Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (видео)

Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.


Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма).

Празднование иконы совершается 24 октября (6 ноября). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 511
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/47534-ikona-bozhiej-materi-vsex-skorbyashhix-radost/

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов. Но наиболеее известны два типа — с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода «с грошиками»).

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1232
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1144338

История иконы


Прославление

Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой.

Храм на Ордынке. Церковь была перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году — Осипом Бове. NVO, GNU 1.2

К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.

Богородица «Всех скорбящих радость», начало XIX века автор близок кругу Семена Спиридонова Холмогорца, Public Domain

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает:

Икона «Всех Скорбящих Радость», 1750 год неизвестен, Public Domain

По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордныке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда. Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

Дальнейшая история

Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки». Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья (см. ниже), оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.

Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год) Alexey Kvashnin, Public Domain

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в нём в 1948 году были возобновлены службы.

Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года) неизвестен, Public Domain

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей.

Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» (оригинальный образ из церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха», Санкт-Петербург) неизвестен, Public Domain

Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь).

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», 1713 год неизвестен, Public Domain

Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 4272
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/47534-ikona-bozhiej-materi-vsex-skorbyashhix-radost/

Архитектурные особенности

Здание храма выполнено в форме цилиндрической ротонды с ионическими портиками. Снаружи оно украшено лепным декором и медальонами. Внутри барабан полусферического купола несут 12 ионических колонн. В храме установлен ампирный иконостас, пол покрыт чугунными плитами, выполненными по эскизам Бове.

Колокольня имеет три цилиндрических яруса, уменьшающихся по диаметру снизу вверх. Её венчает купол и главка с крестом. Северный и южный фасады трапезной украшены четырёхколонными ионическими портиками.

Храм окружён чугунной оградой, созданной в начале XIX века. Рядом с ним расположены дом причта (середина XVIII века) и богадельня (1764 год).

Фотографии интерьера

  • Интерьер
  • Общий вид на алтарную часть

  • Вид на алтарную часть церкви

  • Главный купол церкви

  • Алтарь. Царские врата

  • Вид от входа

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 880
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B5

Святыни


  • Северо-восточная сторона храма

  • Декор храма

  • Декор храма

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 105
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B5

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу «Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1120
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1144338

Духовенство


Клириками храма являются:

  • игумен Филарет (Тамбовский)
  • протоиерей Даниил Калашников
  • иерей Дмитрий Агеев
  • иерей Алексей Дикарев
  • иерей Александр Карзан
  • протодиакон Алексий Трунин
  • иеродиакон Григорий (Соколов)
  • диакон Владимир Сошников
  • диакон Федор Шульга
  • диакон Роман Ивануса
  • диакон Александр Ершов.
Блок: 5/7 | Кол-во символов: 307
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B5

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1852
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1144338

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»


Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской). Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1718
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1144338
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 11997
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://bolshoevoznesenie.ru/47534-ikona-bozhiej-materi-vsex-skorbyashhix-radost/: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 4783 (40%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B5: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 1292 (11%)
  3. http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1144338: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 5922 (49%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий