У этого топонима есть и другие значения, см. Старый мост.
Старый мост (босн. Stari most) — пешеходный арочный мост через реку Неретву в городе Мостаре, Босния и Герцеговина.
Представляет собой современную копию древнего моста, полностью уничтоженного хорватскими боевиками в 1993 году. Архитектурный символ Мостара. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80)
Содержание
История
Мост был построен в 1557—1566 годах в период господства Османской империи при султане Сулеймане Великолепном под руководством зодчего Мимара Хайреддина. Конструкция состояла из 456 известняковых блоков. Сводчатый пролёт моста имел длину 30 метров и ширину 4 метра.
В XVII веке по обеим сторонам моста были сооружены крепостные башни: Тара на левом и Халебия на правом берегах.
Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой, турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира». Османский путешественник XVII века Эвлия Челеби отмечал, что он «пересёк шестнадцать империй и не видел такого высокого моста».
Разрушение
Уничтожение моста в 1993 году
Старый мост простоял 427 лет, пока 9 ноября 1993 года во время Хорватско-боснийской войны не был полностью разрушен. Мост долго символизировал мирное сосуществование многонационального населения Мостара и всей Боснии-Герцеговины. Именно символическое значение моста послужило причиной его уничтожения. Армия боснийских хорватов начала обстрел моста из 100 мм пушек Т-55 с расстояния два километра с холма Хум на юго-западе. Танковый обстрел длился два дня. До обрушения он получил свыше 60 попаданий. Вместе с мостом обрушились каменные башни и часть скалы, на которую мост опирался.
Восстановление
В июне 1994 года на место разрушенного моста были направлены специалисты ЮНЕСКО. На предложение ЮНЕСКО, Всемирного банка и мэрии Мостара восстановить мост в 1998 году откликнулись Банк развития Европейского совета, Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция. Стоимость восстановления превысила 15 миллионов евро.
Научные (археологические) изыскания проходили два года. В июне 2001 года были начаты строительные работы, однако первый камень арки был заложен только в апреле 2003 года. При восстановлении моста применялся камень из местных карьеров: типов «бреча» и «тенелия», турецкая компания Er-Bu Construction Corp использовала технику Оттоманской империи. Блоки скреплялись между собой с помощью скрытых сводовиков, штифов и скоб. Со дна реки водолазами венгерской армии были подняты и использованы упавшие части старого моста. В результате после восстановления мост выглядит как действительно «старый». В 2004 году при участии руководителя ЮНЕСКО и президента Боснии и Герцеговины мост был открыт.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80)
Это интересно:
Старый мост (Мостар, Stari most)
Старый Мост — пешеходный арочный мост через реку Неретву в городе Мостар, делящей город на две части — хорватскую и мусульманскую. Представляет собой современную копию древнего моста, полностью уничтоженного хорватскими боевиками в 1993 году. Старый Мост имеет высоту 28 метров и ширину 4 метра, и уникален своей необычной «горбатой» формой и архитектурой опор.
Источник: https://wikiway.com/bosniya-i-gertsegovina/mostar/staryy-most-mostar/
Прыжки с моста
Одним из развлечений туристов и традиционным заработком молодых людей города являются прыжки в реку Неретву с центра Старого моста (высота прыжка зависит от уровня воды в реке, от 24 до 30 метров). Поскольку вода в реке очень холодная, это занятие ещё более рискованное и требует высочайшего мастерства и тренировок с раннего возраста. Практически традиция появилась сразу после постройки моста, первое письменное свидетельство относится к 1664. В 1968 обычай получил официальный статус ежегодных состязаний, которые проводятся каждое лето в конце июля. В 2013 году было совершено 477 прыжков.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80)
Строительство
Но мы отвлеклись. Прошение мостарцев султан Сулейман удовлетворил и послал в Мостар молодого архитектора Хайруддина, ученика прославленного Синана. Организатором работ со стороны локальных властей был назначен Хаджи Мехмед-бег Караджоз (он же отвечал и за строительство самой величественной из мостарских мечетей).
Старый мост в Мостаре Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Работы начались в 1557 году, а в 1566 были завершены. Девять лет потребовалось Хайруддину на решение крайне нетривиальной инженерной задачи.
