Деревня Кити (ударение на первый слог) расположена совсем недалеко от Ларнаки. Если ехать из Лимасола к ларнакскому аэропорту, то обязательно повстречается круговая развязка, на которой налево пойдешь − в Ларнаку попадёшь, прямо пойдёшь − в аэропорт попадёшь. Туда нам пока ещё рановато − не всё изучили на Кипре. А вот направо пойдёшь − то прямо в Кити и приедешь. Добраться сюда не сложно, но об этом расскажем позже.
Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/villages/kiti.html
Содержание
Мозаика церкви Ангелоктисты
Здесь находится одна из самых древних мозаик, датируемая 5-6 веком, по красоте и ценности превышающей другие мозаики христианского периода.
Эти мозаики ровесницы мозаик, украшающих Собор Святой Софии в Константинополе и Равенну в Южной Италии.
Если вы поднимитесь к иконостасу (что на Кипре разрешено) и посмотрите за него, то вашему взору представится веками хранимое чудо — мозаичное изображение Богородицы, окружённой двумя архангелами — Михаилом и Гавриилом. Лицо Богоматери юное и чистое, выполненное в манере раннехристанской живописи, когда простота придаёт особое очарование изображению. В случае мозаичного исполнения образы предстают почти объёмно и фактурно, что усиливает эффект восприятия. Облики ангелов пронизаны вниманием и заботой. Они развернуты под углом к Богородице, держащей на руках Иисуса Христа. Вся композиция выполнена на золотом фоне из мелких осколков стекла. На заднем плане орнаментальная рамка с изображением птиц, животных и растений. На ней можно прочитать надпись «Святая Мария».
Эта мозаика является одной из самых древних среди обнаруженных на острове. После разрушения арабами в V в. на основании (из руин) вознеслась эта церковь.
По одной из легенд для спасения прекрасной мозаики ангелы возвели ещё одну церковь, оставив внутреннюю церковь невидимой.
В своде алтарной апсиды скромного по своему внешнему виду храма находится мозаика, датируемая второй половиной — концом VI века. Это один из лучших образцов византийской иконописной школы, дошедший до наших дней. Во время своих паломнических путешествий по Кипру в XVIII веке, храм в Кити посетил и описал монах Василий Григорович-Барский. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, росписями церкви святого Димитрия в Фессалонике (Салониках). В 1895 году Китийскую мозаику обследовал, сфотографировал и описал русский археолог Я.И.Смирнов. Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи в 1907 году заказал художнику Н.К.Клюге акварельную копию мозаики. Впоследствии она была приобретена и издана в 1911 году в «Известиях Русского Археологического Института в Константинополе». О Китийской мозаике писал в своей книге «Иконография Богоматери», изданной в начале XX века, историк и искусствовед, академик Н.П.Кондаков. Она раскрыта от позднейших наслоений при реставрации храма в 1952 году и с тех пор является объектом поклонения для многих тысяч верующих.
Мозаика относится к древнейшему доиконоборческому периоду, и удивительно тонка по рисунку, строга и проста. А ведь именно чистота и ясность замысла в иконописи были практически утрачены под влиянием светского европейского искусства в XVII-XIX веках во всех странах исповедующих православие. Над изображенной на золотом фоне в рост Божией Матерью с Богомладенцем на руках, сохранилась крупная греческая надпись — «Святая Мария». Пресвятая Богородица изображена в пурпурном мафории, хитоне и красной обуви, Богомладенец – в одежде из золотой ткани со свитком в руках. Принадлежит к иконографическому типу Одигитрии. Крылья архангелов расцвечены яркими павлиньими перьями.
В иконостасе устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях. Святой Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.
увеличить
Церковь Ангелоктисты в начале 20 век
Источник: https://prokipr.ru/LARNACA/angeloktisti.html
На арендованной машине
Вот вам подробный автомобильный маршрут на неделю по Северному и Южному Кипру, с картами, описанием достопримечательностей и моими рекомендациями.
Выезжаем из Ларнаки и двигаемся в сторону международного аэропорта. По пути будет Соленое озеро и знаменитая мечеть Хала Султан Текке. При наличии свободного времени, рекомендую туда заехать.
Проезжаем автомобильную развязку и поворот на аэропорт, двигаемся по указателям (ехать нужно прямо). Дорога упрётся в Т-образный перекрёсток, по правую руку будет деревня Дромолаксия. На Т-образном перекрёстке сворачиваем налево и через 3 минуты въезжаем в деревню.
По деревне сильно не гоните, тут есть несколько лежачих полицейских. Доезжаем до местного полицейского участка и сворачиваем направо. Через 100 метров будет церковь.
Источник: https://in-trips.ru/blog/cerkov-angeloktisti-v-derevne-kiti.html
Это интересно: Поездка на Кипр, советы для самостоятельных путешественников
Сравнение мозаики церкви Ангелоктисты с другими мозаиками
Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. Над изображением Богородицы сохранилась греч. надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространенных титлов ΜΡ ΘΥ. По мнению А. Стилиану, эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией к-рых явился Эфесский Собор 431 г. Однако такие надписи встречаются в более позднее время на иконах Богоматери, хранящихся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по др. памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики ц. Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, 3-я четв. V в.; собора Св. Софии в К-поле, VI в. По поводу датировки мозаики существовали различные т. зр. Я. И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш. М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф. И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу — к X в. Н. П. Кондаков датировал ее временем не позднее сер. VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к 1-й пол. VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики вмч. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Принятой в наст. время датировкой является 2-я пол.- кон. VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее 2-й пол. VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в арм. рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля 2-й пол. VI — 1-й пол. VII в. Этот стиль распространялся из К-поля в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях 2-й четв.- сер. VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.
В куполе ц. А. П. сохранились фрески раннего XIV в. В сев. части базилики имеется пристройка XII в.- часовня святых целителей Козьмы и Дамиана — с росписью XV в., включающей фигуру конного вмч. Георгия Победоносца.
увеличить
мозаика Богоматери
В таинственном полумраке алтаря, освещаемого лишь свечами или фонарями, на золотом фоне мозаики вырисовывается фигура богоматери, одетой в темный синевато-зеленый хитон и красный мафорий, окутывающий ее плечи и покрывающий голову. Мастера, исполнившие эту мозаику — возможно, что над ней работало несколько художников, — умело использовали цвет для акцентирования главных частей изображения: на темных одеждах богоматери ярким пятном выделяется младенец в светлом, золотом одеянии. Изображение богоматери выдержано в иконописных традициях ранневизантийского искусства. Особенно выразительно ее лицо с огромными, устремленными прямо на зрителя темными глазами, фигура архангела Михаила сильно повреждена, сохранились лишь голова, рука и край одежды. В фигуре же архангела Гавриила, стоящего справа от Марии, с его великолепными зелеными крыльями, украшенными павлиньими перьями, и белыми с синеватыми тенями одеждамиясно ощущаются традиции эллинистического искусства. К античным прообразам восходит также богатое орнаментальное обрамление полукруглой ниши, в которой находится мозаика, — пышные листья аканфа, среди которых, как бы вырастая из них, помещены фигуры птиц и животных. Особенно характерны переданные в перспективе округлые основания фонтанчиков, помещенных по сторонам конхи. О христианском происхождении этого орнамента напоминает лишь равноконечный крест в центре обрамления, над головой богоматери. Техника мозаики — очень мелкие кубики, с помощью которых исполнены лица и руки фигур, и более крупные на их одеждах, а также попытка передачи объема фигур светотеневой моделировкой — свидетельствует о сохранении в ранневизантийское время высокого мастерства, достигнутого мозаичистами Кипра в античную эпоху. Все эти особенности заставляют датировать мозаику церкви в Кити не позднее начала VII века; эта дата в настоящее время признана большинством исследователей, хотя первоначально были большие колебания в ее датировке — от V века до XII века.
