник известен, как великолепный мастер портрета. Во многих его полотнах видна проницательность и трезвый взгляд на жизнь, так характерный для реализма. Женские портреты Коркоса удивительно поэтичны и немного сентиментальны. Помимо высокого мастерства живописи, они раскрывают ещё и романтическую увлечённость красотой, которая так присуща художникам–романтикам.
Картина «Мечты» занимает особое место в творческом наследии великого мастера. На ней изображена дочь старого друга Витторио Коркоса — Елена Векки. Её отец — Аугусто Веки — был известным в Италии писателем (под псевдонимом Джек Ла Болина). В ряду очаровательных, кокетливых и обаятельных героинь портретов Коркоса образ Елены Векки отличается глубиной и силой характера.
В картине проявились все три тенденции, существовавшие в творчестве художника. От академизма — высочайший уровень живописного мастерства и отточенность стиля. От реализма — проницательность и глубина отображения характера. От романтизма — удивительная поэтичность женского образа.
На полотне мы видим присевшую на скамейку юную девушку. Она сидит непринужденно, подперев кулачком подбородок. Задумчивый взгляд устремлён в прекрасное будущее. Рядом на скамейке лежит стопка книг, шляпка и зонтик. Ветер слегка растрепал непокорные рыжеватые кудри. Оливковое платье девушки и ветка с зелёными листьями подчёркивают впечатление юности. У неё умный, проницательный и немного ироничный взгляд, очевидно, что это сильная личность. В отличие от воздушных и игривых героинь большинства портретов Коркоса — для неё будущее — это не только счастливое замужество и спокойная жизнь обеспеченной дамы.
На картине изображена сильная, образованная, гордая, умная и независимая девушка. Такой образ невиданная редкость в истории портретной живописи. Если в литературе этого периода новый женский образ сильной и образованной леди уже не был редкостью, то в живописи картина «Мечты» стала одним из первых примеров появления совершенно иного женского типажа.
Рекомендуем экскурсии:
Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро
Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро
Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро
Источник: https://tisamsebegid.ru/rim/galereya-sovremennogo-iskusstva
Расширение экспозиции
К середине 20 века стало очевидным, что в галерее пользуются популярностью работы не только уроженцев Италии, но и зарубежных мастеров. Экспозиция музея значительно расширилась за счет вливания произведений европейских и даже штатовских творцов. Живопись: Моне, Ван Гога, Пикассо, Климта, Матисса, Сезанн, Дега, Жоржа Брака, Джексона Поллока, Василия Кандинского, Хоана Миро. Зарубежная скульптора: Генри Мур, Иван Местрович, Марини, Манцу, Хесус Рафаэль Сото.
Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva-v-rime.html
Что посмотреть
Изначально в стенах музея выставлялись только работы романтиков, реалистов и модернистов. При этом подавляющее большинство выставленных картин принадлежали перу местных художников.
Джованни Фатори «Портрет первой жены» (19-й век). Большая часть картин принадлежит перу местных художников
Особого внимания заслуживают картины местного футуриста Джино Северини. Его другие работы широко известны всему миру и выставляются в крупнейших музеях Франции, Великобритании, Венгрии, Голландии.
Одна из картин выдающегося местного футуриста Джино Северини в галерее «Динамизм светлых форм в пространстве» (1912-й год) Джино Северини «Голова» (1913-й год). Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В музее представлены лучшие работы итальянского реализма, в котором присутствуют и элементы символизма. Наиболее характерным представителем жанра является Ренато Гуттузо, а особенно его картина «Распятие», в которой библейский сюжет тесно переплетен с событиями, современными самому художнику.
Шедевр Ренато Гуттузо «Распятие» (1941-й год) — одна из лучших работ итальянского реализма
Представлена здесь и скульптура, прекрасными образцами которой являются работы Хименеса, Эудженио Макканьяни, Умберто Боччони. Все вместе они наглядно доказывают, что этот жанр итальянского искусства не закончился на Бернини.
Этторе Хименес «Возрождение» (1895-й год) Умберто Боччони «Antigrazioso» (1913-й год) Эудженио Макканьяни «Similia Similibus» (1913-й год)
В середине 20-го века власти Рима решили, что музей необходимо расширять. Сделать это планировали за счет добавления в коллекцию произведений мировых гениев. Так в галерее появились шедевры рук Кандинского, Ван Гога, Моне, Сезанна, Матисса, Дега, Брака, Уорхола, Миро и многих других.
Винсент Ван Гог «Арлезианка» или «Портрет мадам Жину» (1889-й год). В середине 20-го века римские власти приняли решение расширять коллекцию галереи и начали пополнять её произведениями мировых гениев Одна из 250-ти картин цикла Клода Моне «Кувшинки»
Часы работы и стоимость билетов
Часы работы:
- Вторник-воскресенье — 08:30-19:30;
- Понедельник — выходной.
Cтоимость билетов:
- 10 € (~827 руб.);
- С Roma Pass вход бесплатный.
Roma Pass — туристическая карта, которая предоставляет посетителям Рима льготы на использование транспорта и визиты в некоторые достопримечательности
Узнать об актуальных выставках и событиях музея можно на официальном сайте.
Интересные факты
- Основная часть экспозиции была куплена на Биеннале в Венеции и других крупных выставках. Остальные экспонаты передали в дар частные владельцы.
- Одной из самых известных картин в музее является работа австрийца Густава Климта под названием «Три возраста женщины». В 2003 ее фрагмент украсил выпущенную в Италии памятную монету в 50 евро.
В галерее находится необычное произведение «Фонтан» авторства Марселя Дюшана. Все творчество следуя за дадаизмом, художник пытался уничтожать понятие эстетики. Одна из его известных фраз: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством». Этот экспонат считается одним из шедевров мировой культуры
Полезные советы
- При музее работает ресторан с отапливаемой террасой, в котором можно перекусить после осмотра экспозиции.
- В помещении можно фотографировать без использования вспышки.
- Экспозиция расставлена в хронологическом порядке, поэтому имеет смысл осматривать все залы подряд.
- Очередей на вход почти никогда не бывает.
Панорама Национальной галереи современного искусства снаружи
Хотя коллекция Национальной галереи современного искусства весьма обширна, это не тот музей, где можно провести весь день. На осмотр залов уходит в среднем полтора часа. Поэтому будет логично объединить посещение экспозиции с чем-либо еще, например, с визитом в соседскую галерею Боргезе. Любителям актуального творчества будет интересно посетить и другие музей — Галерею современного искусства на улице Via Crispi, MACRO рядом с Porta Pia и MAXXI в Фламинио.
Визитная карточка
Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://Italy4.me/lazio/roma/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva-v-rime.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 4905 (32%)
- https://tisamsebegid.ru/rim/galereya-sovremennogo-iskusstva: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 6289 (41%)
- https://theplacement.ru/travel-directory/nacionalnaya-galereya-sovremennogo-iskusstva/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 4174 (27%)