Классическая технология мостостроения того времени – несколько мощных опор, на которые опираются не менее мощные своды. Но установить в глубокую, стремительную и склонную к разрушительным наводнениям Неретву опору моста было невозможно. Оставалось опираться на скалистые берега, но в этом случае расстояние между опорами – почти тридцать метров, арок такого размера до Хайруддина ещё никто не строил.
Источник: https://bih-ru.touristgems.com/attractions/21850-staryj-most/
Галерея
-
Лестница на Старом мосту в Мостаре
-
Западный вход в Старый мост в Мостаре
-
Восточная сторона Башня Старого моста в Мостаре
-
Вид со Старого моста в Мостаре
-
Составное изображение (непрерывный снимок) туристического дайвинга со Старого моста в 2009 году
-
Улица в Старом Городе, Мостар
-
Старый мост в 2006 г.
-
Старый мост, 2008 г.
-
Мост сфотографирован в 1974 г.
-
Оригинал Старого моста, сфотографированный в 1970-х годах.
-
Временный канатный мост
-
Старый мост проходит реконструкцию в 2003 году.
-
Дайвер у Старого моста
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80)
Это интересно:
Конструкция
До сих пор не выяснены все технические детали строительства мостарского моста. Например, как были установлены леса для него? Как эти леса выдержали многолетнее строительство?
Старый мост и его башни, вид с юга Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Но основные конструктивные моменты исследователям уже известны.
Вначале был выложен свод из 111 рядов каменных блоков. Блоки соединили железными клиньями. Далее на своде сделали рёбра жёсткости – по центру и по бокам. После этого возвели внешние стены, засыпали их дроблёным камнем до нужной высоты, сверху вымостили.
Парапет моста довольно невысокий, в те времена представления о безопасности были не очень строгие, архитектор этим воспользовался, чтобы получить силуэт настолько тонкий, насколько это возможно. Поначалу мостарцы даже не отваживались ступить на мост, таким тонким и хрупким он им казался. Городские легенды гласят, что Хайруддин провёл под мостом три дня и три ночи в доказательство его надёжности.
От верхней точки моста до нижних перепад высоты в три метра – весьма существенный уклон. Не знаю, как по мосту перемещались в старые времена, но при реконструкции по всему полотну добавили поперечные рёбра, без них был бы не мост, а аттракцион на радость туристам всех возрастов. Ну очень уж скользкий.
Уклон серьёзный, поверхность скользкая, без ступенек-рёбер не обойтись Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Нам бы очень хотелось рассказать не только о строительстве моста, но и о его дальнейшей жизни – всё-таки, более четырёх веков простоял он в центре Мостара, многое должен был повидать. Но, вопреки нашим ожиданиям, сведений о каких-то особых событиях на мосту и около него не сохранилось, так, обычная повседневная городская жизнь, конечно, со своими драмами, но не того масштаба, чтобы быть зафиксированными историками.
Источник: https://bih-ru.touristgems.com/attractions/21850-staryj-most/
Разрушение и восстановление
Настоящая драма, вернее, трагедия в жизни моста разыгралась в последнем десятилетии 20-го века. В военном конфликте девяностых мост многократно обстреливался, пока свод не обрушился в воду. Это случилось 9 ноября 1993 года.
Уже в 1997 году, через два года после окончания войны начали задумываться о восстановлении моста.
Обломки извлекли из Неретвы и выложили на плато на берегу. Вначале была идея использовать для строительства оригинальный материал моста, но блоки оказались значительно повреждены, к тому же их было недостаточно, от идеи пришлось отказаться. Месяцами специалисты делали обмеры каждого блока, чтобы затем выполнить его точную копию.
Старый мост и башня Халебия, вид с юга Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Камень для моста добывали по возможности из тех же каменоломен, что и в 16-м веке. Там, где было возможно, использовали старинные технологии и ручную обработку камня.
Весной 2004 года мост был закончен, и 23 июня того же года торжественно открыт.
В 2005 году мост и прилегающий к нему архитектурный комплекс взял под свою защиту ЮНЕСКО.
Старый мост ночью Franco Pecchio, CC BY 2.0
Источник: https://bih-ru.touristgems.com/attractions/21850-staryj-most/
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80): использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 3004 (32%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80): использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 964 (10%)
- https://bih-ru.touristgems.com/attractions/21850-staryj-most/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5079 (54%)
- https://wikiway.com/bosniya-i-gertsegovina/mostar/staryy-most-mostar/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 395 (4%)