Национальный художественный музей Республики Беларусь

Национальный художественный музей Республики Беларусь (белор. Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь) — крупнейший музей художественного профиля в Белоруссии, Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993. Фонды музея насчитывают более 27 000 произведений. Расположен в столице страны — городе Минске.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 369
Источник: https://wikipedia.tel/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C

История музея

В 1939 году в Минске открылась Государственная картинная галерея. Основу ее коллекции составили произведения из исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля, полотна, подаренные Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, Государственным Эрмитажем.

Позже собрание пополнили раритеты из усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе и резиденции князей Радзивиллов в Несвиже. Среди них – слуцкие пояса, французские гобелены XVIII в., портретная живопись XVI-XIХ вв.

Однако в годы Великой Отечественной войны богатую коллекцию (более 2700 экспонатов) вывезли из страны. Судьба многих шедевров до сих пор неизвестна.

В 1957 году Государственный художественный музей БССР открылся в новом величественном здании, построенном по проекту архитектора Михаила Бакланова. Его украсили скульптуры-аллегории известных мастеров – «Живопись», «Скульптура» и «Слава».

Здание в Минске стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры. Оно было изображено на белорусской денежной банкноте образца 2000 года номиналом Br1000. И в преддверии деноминации-2016 Национальный художественный музей провел акцию «Тысяча, прощай!» – символическое расставание с купюрой, на которой можно было увидеть и фасад музея, и фрагмент одной из картин постоянной экспозиции.

На протяжении десятилетий коллекция музея пополнялась новыми сокровищами из частных коллекций, шедевры белорусской живописи и графики, иконописи с успехом выставлялись в разных странах мира.

Сам музей в 1970-1990-е годы превратился в большой комплекс, объединивший 5 филиалов, в том числе знаменитые замки в Мире и Гольшанах

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1672
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum

Архитектура

Здание современного Национального художественного музея Республики Беларусь проектировалось как Государственная картинная галерея (автор проекта М. И. Бакланов).

В пояснительной записке к проектному заданию автором отмечалось: «При проектировании было найдено такое архитектурно-композиционное решение, которое позволило решить задачу застройки этого отрезка и достичь цельного архитектурного решения в объемной композиции всей застройки, в едином комплексе. Здание главным фасадом ориентировано на улицу Ленина. Вход в здание занимает самое выгодное место и подчеркнут лоджией. Стена в глубине лоджии обогащается лепным тематическим горельефом, изображение которого будет выполнено на фоне плоскости стены, обработанной смальтой».

Строительство завершено в 1957 г. Следует отметить, что в ходе строительства были внесены некоторые коррективы в первоначально запроектированное архитектурное оформление. Так, в частности, на главном фасаде были выполнены иные изображения капители колонн и пилястр, во входной части отсутствует тематический горельеф, изменены скульптурные композиции.

В художественном решении музея тесно переплелись две темы — триумф победы (торжественность и монументальность) и храм-хранилище художественных сокровищ. Главный фасад представляет собой синтез архитектуры и скульптурной пластики, переданных с высокой эстетической выразительностью.

Холл нового корпуса Национального художественного музея РБ

Решение фасада музея характеризуется модернизированной интерпретацией классицистической темы, активным выразительным элементом является стилизованный аттик-фронтон со скульптурной композицией в завершении (скульптор А. Бембель). Ниши с аллегорическими скульптурными композициями (скульпторы П. Белоусов, С. Адашкевич, Л. и М. Роберманы) фланкируют входную нишу с колоннадой композитного ордера. Барельефы на плоскости аттика поддерживают членение фасада.

Доминирующим является двухсветовой вестибюль с трехмаршевой лестницей, вокруг которой на втором этаже расположена открытая галерея. Выставочные залы решены анфиладой на том же втором этаже.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 2082
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C

Новое здание музея

К концу ХХ века коллекция музея настолько увеличилась, что выставлялась лишь малая ее часть, поэтому возникла необходимость в новых помещениях.

Музей расширился за счет соседних зданий, где разместились лектории, отделы и службы. А в 2007 году после грандиозной реконструкции открылся новый пристроенный корпус.

Соединив историю и современный дизайн, архитектор Виталий Белянкин воплотил образ музея-«города под крышей». Его интерьер украсили классические колонны и арки, декоративная лепнина, а вместо крыши появился стеклянный купол.

Площадь здания – 8902 м². Помимо экспозиции, здесь разместились запасники для хранения произведений искусства, реставрационные мастерские с современным оборудованием, где на специальной экскурсии можно понаблюдать за работой реставраторов.

В новых залах выставлены шедевры древнебелорусского, западноевропейского, восточного, русского и современного белорусского искусства.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 939
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum

Коллекции

Древнебелорусское искусство

Сбор древнебелорусского искусства (около 120 работ XII – конца XVIII в.) Национального художественного музея Республики Беларусь является самым значимым в государстве. Активное формирование коллекции древнебелорусского искусства проходит в послевоенные годы путём научных экспедиций 1946–1978 гг., благодаря которым для потомков сохранились уникальные иконы, образцы резьбы, ткачества и художественного литья.

В экспозиции представлены фрагменты фресок, иконы и резная скульптура, светские портреты, книжная графика и образцы декоративно-прикладного искусства XII–XVIII вв.

Раритетом сбора являются миниатюры рукописного шерешевского Евангелия XVI в. (происходит из церкви г.п. Шерешево Брестской обл., которая не сохранилась). Рядом демонстрируются иконы XV–XVI вв., выполненные с соблюдением традиций византийской художественной школы, – «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Одигитрия Смоленская». В иконах «Спас Вседержитель» и «Параскева Пятница» гармонично сочетаются влияния византийской, русской и западноевропейской художественной традиций, которые повлияли на формирование самобытной белорусской иконописной школы.

В экспозиции представлен и ряд портретов, переданных Художественной галерее БССР в 1939 году из Несвижского замка Радзивиллов. Согласно инвентарям, фамильная портретная галерея одного из мощнейших магнатских родов Великого Княжества Литовского на 70-е годы XVIII в. насчитывала около тысячи полотен. Портреты создавались как неизвестными местными мастерами, так и придворными зарубежными художниками, к кругу которых относятся такие мастера, как Варфоломей Стробель (1591–1650), Андрей Стех (1635–1697) и др.

Параскева. Середина — вторая половина XVI в.

Царские ворота, XVI в.

Неизвестный художник. Портрет Юрия I Радзивилла. Первая половина XVII в.

Слуцкий пояс, XVIII в.

Юзеф Хески. Портрет Станислава Августа Понятовского. 1783 г.

Белорусское искусство XIX в

В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. Белоруссия вошла в Северо-Западный край Российской империи. Искусство этого периода в сборе музея представлено художниками, которые учились в Петербурге и Москве и таким образом принесли в белорусское искусство русскую художественную традицию.

В музее находится большая коллекция произведений Ивана Фомича Хруцкого, прославившегося своими яркими декоративными натюрмортами (“Цветы и плоды”, “Цветы и фрукты”, “Плоды и свеча”, вторая половина 1830-х). Пейзажи и портреты разных лет представляют в экспозиции творчество уроженца минской губернии Аполлинария Гиляриевича Горавского, выпускника Петербургской академии искусств и друга Павла Третьякова.

На конец XIX и начало XX в. приходится творчество двух известных пейзажистов, уроженцев Белоруссии – С.Ю. Жуковского и В.К. Бялыницкого Бирули, которые получили образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и находились под воздействием искусства И.И. Левитана и В.Д. Поленова. Их произведения постоянно появлялись на выставках передвижников, Московского общества любителей художеств, Союза русских художников.

Жемчужиной коллекции является работа белорусско-польского художника Фердинанда Рущица «У костела» – одна из трех работ этого художника, находящихся в Беларуси.

И. Хруцкий. Портрет неизвестной с цветами и фруктами. 1838 г.

Ф. Рущиц. У костёла. 1899 г.

Белорусское искусство XX – начала XXI в

Экспозиция белорусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства ХХ – начала XXI века была открыта в 2006 году и является наиболее полной за все годы существования музея. Сейчас в экспозиции находится 380 работ 193 художников.

Фонд современного искусства начал создаваться в 1939 году, но коллекция была практически полностью разграблена во время Великой Отечественной войны. Произведения стали приобретаться снова еще в военное время у художников и частных коллекционеров. В 1947 году из Германии были возвращены некоторые ценности. В конце 1940-х гг. Минску было передано более 200 картин из бывшей Витебской галереи им. Ю. Пэна. С 1944 года началась целенаправленная закупка произведений современных художников Беларуси. На сегодняшний день фонд белорусского искусства ХХ – начала XXI века насчитывает около 12 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и постоянно пополняется.

Начиная с 1920-х гг. в белорусском изобразительном искусстве наблюдается определенный отход от канонов академизма и живописно-пластических принципов позднего передвижничества в пользу новой образной речи, связанной с традицией авангардизма. Художники не стремятся к детальной моделировке отраженного, отказываются от академических правил рисунка и перспективы, иллюзорности цвета, строят пространственные объемы локальными цветовыми пятнами, достигают обостренного восприятия мира путём деформации и стилизации формы.

Все произведения, представленные на постоянном музейном экспонировании, являются “знаковыми”, наиболее ярко отражая тот или иной период в истории белорусского искусства.

