Деревня Мутуллас, располагающаяся в горах Троодос на западе Республики Кипр, является местом, которое постоянно посещают туристы. Причина этого — не только самобытность старинного селения, впечатляющие горные ландшафты и уникальность местной кухни. В центре деревни расположена церковь, посвященная Пресвятой Богородице, и именно она притягивает паломников и туристов со всего мира, как магнит.
Источник: https://beentocyprus.com/cerkov-presvyatoj-bogorodicy-mutullas.html
Содержание
История
Церковь Панагии ту Мутулла была построена и расписана в 1280 году на средства Иоанниса Мутулласа и его супруги Ирини, о чём свидетельствует надпись на её северной стене у алтаря, где они чуть выше оба изображены с моделью церкви в руках. Из этого можно сделать вывод, что церковь строилась в качестве их семейного храма. В XV—XVI веках количество фресок было увеличено.
Церковь Панагии ту Мутулла относится к наиболее ранним церковным постройкам с высокой и крутой двускатной черепичной крышей из дерева, типичной для церквей Троодоса. Черепица, судя по всему, изготавливалась здесь же, о чём свидетельствуют обнаруженные неподалёку специальные печи. В ΧΙV—XV веках неф церкви был окружён галереей северной и западной сторон. У церкви два входа, с западной и северной сторон, высотой 1,75 метра.
В 1-й половине XVI века к церкви был пристроен притвор, этим же периодом датируются западная и северная стороны церкви. Притвор находится под общей деревянной крышей церкви.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D1%82%D1%83_%D0%9C%D1%83%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0
Это интересно: Церковь Святого Андроника (видео)
Фрески в церкви Богородицы Мутулла
Во многих старых церквях Кипра иконописцы оставляли свои «автографы», по которым можно было определить авторство. В храме Богородицы Мутулла их нет, поэтому имя создателя фресок неизвестно. Но уникальность росписи этой церкви заключается ещё и в том, что это единственный датированный комплекс монументальной живописи XIII века. Далее мы просто будем брать готовые цитаты из предоставленного материала и пояснять их нашими фотографиями.
На алтарной апсиде изображена Богоматерь, воздевающая в молитве руки. У ее груди – медальон с изображением Христа. Справа и слева – архангелы Михаил и Гавриил с кадилами.
В нижней части апсиды изображены шесть Иерархов, совершающие совместную литургию. Это, по очереди, начиная слева, Святой Николай, Святой Григорий, Святой Иоанн Златоуст. Справа – Святой Василий, Святой Епифаний и Святой Авксивий.
В восточной нижней части апсиды изображено Благовещение Богородицы, надпись передает слова Архангела Гавриила, обращенные к Богоматери. Свет тремя лучами нисходит на Богородицу, символизируя троичность Божества. Звезды на Богородице означают ее Чистоту, до и после Рождества Христова. Также изображаются свернувшиеся змеи. Это изображение напоминает Змеиную колонну, стоящую и по сей день на константинопольском ипподроме – медную колонну в виде переплетенных змей.
На опоре южной стены перед алтарем изображен Христос, благословляющий правой рукой. В левой Его руке – Евангелие. На противоположной опоре изображена Богородица, молящаяся Господу. Она является посредником между Богом и человеком. Предтеча, вместе с Христом и Божьей Матерью, находящимися на двух разделительных опорах, составляют Малый Деисус. Изображение Деисуса на этих архитектурных элементах очень характерно для XII века. На иконостасе мы видим копии икон Христа и Божьей Матери, оригиналы которых находятся в Музее Киккского монастыря.
Правее, на южной стене изображена Богородица с Младенцем под сводом. У Христа детское лицо, но голова без волос, как будто он старец. Таким образом, художник хочет показать, что Христос мудр как человек возмужалый.
В начале южной стены изображено Рождество Христово.
В центре композиции – образ Богородицы, превосходящий по размеру другие фигуры. Она находится сидящей, в центре изображения, перед пещерой с черным фоном. Богородица склоняется вправо, чтобы увидеть Божественного Младенца. В ее руках – традиционный местный платок. Христос перепеленатый в яслях. За ним – лошадь и вол, согревающие своим дыханием Младенца. Звезда над пещерой указывает место, где находится новорожденный Божественный Младенец.
Три Волхва, Цари, приближаются с левой стороны, неся свои дары – смирну, ладан, золото. В верхнем правом углу – ангел возвещает пастухам о Рождестве Христове.
В нижнем правом углу, в круглом сосуде, изображается первое омовение Христа двумя женщинами. В левом нижнем углу – Иосиф. Нам не известно, что следовало за изображением Рождества в верхней половине южной стены, поскольку фрески были разрушены. Позднее, в XIV‐XV веках, было добавлено Сретение Христово. Это событие произошло на 40-й день после рождения Спасителя. Согласно иудейскому закону, Перворожденного сына родители посвящали Богу. Они приносили в жертву ягненка или голубей.
Сцена Сретения изображается перед Святым Престолом, на котором, на красном покрове, лежит закрытая книга.
Справа – Симеон, передающий маленького Христа Богородице, которая простирает руки, чтобы принять его в свои объятия. За ней стоят пророчица Анна и Иосиф, держащий двух птиц для жертвоприношения.
В верхней части западной стены изображены три сцены христологического цикла: Воскрешение Лазаря, (от фрески сохранился лишь правый фрагмент), Вход Господень в Иерусалим и Распятие Христово.
Воскрешение Лазаря
Христос изображен в центре фрески, он приближается широкими шагами к своему другу Лазарю. Простирает руку к Лазарю, стоящему в раскрытой могиле, и призывает его воскреснуть. Известная фраза «Лазарь! Иди вон» написана перед Иисусом. У Его ног преклонили колена сестры Лазаря – Марфа и Мария, умоляющие спасти брата. Молодой человек развертывает саван Лазаря, прикрывая свой нос, чтобы не чувствовать запах мертвого.
Вход Господень в Иерусалим
Далее следует Вход Господень в Иерусалим – триумфальная сцена прибытия Христа в город, что отмечается за неделю до Воскресения Христова. Христос входит в Иерусалим верхом на белом осле. Он благословляет всех, кто приближается, чтобы приветствовать его. Ребенок расстилает на земле одежду, чтобы на нее ступило животное, везущее Христа. Апостолы Иоанн и Петр следуют за Христом в левой стороне фрески.
Распятие Христово
Третья сцена в верхней части западной стены изображает Распятие Христово. Правая верхняя часть была утеряна. Под крестом мы видим Голгофу. На кресте – Христос, мертвый, с четырьмя гвоздями и склоненной направо головой. На его талии подвязана традиционная местная ткань. Из бока Христа текут кровь и вода. Слева от Распятия изображена Богородица, смотрящая на Сына, и женщина вместе с ней (считается, что это – Мария Магдалина). Ученик Христа, Иоанн Богослов, стоит с правой стороны.
Сошествие во Ад
В верхней части северной стены изображены «Сошествие во Ад» (Воскресение Христово) и Успение Богородицы. Фреска, следующая за Успением, не сохранилась. Изображение Воскресение, верхний фрагмент которого поврежден, исполнена в традиционной византийской манере. Иисус изображен движущимся направо, попирающим обрушившиеся врата ада и высоко держащим крест – символ победы над смертью. Правой рукой он поднимает старца Адама, за которым стоит Ева. Они символизируют род человеческий, который Христос спасает своей жертвой. С другой стороны изображены три пророка – Давид, Соломон и Иоанн Предтеча.
Успение Богородицы
Последняя сцена – Успение Богородицы – находится над северным входом в храм. Богородица изображена в центре композиции. Ее ложе покрыто драгоценными тканями. Вокруг нее – печальные Апостолы. Слева – Апостол Петр, держащий кадила. Справа – Иоанн, сзади – апостолы Павел и Андрей. За ложем, в центре, ‐ Иисус. Изображение его головы повреждено. В своих руках он держит душу своей матери. Выше, справа, мы видим фрагмент летящего ангела.
На правой части западной стены изображены Святые Варвара, Марина (защитница детей), и Анастасия.
Далее, на нижней части стены с восточной стороны северного входа, изображены Святой Георгий на коне и Святой Иоанн Предтеча. Подобный антропоморфный облик дракона, которого убивает Святой Георгий, ‐ уникален для кипрской иконографии.
На внешней западной стене Галереи есть две фрески – Христос на Престоле и Святой Георгий на коне. Очевидно, они были выполнены уже другим художником.
Второе пришествие
С внешней стороны, у Северного Входа, мы видим Второе Пришествие и надпись «Престол Уготованный». Рядом с Христом изображены Богородица и Предтеча.
Два летящих ангела с трубами собирают души. Один обращен к земле, другой – к морю. Земля и моря представлены в образе женских фигур.
Перед ступеньками Рая изображен Петр, беседующий с Павлом и ведущий группу людей в Рай.
Также изображены чины святости, в том числе мучеников, преподобных, а также святых жен, мучениц и преподобных, замыкает их шествие Мария Египетская.
Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/panagia-tou-moutoulla.html
Заключительная часть
На этом мы закончим сопоставлять готовый текст с имеющимися у нас фотографиями. Причины здесь две. Хотя мы и старались «отщёлкать» все фрески, но всё равно что-то пропустили. Поэтому не ко всему тексту удалось подобрать нужные фото. А с другой стороны, мы обнаружили массу фотографий фресок, о которых (по нашему мнению) ни слова не сказано в описании. Полный фотоотчёт можете посмотреть в нашем фотоальбоме ниже, а пока просто покажем несколько «неопознанных» фрагментов фресок с внешней северной стены.
Надеемся, что наш рассказ сподвигнет вас добраться до этой очень интересной церкви. А если совершить поездку в начале апреля, то можно будет в её окрестности застать вот такую красоту.
Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/panagia-tou-moutoulla.html
Особенности храма
Как и многие церкви Кипра, храм Пресвятой Богородицы выстроен в специфической манере, свойственной византийским культовым зданиям. Он является однонефным, то есть имеет прямоугольное сечение. Стены выложены из прочного местного камня светло-серого цвета. Именно цвет стен и манера кладки отличают кипрские храмы от православных церквей других стран. Также особенна и крыша здания. Высокая и двускатная, она выложена черепицей, которая в сохранности дошла до нас с XIII века.
Но главной изюминкой являются фрески – именно они и есть та цель, из-за которой в Мутуллас приезжает множество гостей. В церкви отлично сохранились как настенные росписи, созданные при постройке храма, так и последующие изображения, которые были добавлены с XIII по XVI века. В манере воссоздания сцен из Священного Писания прослеживаются и византийские, и западные, и восточные черты.
Фресками покрыта как внутренняя поверхность стен, так и некоторые участки снаружи. Центральная из них, изображающая Богоматерь с младенцем Иисусом, находится над входом в алтарь. Остальные фрески изображают святых, Рождество Христово и поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, вход Христа в Иерусалим и многие другие моменты из Библии.
Церковь Пресвятой Богородицы в селе Мутуллас находится в отличном состоянии и круглогодично открыта для посещения. Впечатления от увиденного, как правило, очень ярки и остаются навсегда.
Источник: https://beentocyprus.com/cerkov-presvyatoj-bogorodicy-mutullas.html
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/panagia-tou-moutoulla.html
Это интересно: Музей Талласа: разъясняем развернуто
Как добраться
Про первую часть пути расскажем вкратце. Если ехать по скоростной трассе в сторону Лимасола, то в его районе надо свернуть на трассу B8, ведущую в сторону Троодоса. Этот манёвр мы подробно описали в рассказе о маршруте Лимасол − Троодос.
Добравшись до Троодоса, продолжаем двигаться в сторону монастыря Киккос. В районе деревни Педулас поворачиваем вправо и спускаемся в деревню. Проезжаем сквозь неё и далее едем по главной дороге в сторону Мутулласа по извилистой дороге примерно 4 км. А вот здесь надо уже быть повнимательнее. Если пропустить нужный поворот, то можно укатить в Калопанайотис. Это не самое плохое, но сегодня мы ищем дорогу к церкви Богородицы Мутулла. В районе деревни Мутуллас будет поворот влево к церкви. Давайте посмотрим как это место выглядит.
Далее едем по этой дороге, но… Как мы и говорили в начале рассказа, церковь может оказаться закрытой. А вот хранительница ключей живёт как раз неподалёку от неё − в первом доме, окрашенном в белый цвет с зелёными окнами. Остановитесь здесь и попросите ключ от церкви − ваше желание она поймёт на любом языке, даже на языке жестов. Получив заветный ключик, добираемся до точки назначения.
Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/panagia-tou-moutoulla.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D1%82%D1%83_%D0%9C%D1%83%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 981 (8%)
- http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/panagia-tou-moutoulla.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9222 (77%)
- https://beentocyprus.com/cerkov-presvyatoj-bogorodicy-mutullas.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1798 (15%)