Трехчастный храм
В настоящее время храм трехчастный. Древняя апсида включена в храм XII века, к которому с юга примыкает латинская (франкская) часовня XIII века, построенная на средства семьи Зимбеле, с их фамильным гербом над входом. Здесь устроен небольшой музей византийских икон и церковной утвари. С севера к храму пристроен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, построенный в XII веке и расписанный в XV веке. За алтарем храма растет огромное дерево, считающееся одним из древних в этой части острова.
С другой стороны церкви
В храме хранится очень древняя и уникальная икона 10го века, изображающая Деву Марию, Святого Лазаря и Евангелиста Луку, которые, согласно сказаниям, были друзьями семьи Спасителя и встретились в Китионе (Ларнаке) в первые трудные Христианские годы.
Источник: https://prokipr.ru/LARNACA/angeloktisti.html
На такси
Среднестатистический ларнакский таксист просит за поездку в деревню Кити 20 Евро. Правда я интересовался ценой на поездку не из центра курорта, а от пляжа Маккензи.
Если вы ездили по этому маршруту на такси, поделитесь в комментариях стоимостью вашей поездки.
Источник: https://in-trips.ru/blog/cerkov-angeloktisti-v-derevne-kiti.html
Месторасположение церкви на карте:
Координаты для навигатора:
34.847633,33.570528
Просмотреть увеличенную карту
Адрес: Кити, Ларнака
Тел: +357 24 424 646
Часы Работы:
Летом (Май–Сентябрь): Понедельник-суббота 07:00–18:45, Воскресенье 09:30 — 18:45
Зимой (Октябрь–Апрель): Понедельник-суббота 07:00–16:45, Воскресенье 09:30 — 16:45
Входная Плата: Бесплатно
Специальное Примечание: Доступна для инвалидов
Возле церкви есть бесплатная детская площадка.
увеличить
Angeloktisti Church Playground & Park
Посмотреть другие достопримечательности Кипра
Источник: https://prokipr.ru/LARNACA/angeloktisti.html
Как добраться
Если ехать по скоростной трассе из Пафоса-Лимасола в сторону Ларнаки или наоборот, скажем, из Айя Напы в Лимасол, то в любом случае будем проезжать круговую развязку, дороги с которой расходятся в пять направлений: Кало хорья, Айя Напа, Ларнака, аэропорт, Лимасол. Вот здесь нам нужно свернуть к аэропорту. Проехав в его сторону около пяти километров, нам попадётся ещё один круг, на котором ищем выезд уже на Кити и сворачиваем туда. Уже в самой деревне (это менее пяти километров от круга) попадём на перекрёсток. Поворот влево ведёт в посёлок Pervolia.
Кто потом захочет съездить на мыс Кити и посмотреть живописный маяк, то вам туда. А пока сворачиваем направо, чтобы выбираться из Кити в сторону населённых пунктов Softadies и Mazotos. После перекрёстка не разгоняйтесь − метров через двести вы будете как раз уже проезжать цель нашего визита − церковь Панагия Ангелоктисти. В последний приезд мы притормозили как раз там у ближайшего магазинчика. Но на самом деле напротив церкви есть небольшая парковка. Чтобы попасть на неё надо после перекрёстка, про который мы говорили выше, проехать всего 130 метров и сразу свернуть влево. Почти сразу справа от вас покажется церковь, а слева − парковка. Именно её координаты мы и приведём ниже.
Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/villages/kiti.html
Церковь, построенная ангелами
Главная достопримечательность Кити, конечно, церковь Панагия Ангелоктисти (Panagia Angeloktisti − Παναγία Αγγελόκτιστη) или, как её ещё называют, «построенная ангелами». Сейчас поясним, почему она так называется, а пока взглянем на её внешний вид со стороны входа.
На переднем плане мы видим латинскую часовню. Как раз она и придаёт церкви Панагии Ангелоктисти узнаваемый вид. Если зайти внутрь, то в первую очередь в эту часовню и попадём. На первый взгляд кажется, что никакого особенного убранства, кроме отдыхающего смотрителя, в ней нет.
Но не будем торопиться с выводами. Если пройтись по ней, можно обнаружить несколько интересных икон, относящихся к XIII-XVI векам. То, что иконы приравнены здесь к музейным экспонатам, говорят таблички, на которых указаны названия и их возраст.
Из этого придела дальше проходим в главную часть церкви.
Мы неоднократно в течение нескольких лет приезжали к этой церкви, но как-то всё не складывалось попасть в неё. В первый раз она была просто закрыта, во второй нас пустили только в эту часовню, потому что в остальной части велась реставрация. Но на третий раз, наконец, повезло − церковь была открыта для посещения полностью.
Теперь она открыта ежедневно с 07:00 до 18:00 летом и с 07:00 до 16:15 зимой.
Церковь Панагии Ангелоктисти (второе название Ангелоктистос) уникальна во многих отношениях. Начнём с того, что первая постройка и часть сохранившихся мозаик относится к VI-VII векам! В XI веке церковь была достроена. В это время появился крестовокупольный храм, купол которого опирался на четыре центральных столба. Латинская часовня, через которую мы вошли, была пристроена в конце XIII века. В достроенную церковь была включена апсида, доставшаяся от ранней церкви. Как раз в ней и сохранилась древняя мозаика с изображением Богородицы с младенцем на руках, окружённая архангелами Михаилом и Гавриилом. Давайте взглянем на неё.
При беглом осмотре церкви вы может её не сразу и обнаружите… но кто ищет, тот всегда найдёт! Церковь названа в честь этой мозаики, на которой изображена Богородица (Панагия) Ангелоктистос, что означает госпожа ангелов. По преданию дело обстояло так.
Дева Мария снизошла в эти места, чтобы попросить построить здесь церковь. Но, к сожалению, никого рядом не оказалось в тот момент, чтобы услышать её просьбу. В это время на помощь пришли ангелы. Они пообещали Марии возвести здесь церковь самостоятельно без чьей-либо помощи. И действительно, когда Мария на следующий день вновь посетила это место, церковь уже стояла. С тех пор и повелось называть эту церковь как построенную ангелами. Да и название мозаики Ангелоктистос образовалось, благодаря этому событию.
Уникальная мозаика относится к временам, предшествующим периоду иконоборчества, который продолжался около ста лет. В те времена была уничтожена большая часть раннехристианских мозаик и икон. Эта же уцелела только потому, что была вовремя замазана слоем штукатурки.
Мозаику, практически случайно, обнаружили лишь в 1952 году во время реставрации церкви. С тех пор поток паломников сюда не прекращается и по сей день. Давайте посмотрим сегодняшнее внутренне убранство церкви, а потом продолжим рассказ о ней.
В XII веке с северной стороны церкви был пристроен придел, в честь бессребреников Козьмы и Демьяна, а в XV веке его стены были расписаны фресками. К сожалению, почти все они теперь утеряны, но всё-таки одна фреска сохранилась практически в первозданном виде. На ней изображён Иоанн Креститель. Вот она.
Не поленитесь подняться на «второй этаж» церкви. Лестницу, ведущую туда, думается не сложно будет обнаружить. Позаглядывайте во все уголки − эта церковь стоит того. Кстати, фотографировать в ней раньше запрещалось, а теперь официально разрешается, но только без вспышки.
Настала пора «идти на выход». Но на этом наше посещение ещё не заканчивается. Если прогуляться вокруг церкви, то со стороны алтаря можно обнаружить величественное дерево. На Кипре не так много деревьев, специально охраняемых государством в виду их почтенного возраста. Так вот это дерево входит в их число. Просто полюбуемся на него, хотя можно присесть на скамеечку и под его сенью немного перевести дух от увиденного.
Совсем недавно рядом с церковью обустроили красивый парк. В нём есть даже фонтаны с вечерней подсветкой. Правда, когда мы там были, они не работали. Может вам повезёт больше.
Напоследок покажем вид церкви с северной стороны, с которой она уже больше похожа на традиционные церкви Кипра. Попутно заметим, что на Кипре в парках искусно подстриженные деревья — явление не редкое, но вот чтобы это были оливы… встретили впервые только здесь.
В заключение посмотрите фотоальбом, а потом расскажем как сюда добраться.
Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/villages/kiti.html
Пешком или автостопом
Это самый экономный вариант. Если вы имеете автостопный опыт, то доберётесь быстрее на автобусе, который можно и не дождаться.
Пешком дойти можно, но большая часть пути от Ларнаки до Кити, никакого интереса не представляет. К тому же идти придётся вдоль автомагистрали, есть участки без пешеходных тротуаров.
Ближе всего идти от пляжа Маккензи, в этом случае пройти придётся не более 9 километров. От центра Ларнаки чуть более 14 километров.
Несколько слов следует сказать про саму деревню, она мне показалась очень симпатичной. Считается, что своё имя деревушка получила от города Китион, который располагался по соседству. Под этим названием деревня была известна ещё во времена средневековья.
По последней переписи населения, в Кити живёт примерно 3500 человек, что не даёт посёлку считаться полноценным городом. Но в отличие от многих кипрских городов, в Кити полный порядок, чистота и уют.
Когда вы въезжаете в деревню, то сразу чувствуете контраст. Тут вам и ухоженные дворики местных жителей, и тротуары для пешеходных прогулок, и кафе с ресторанами, а так же есть парк и даже небольшой планетарий. И всё это в деревне.
Я не удержался, припарковал автомобиль и немного погулял по деревушке.
В окрестностях деревни много сельскохозяйственных ферм, так что большинство деревенских жителей обычные колхозники, но обратите внимание на уровень жизни этих колхозников.
В деревне идеальные дороги, я не нашел ни одной ямы или колдобины. В посёлке есть свой полицейский участок, пожарная станция и здание местной администрации.
Уличная инфраструктура отвечает всем европейским требованиям безопасности, дорожная разметка, дорожные знаки и пешеходные переходы имеются и выполняют свои функции.
Несмотря на свой деревенский статус, в Кити чистота и никакой грязи. Возможно это отчасти от того, что местные жители не мусорят, а возможно из-за того, что местная власть закупила несколько уборочных машин-пылесосов и регулярно убирает уличный мусор.
В Кити всего одна туристическая достопримечательность и пляж, который расположен в 5 километрах. Но на главной улице вы найдёте супермаркеты, торговые центры и рестораны с кухнями всех стран мира. Зачем в деревне с населением 3500 человек всё это?
Если из центра Кити на автомобиле (автобусы туда не ходят) поехать в южном направлении, то вы попадёте на один из пригородных пляжей Ларнаки.
Пляж Фарос расположен в посёлке Перволия (по факту это уже не Кити), в нём вы найдёте много мини-отелей и прочих мест туристического размещения. Как на Кипре выбирать отель, читайте в моём посте.
На мысе Кити вы можете видеть маяк, чуть южнее пляжа Фарос расположена загадочная венецианская башня (примерно в двух километрах от пляжа). Если поехать в северном направлении, то там имеется небольшой пляж для серферов, который так же носит имя Кити (на гугл картах обозначен как Careta Beach).
Старая деревенская церковь, является действующей и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Название церкви звучит как Панагия Ангелоктисти, имя церкви имеет свою красивую легенду.
Источник: https://in-trips.ru/blog/cerkov-angeloktisti-v-derevne-kiti.html
Легенда церкви Ангелоктисти
Дева Мария посетив деревню Кити, пожелала видеть в ней небольшую церковь. Однако, строителей в деревне не было, а местные жители не спешили исполнить желание Марии. Лишь несколько ангелов услышали её просьбу, и обещали возвести храм без чьей либо помощи.
Буквально на следующий день, Мария проходила той же дорогой и церковь уже была возведена. Событие было не ординарным и церковь назвали в честь её строителей — Панагия Ангелоктисти (построенная ангелами).
Источник: https://in-trips.ru/blog/cerkov-angeloktisti-v-derevne-kiti.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://prokipr.ru/LARNACA/angeloktisti.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 9693 (45%)
- http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/villages/kiti.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6483 (30%)
- http://www.KiprGuru.com/project/angeloktisti-church: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 799 (4%)
- https://in-trips.ru/blog/cerkov-angeloktisti-v-derevne-kiti.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 4632 (21%)