Жуковский. Угловая гостиная. 1916

Ю. Пен. Портрет М. Шагала. Середина 1910-х.

М. Кунин. Искусство коммуны. 1919

В. Кудревич. Утро весны. 1924

Я. Дроздович. Обсерватория на кольце Сатурна. 1931

М. Савицкий. Партизанская мадонна. 1978

М. Данциг. Мой город старый-молодой. 1972

Израиль Басов. Дома и деревья. 1972

Русское искусство XVIII – начала XX в

Коллекция русского искусства занимает одно из ведущих мест в собрании Национального художественного музея. Охватывает период своего создания с XVIII до начала XX века и включает в коллекцию произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Представленные в пяти экспозиционных залах произведения русской живописи дают уникальную возможность проследить основные этапы становления и формирования стилей в русском искусстве от эпохи Просвещения Петра I до эпохи художественных объединений начала XX в. Всего коллекция насчитывает более пяти тысяч произведений, среди которых полотна В.А. Тропинина, Б.М. Кустодиева, В.В. Пукирева, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, И.И. Машкова.

Ф. Рокотов. Портрет А. П. Кутайсовой. Нач. 1780-х

В. Пукирев. Неравный брак. Авторский вариант 1875 г.

А. Куинджи. Березовая роща. 1901

И. Машков. Портрет женщины. 1908 г.

М. Врубель. Садко. 1898 — 1899

Европейское искусство XVI–XX вв

Начало собирательской деятельности музея в этом направлении необходимо отнести к концу 1940-х годов. Особенно интенсивно фонд европейского искусства пополнился в 1960–1970-е годы. Произведения, экспонируемые в этом зале, позволяют проследить сложный многовековой путь развития искусства Европы начиная с конца XVI и почти до XX века.

С искусством Италии XVI–XVIII веков знакомят портреты, картины на мифологические и библейские сюжеты.

Искусство Нидерландов XVI века отмечено общими для европейского искусства чертами. В центре внимания художников по-прежнему остаются человек и его неразрывная связь с окружающим миром. Основными сюжетами остаются религиозные, но в трактовке нидерландских мастеров они наполнены большей повествовательностью и любовью к деталям.

Франческо Казанова. Пейзаж с быком.

Джироламо Троппа. Мифологический сюжет. 1710 г.

Питер Тиз. Венера в кузнице Вулкана. XVII в.

Ж.-А. Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. Отлив после 1839 г.

Представление о своеобразии фламандской живописи XVII века дают живописные полотна Я.Ф. Блумена, Я. Кесселя Старшего, П. Тиза. В картине «Венера в кузнице Вулкана», написанной П. Тизом (1624–1677/1679), известным мастером фламанскай школы и одним из лучших учеников Ван Дейка, на сюжет из «Энеиды» Вергилия, персонажи античной легенды наделяются настоящим фламандским характером, где при безудержной художественной фантазии все приобретает черты убедительной правды, реальности и достоверности мира, который они отражают. Параллельно с крупноформатными картинами развивалась во Фландрии и так называемая «кабинетная живопись» со всеми ее любимыми жанрами, включая цветочный натюрморт «Мадонна в цветах» Даниэля Сегерса, типичный для творчества художника, автора многочисленных гирлянд и венков из цветов, которые обрамляют небольшие сцены религиозного содержания, написанные другими художниками.

Ян Франс Блумен. Пейзаж с фигурами.

Гордостью коллекции французского искусства XVII–XIX веков являются произведения Г. Робера, К.-Ж. Верне, А. Гриму, Ф. Жерара, Ж.-Б. Реньё, Ж.-Ф. де Труа и др.

С живописью Австрии, Англии, Германии, Дании, Бельгии, Польши знакомят произведения В. Петера, Дж. Морланда «Возвращение охотника», 1792, Т. Баркера, Х. Йенсена, Д. Нотера, Ю. Рапацкого и др.

Кроме живописи в экспозиции можно увидеть также работы крупнейших скульпторов Италии, Франции XVIII–XIX вв. и изделия известных фарфоровых мануфактур Европы XVIII – начала XX в., таких как Королевская саксонская фарфоровая мануфактура в Мейсене, Берлинская Королевская фарфоровая мануфактура и др.

Искусство стран Востока XIV–XX вв

Национальный художественный музей Республики Беларусь располагает обширным собранием памятников культуры и искусства народов Востока. История этой коллекции начинается с конца 1950-х годов, когда Министерством культуры КНР было передано в музей значительное собрание произведений декоративно-прикладного искусства Китая. В 1960 году существенную помощь в пополнении коллекции оказал Государственный музей искусства народов Востока в Москве. Приобретения у частных коллекционеров впоследствии значительно пополнили и расширили собрание. Сегодня в коллекции представлены традиционные виды искусства стран Передней, Средней, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Кавказа и Дальнего Востока: живопись и скульптура, миниатюра и искусство народной картины, ткачество и художественный металл, керамика и фарфор, расписная и перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, расписные и резные лаки.

Белое утикаке. Япония.

Пояс оби. XIV в. Япония

Нецке. Япония.

Лев Фо

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 9909
Источник: https://wikipedia.tel/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C

Национальный художественный музей сегодня

Сегодня в НХМ Беларуси хранится более 30 тысяч экспонатов, которые составляют 20 коллекций и 2 собрания – национального и мирового искусства, в том числе произведения мастеров Западной Европы и стран Востока XV-XX веков.

Уникальная коллекция белорусского искусства включает древнюю иконопись, скульптуру, ткани и резьбу по дереву, живопись XIX века, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы искусства XX века.

В состав Национального художественного музея входят филиалы:

В НХМ ведется научно-исследовательская и реставрационная работа, пополняются библиотечные фонды и электронный каталог для обмена изображениями произведений искусства с музеями Беларуси и мира.

Музей принимает участие в составлении книг и альбомов об искусстве. В 2011 году здесь была основана серия «Знаменитые художники Беларуси», посвященная мастерам ХIХ-ХХ вв.

Кроме выставок белорусских и зарубежных художников, в музее проводятся лекции, интерактивные туры. На протяжении 20 лет здесь работает детская творческая мастерская.

Современный музей – это еще и арт-площадка, где проходят творческие встречи с художниками и искусствоведами, литературные и музыкальные вечера, презентации книг и мастер-классы по живописи.

В 2013 году в НХМ открылось арт-кафе. Его «изюминка» – выставки художников, показы фильмов о белорусском искусстве, выступления музыкантов.

Ежегодно НХМ участвует в международной акции «Ночь музеев» и не только предлагает свободный доступ ко всем экспозициям, но и удивляет посетителей необычными программами.

Коллекция музея постоянно пополняется новыми приобретениями и дарами меценатов. Недавно в ней появились графические работы Марка Шагала, в планах – шедевры Фердинанда Рущица и других белорусских художников, слуцкий пояс.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1799
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum

Международные проекты

Имея богатые связи, Национальный художественный музей организует выставочные проекты с ведущими музеями и галереями мира – в Беларуси и за рубежом. Из последних ярких проектов в Минске: 

  • «Шедевры Третьяковской галереи» (Россия)

  • «Слуцкие пояса» из собрания Львовского исторического музея (Украина)

  • «Нормандия в произведениях французских импрессионистов» (Франция)

  • «Королевские сокровища: европейские шедевры (1600-1800)» из коллекции Музея Виктории и Альберта (Великобритания)

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 511
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum

Музейный квартал в Минске

Уже несколько лет продолжается работа созданием первого в Минске музейного квартала, центром которого является именно Национальный художественный музей.

По замыслу создателей, квартал объединит целый комплекс галерей и инфраструктуру для отдыха.

Здесь откроются новые павильоны с произведениями белорусского искусства, магазины картин и сувениров, где будут продаваться произведения современных мастеров и копии работ классиков, художественные альбомы и открытки…

В музейном квартале появятся внутренний дворик под стеклянной крышей, парк скульптур, кафе и арт-ресторан, где можно будет насладиться произведениями искусства и музыкой в живом исполнении.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 687
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum

Экскурсии и стоимость билета

Стоимость входного билета в музей – Br4 – Br8. Посетить музей за Br2 можно в последнюю среду каждого месяца.

В музее проводятся лекции, групповые и индивидуальные экскурсии в залах с постоянной экспозицией: для группы (5-25 человек) – Br20 – Br40. Можно взять аудиогид на русском, английском и белорусском языках.

Для школьников, студентов и всех любителей искусства предусмотрены интерактивные программы.

Вход в музей – с 11.00 до 18.30, без выходных.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 488
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum

Музей на конвертах, марках, банкнотах

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 106
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C

Как добраться?

Национальный художественный музей находится в самом центре Минска, недалеко от проспекта Независимости. Адрес – улица Ленина, 20. Самый удобный способ добраться – воспользоваться метро (ст.м. Октябрьская, ст. м. Купаловская). Также можно проехать на автобусах № 100 и № 111 до остановки «Улица Ленина».

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 318
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 18880
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/national-art-museum: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 6414 (34%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C: использовано 2 блоков из 11, кол-во символов 2188 (12%)
  3. https://wikipedia.tel/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C: использовано 2 блоков из 11, кол-во символов 10278 (54%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий