Николо-Шартомский мужской монастырь — внимательный взгляд на вопрос

Нико́ло-Шарто́мский монасты́рь — мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Введенье Шуйского района Ивановской области России.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 172
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель — Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту. В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами. Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом. На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1686
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/790-nikolo-shartomskij-monastyr-v-ivanovskoj-oblasti

Предания о появлении Николо-Шартомского монастыря


Историки не смогли установить имя основателя первой монастырской постройки и даты ее основания. Существует три легенды, вот исторические события, которые якобы имели место при основании Свято-Николо-Шартомской святыни.

  1. По легенде первый храм получил свое название от речки Шартома (ныне Шахма), которая вливается в речку Молохта, вместе с ней впадает в Тезу.
  2. Второе предание связывает появление российской жемчужины с поселением на берегу безымянной реки беглого холопа, хозяином его был сам князь Долгоруков, по имени Николая Шартома. Он и друзья Федос, Сидор основали мужскую общину, назвали реку Шартомой, игуменом которой и стал Никола Шартом.
  3. Согласно преданию в XIII веке некая крестьянка из Шуи на месте слияния двух рек, Шартомы и Молохты, нашли чудодейственную икону Николая Угодника, это место и стало основанием мужской обители.

Николо-Шартомский мужской монастырь

История российской святыни в Ивановской области

Первое историческое упоминание о российской святыне появляется в 1425 году в грамоте Нижегородской княгини Марии, которой она свидетельствует о передаче ее земель Суздальской обители. Дарственную бумагу подписал архимандрит Шартомского монастыря Конон.

На заметку! В начале XV века звание архимандрита имели только избранные настоятели крупных обителей.

Царские особы постоянно поддерживали монастырское подворье, вклады в его развитие делались Василием Третьим, Иваном Грозным и Федором Ивановичем. Цари, каждый в свое время, выдали монахам «Несудимую грамоту», согласно которой чинить суд над братией мог только князь или бояре.

Другие православные монастыри:

В XVI веке расположенный около села Введенье Николо-Шартомский монастырский комплекс имел под своим покровительством 9 обителей, расположенных во Владимирской епархии.

В начале XVII столетия святое строение несколько раз подвергалось разграблению литовцами, поляками, мятежниками и разбойниками, которые не только забирали казну, но и забирали скот, жгли села, порой убирали монахов.

1645 год, когда обителью правил архимандрит Иоасаф, деревянные монастырские постройки сгорели дотла от удара молнии. Удивляет историческая запись этого события, где настоятель пишет, что все совершилось по воле Божьей.

Благодаря смирению, терпению и верности братии, своими силами восстановившими святыню, в 1651 году состоялось освящение монастырского храма Николая Чудотворца, выстроенного в стиле русско-византийской архитектуры, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом.

Никольский собор Николо-Шартомского монастыря

Белоснежный храм, выполненный с величественной священной простотой, вызывал чувство благоговения у всех входящих в него.

Из записей историков видно, что в 1646 году над святыми воротами имелась церковь Алексия, человека Божьего.

25 августа 1678 года состоялось освящение теплой церкви Казанской иконы Богородицы патриархом Московским и всея Руси Иоакимом.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2886
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/nikolo-shartomskij-monastyr.html

Настоятели и наместники

    • Архимандриты:
  • Конон (после 1425, при великом князе Василии Васильевиче)
  • Михаил (1458)
  • Иоанникий (1463)
  • Максим (1485)
  • Константин (1506)
  • Тимофей (бывший, упом. 1519)
  • Тихон (1535 — 1538)
  • Иона (1553)
  • Геласий (1578)
  • Тихон (1618)
  • Феодосий (1623)
  • Онисифор (1630 — 23 августа 1634)
  • Варсонофий (16 сентября 1634 — 1635)
  • Иоасаф (1639 — 1650)
  • Макарий (1651 — июнь 1654)
  • Павел (1658 — 1661)
  • Иаков (упом. февраль 1663 — упом. 1664)
  • Савватий (упом. 1666 — упом. 1668)
  • Иона (упом. 1671 — упом. 1672)
  • Нафанаил (1675 — 1676)
  • Симеон (упом. 1678 — упом. 1680)
  • Моисей (упом. 1683)
  • Матфей (упом. 1683 — упом. 1686)
  • Александр (1700 — 1710)
  • Павел (1710 — 1712)
  • Сильвестр (1713 — 1720)
  • Нафанаил (1721 — 1734)
  • Кирилл (1735 — 20 марта 1736)
  • Лев (1736 — 1740)
  • Макарий (1740 — 1746)
  • Филарет (1748 — ?)
  • Феодосий (1754 — 1756)
  • Филарет (упом. 1757)
  • Феофилакт (упом. 1759)
  • Иоасаф (Шестаковский) (10 января 1761 — 1763)
  • ? Димитрий и Кирилл (ректоры семинарии)
  • Анания (1764 — 1767)
    • Игумены:
  • Венедикт (1768 — 1770)
  • Никодим (1770 — 1771), архим.
  • Соломон (Доброгорский) (1771 — 1772)
  • Арсений (Изографов) (1772 — 1774)
  • Порфирий (упом. 1776 — 1779)
  • Филарет (1779 — 1780)
  • Иоасаф (1780 — 29 августа 1786 )
  • Виктор (1786 — 1797)
  • Гавриил (1797 — 1822)
  • Филарет (упом. 1825)
  • Макарий (упом. 1828)
  • Назарий (упом. 1829)
  • Аарон (1830 — ?)
  • Иларион (упом. 1844)
  • Алексий (упом. 1845)
  • Гедеон (упом. 1853 — упом. 1856)
  • Иларион (упом. 1857 — 1867)
  • Петр (упом. 1869)
  • Иваново-Вознесенские (Ивановские) владыки (1990 — 4 октября 2012)
  • Шуйские владыки (с 4 октября 2012)
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1663
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12021.html

Иконописец и монах Иоаким Шартомский


В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского. Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы. Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря. Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля, В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской, Суздальской и Ивановской земле. Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1795
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/790-nikolo-shartomskij-monastyr-v-ivanovskoj-oblasti

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы — деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1325
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/790-nikolo-shartomskij-monastyr-v-ivanovskoj-oblasti

Храмы


Храмы:

  • Никольский храм с колокольней
  • Надвратный Преображенский храм
  • Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной

Часовня:

  • Часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского на монастырском кладбище
Блок: 4/10 | Кол-во символов: 247
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5

Текущая деятельность

По принципу братства монахи занимаются:

  • рыболовством;
  • выращиваем коров, лошадей, птиц и разведением пчел;
  • резьбой по дереву;
  • литьем колоколов;
  • иконописанием.

Немалое внимание монастырская братия уделяет социальной работе в приюте для детей. Со временем повсеместно стали открываться воскресные школы для детей и взрослых гимназии православия и библиотеке. При монастыре работает просфорная, пекарня, столярный цех, кузница. Насельники все летнее время работают на огородах и в теплицах, чтобы обеспечить себя пропитанием.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 535
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/nikolo-shartomskij-monastyr.html

Современное состояние


С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И.С. Исаевой сортами яблонь — плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Сам уклад крестьянского (христианского) хозяйства — братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае — во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысел о человеке.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 3067
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5

Использованные материалы

  • Информация Иваново-Вознесенской епархии
  • http://www.ivanovo.ru/mon?m=74
  • http://w3.ivanovo.ru/Eparx/nik_m.htm
  • http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=3521
  • Сайт «7 чудес России»
  • Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, сост. П. Строев, СПб., 1877, с. 681-683.

  по материалам книги «Ивановская область. По «Золотому кольцу России». — Иваново,:Издательский дом «Референт», 2007.

  В синодике свт. Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 гг. См. Поликарпов Н. И., «Синодик святителя Митрофана Воронежского», Воронежская старина, 1903, вып. 3, с. 142.

  Убит.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 627
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12021.html

Фото

  • Николо-Шартомский монастырь. Вид с реки

  • Николо-Шартомский монастырь зимой

  • Мозаика Николая Чудотворца над Святыми воротами (Преображенская церковь)

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 192
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 14195
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/nikolo-shartomskij-monastyr.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 3421 (24%)
  2. https://drevo-info.ru/articles/12021.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2290 (16%)
  3. https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5: использовано 3 блоков из 10, кол-во символов 3506 (25%)
  4. https://putidorogi-nn.ru/evropa/790-nikolo-shartomskij-monastyr-v-ivanovskoj-oblasti: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 4806 (34%)
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 172 (1%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий