Главная » Достопримечательности » Архитектура
Casa Milà – жилой дом, построенный в 1906–10 гг. в столице Каталонии по проекту Антонио Гауди. Дом Мила в Барселоне – последняя нерелигиозная работа великого архитектора, одна из главных достопримечательностей каталонской столицы и объект наследия ЮНЕСКО.
Источник: https://barcelona24.ru/dom-mila.html
Содержание
Основные моменты
Своим названием объект обязан заказчикам: магнат Пере Мила-и-Капс и его жена обратились к Гауди с просьбой построить для них дом, который будет поражать и удивлять. Не стоит говорить, что результаты превзошли все ожидания – Каса-Мила получился более чем экстравагантным. Примечательно, что это было последнее светское детище архитектора: в дальнейшем он полностью посвятил себя строительству храма Саграда Фамилия.
Сам Гауди не принимал участия в завершении проекта. В 1909 году между ним и заказчиками возникли разногласия, и архитектор отказался дальше руководить строительством, а обещанный гонорар ему пришлось требовать через суд.
Интересно, что хозяевам нового дома пришлось выложить кругленькую сумму уже после окончания строительства: Каса-Мила был слишком высоким и широким и превышал существующие в то время нормы, поэтому им выписали штраф.
Самый большой внутренний двор Каса-Мила Элементы фасада здания
Источник: https://wikiway.com/spain/barselona/dom-mila/
Строительство Дома Мила
Возводить дом, прозванный впоследствии «каменоломней», Антонио Гауди начал в 1906 году. В то время он был уже довольно известным архитектором, которого ценили в светском обществе благодаря его дружбе с промышленником Эусеби Гуэлем: для него, как известно, он построил усадьбу и поработал над великолепным парком. К Гауди обратилась экстравагантная семейная пара, не привыкшая считать деньги и известная на всю Барселону своими шумными вечеринками и покупками дорогих вещей и недвижимости. Пере Мила, занимавшийся застройками, в честь которого и назван дом, всячески баловал свою супругу Росарио Сегимону, которая, к слову, и сама была состоятельной особой, получившей от своего первого мужа огромнейшее наследство. Паре захотелось иметь в своей собственности такое здание, которое не в чем бы ни уступала дому Бальо. Естественно, воплотить в жизнь эту мечту мог только Антонио Гауди, которому и был сделан заказ.
Вход в здание с улицы Карре-де-Провенса
Застройщик приобрел участок площадью более чем в 1 000 квадратных метров. Он решил не переделывать стоящие на нем здания, как в случае с Домом Бальо, а попросту снес все строения и предоставил возможность Гауди возвести нечто удивительное и неповторимое. План будущего здания архитектор, благодаря своей гениальности, разработал довольно быстро: дом должен был быть практически лишен всякой симметрии. Для этого предполагалось на железной конструкции закрепить каменные «плывущие» декоративные панели. Заказчик решил, что квартиры его будущего дома будут сдаваться в аренду. Антонио Гауди учел это и сделал так, чтобы планировка квартир была комфортной, и соседи не смогли бы помешать друг другу. Более того, в «Каменоломне» большинство стен сделали подвижными, что позволяло бы в кратчайшие сроки менять планировку того или иного помещения по своему усмотрению.
Гениальный архитектор с должным вниманием отнесся к заказу, и после разработки плана стал проверять свои расчеты и добавлять различные элементы. Ему очень хотелось, чтобы Дом Мила стал символом единения человека с окружающим миром, где не существует шаблонов.
Лестница во внутреннем дворе
Однако супругам хотелось как можно скорее получить здание и насладиться своим очередным триумфом в столице Каталонии. Естественно, человека, который привык к точным расчетам и практичности, не могло не раздражать такое поведение заказчиков, и Гауди пытался всячески объяснить Педро Мила и Росарио Сегимоне, что подобное строительство требует времени, а значит и терпения.
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/218-dom-mila-v-barselone
Это интересно:
История создания
В начале XX в. Антонио Гауди был признанным мэтром архитектуры. В 1906 г. к нему обратилась богатая семейная пара застройщика Пере Мила и Росарио Сегимоны. Им захотелось стать владельцами здания, не менее популярного, чем построенный по проекту Гауди дом Бальо. На одном из этажей заказчики намеревались жить, а остальные квартиры – сдавать внаём.
В распоряжение Гауди был предоставлен земельный участок площадью более чем в 1000 м2, на котором были снесены находившиеся там строения. Архитектор задумал возвести здание в свойственном ему авторском стиле, не терпящим строительных шаблонов, как символ единения человека с природой.
В доме Мила реализованы новаторские для того времени идеи Гауди. Творческие задачи он, как всегда, решил блестяще. Куда больше сил отняли у него споры с городскими властями и заказчиками. Последним не терпелось получить в своё распоряжение здание, о котором все будут говорить. Богатые, но недалёкие люди не понимали, что спешка – враг качества, и что реализация уникальных идей Гауди требует скрупулёзных расчётов.
Торопившийся заказчик предварительно не узаконил здание, поэтому на строительство постоянно наведывались контролирующие органы. Одна из тщательно рассчитанных колонн здания заняла полметра тротуара. Городские власти потребовали от архитектора укоротить колонну или убрать её совсем. Взбешённый Гауди сказал, что уберёт её, но напишет на её месте фамилию запретившего чиновника.
К счастью, «колонну преткновения» Гауди удалось отстоять. Но предложенная им огромная фигура Богоматери на крыше, разительно отличающаяся от классических образцов, не понравилась не только городским властям, но и заказчикам. В то время по Каталонии прокатились антииспанские выступления, сопровождаемые сожжением некоторых церквей. Заказчики опасались, что их особняк с неоднозначной статуей попадёт под горячую руку восставших. Тут пришлось уступить Гауди, и в 1910 г. здание без статуи Богоматери было готово.
По окончании строительства, заказчику всё же пришлось уплатить городским властям штраф за небольшое превышение допустимой высоты здания.
Источник: https://barcelona24.ru/dom-mila.html
Дом Мила – вдохновение природой
Мансарда на 7 этаже дома Мила
Реализованный в 1906-1910 гг. проект был новаторским во всех отношениях. В первую очередь, это касалось его форм. Гауди остался верен своему неповторимому стилю и черпал вдохновение у природы. Дом напоминает скалу, омываемую морскими волнами, изрытую пещерами и поросшую подводной растительностью. Фасад Каса-Мила лишен прямых линий, углов – он будто течет и переливается. Такой эффект был достигнут благодаря плавным изгибам, переходящим один в другой, округлым и эллиптическим формам, а также декоративным решеткам в виде морских водорослей. Последние, как и перегородки на террасе, изготовил художник и архитектор Жузеп-Мария Жужоль, с которым Гауди плодотворно сотрудничал на протяжении многих лет.
Круглый двор в юго-западной части дома
В Каса-Мила целых три внутренних двора-патио. Они созданы для того, чтобы внутри дома было светло. Один из них имеет круглую форму, а два других – эллиптическую. Сюда выходят окна хозяйственных помещений, тогда как жилые комнаты «глядят» на улицу. Стены украшены разноцветной росписью, в основном растительной и мифологической тематики, а витые лестницы с коваными перилами словно обвивают их изнутри.
Макет Каса-Мила расположенный в музее творчества Гауди на 7 этаже
Отдельный интерес в Доме Мила представляет мансарда, расположенная на 7 этаже. Некогда это помещение использовалось как комната для сушки белья, а сейчас здесь размещен мини-музей, посвященный творчеству Гауди. Крышу поддерживают арочные своды, выполненные из кирпича, – всего их насчитывается 270. Благодаря такому приему архитектору удалось отказаться от громоздких балок, которые обычно можно встретить в домах того времени. Как и во всем здании, все здесь извивается и плывет, от чего еще более усиливаются ассоциации с морем или лесом.
Крыша Дома Мила
Экспозицию музея составляют объемные макеты, чертежи, эскизы, фотографии дома. Также здесь собраны предметы, в которых Гауди черпал вдохновение: фрукты, ракушки и даже скелеты животных. Благодаря выставке посетители могут увидеть наиболее характерные особенности авторского стиля.
Из мансарды винтовая лестница ведет на террасу. Витые колонны, конические башенки, украшенные разноцветной мозаикой из гальки, фрагментов мрамора, керамики, стекла, сад скульптур – все это словно переносит в другой мир. При этом они размещены там не только для украшения: каждый из элементов выполняет практическую функцию.
Квартира-музей в доме Мила
Дымоходы на Доме Мила напоминающие головы средневековых стражниковЦентральный двор
Напоследок туристы могут посетить квартиру-музей. В ней полностью сохранены интерьеры начала 20 века: кровать, шкаф, журнальный столик, софа и даже старинный телефон – время в комнатах словно остановилось. Туристы могут воочию увидеть, как жила буржуазия того времени, а также то, как сильно изменилась Барселона с тех пор. Помогут в этом не только уникальные экспонаты коллекции, но и документальный фильм, демонстрируемый в одной из комнат.
Стоит сказать, что такое необычное сооружение не сразу завоевало всеобщую любовь. Из-за его громоздкости и непривычного внешнего вида местные жители прозвали дом La Pedrerа, что в переводе с каталонского означает «каменоломня». Однако спустя чуть более полвека шедевр Гауди был оценен по заслугам – в 1984 году его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: https://wikiway.com/spain/barselona/dom-mila/
Дом Мила: препятствия во время строительства
Строительство началось, но основные трудности были еще впереди. Поторопившийся заказчик не успел узаконить строение, поэтому на объект постоянно прибывали контролирующие органы. Кроме этого, здание оказалось чуть выше той отметки, до которой разрешалось в те времена возводить дома. Педро Мила потребовал от Гауди сделать здание не таким высоким, иначе ему пришлось бы заплатить огромнейший штраф в бюджет города, который превышал пятую часть стоимости всего (!) строения. Камнем преткновения с властью стала и колона, которая из-за своих форм, менее чем на пятьдесят сантиметров выходила на тротуар. Ее требовали убрать или же сделать короче. Антонио Гауди, как описывали его состояние очевидцы того времени, пребывал в бешенстве. Он отстаивал свою четко выверенную колону и не собирался отказываться от нее. Тем более — укорачивать…. После разговора с очередным чиновником, Гауди, имя которого уже знали во всей и даже за ее пределами, в ультимативной форме сказал, что уберет колону, однако на ее месте напишет имя того, кто не позволил ее установить.
На крыше дома Милы
Антонио Гауди столкнулся с недопониманием его таланта, и ему впервые пришла мысль бросить строительство, хотя это полностью противоречило характеру архитектора, привыкшего доводить любое свое начинание до логического конца. Правда, в Барселоне чиновники вовремя одумались и решили создать специальную комиссию, которая скрупулезно бы проверила все расчеты Гауди. Ее вердикт полностью оправдал ожидания и заказчика, и самого исполнителя: здание со временем неоспоримо будет иметь историческую ценность и полностью безопасно для жильцов.
Архитектор взялся за работу так, словно у него открылось второе дыхание, казалось, все препятствия уже далеко позади и теперь только и остается – построить здание по заранее разработанному проекту. Однако гений архитектуры 20-го века опять натолкнулся на очередную преграду: власти Барселоны яро воспротивились тому, чтобы здание венчала огромная скульптура, названная Гауди «Богоматерь». Дело все в том, что, по мнению цензоров, «Богоматерь» совсем не напоминала собой Деву Марию, которая родила Спасителя человечества Иисуса Христа. В скульптуре они усмотрели явное сходство с языческой богиней по имени Гайя, которой поклонялись и приносили жертвы.
Вид на внутренний двор
По слухам, которые дошли даже до наших дней, против этой скульптуры выступил и сам заказчик Педро Мила. Некоторые историки утверждают, что между Антонио Гауди и семейной парой состоялся неприятный разговор, в котором последние не желали видеть на здании «Богоматерь». Скорее всего, такое нежелание связано с сожжением в 1909 году каталонцами многих католических храмов. Конечно, хозяева будущего дома не хотели, чтобы их собственность, в которую они вложили огромные средства, была уничтожена из-за одной скульптуры. Это был второй момент, когда Гауди решил отказаться от строительства Дома Мила. К работе его смог вернуть только долгий разговор со священником: о чем говорил архитектор со служителем церкви, остается загадкой, но после него автор проекта «Каменоломни», все же, решил довести дело до конца. В 1910 году Антонио Гауди сдал семейной паре дом, который пришелся наконец-то супругам по душе.
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/218-dom-mila-v-barselone
Внешние особенности
Безусловно, архитектура дома Мила Каса отличается элементами, характерными для творчества Антонио Гауди. Одна из таких особенностей представлена внутренними дворами-патио: двумя эллиптическими и одним круглым. Это необходимо для того, чтобы в жилые помещения постройки проникал дополнительный солнечный свет и воздух.
© minoandriani — stock.adobe.com© trupitrupo — stock.adobe.com
Украшением фасада служит полихромная роспись с растительными мотивами, а помещение перед входом во внутренние части дома украшены фресками с изображением мифологических животных. Очертания Casa Milà подчеркиваются контурами крыши, на которой расположены элементы утилитарного характера:
- дымоходы;
- выходы лестничных клеток;
- вентиляционные трубы.
Все эти элементы также декорированы мозаикой из керамики, битого стекла и мрамора. Необычная форма придается постройке за счет огромного количества труб и воздуховодов.
© harisvithoulkas — stock.adobe.com
Источник: https://tour.expert/spain/barcelona/dom-mila.html
Дом Мила — описание
Работая над Домом Мила, Гауди довольно часто упоминал, что на ассиметричные опоры и волнистый фасад здания его натолкнула морская стихия и изящные каменные скалы. На огромную, лишенную острых углов скалу, и похож шедевр Гауди, который из-за его массивности и «тяжелых», «давящих» форм, жители Барселоны назвали «Каменоломней». Правда, резкой критики в свой адрес Гауди не получил: к Дому Мила очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.
Вентиляционные трубы
В то время Гауди уже заканчивал работу над проектом Искупительного Храмома Святого Семейства. Глядя сейчас на творение архитектора можно выделить то, что во всех без исключения помещениях имеются окна: для начала 20-го века такая конструкция была несвойственна. Да и как можно говорить о типовых проектах, когда речь идет о доме, построенным самим Гауди?! Человек, создававший проект, имевший нестандартное мышление, хотел, чтобы всем жильцам дома было светло, тепло и уютно. «Дворец, который будет светлее самого света», — так часто называл Антонио Гауди свое будущее строение. Будем предельно откровенны: ему это удалось сделать, несмотря на все те препятствия, которые постоянно возникали у него на пути.
Если даже забыть о том, что над домом работал сам Гауди, все равно можно смело сказать, что это строение – своеобразная революция в архитектуре. Дом Мила имеет целых три внутренних дворика, которые не только способствуют естественному освещению помещений, но и их вентиляции. Удивительно, но и в наш век технологического прогресса, дом не нуждается в дополнительном кондиционировании даже в самые жаркие дни. Настолько тщательно была продумана система естественной вентиляции помещений. О свободной планировке квартир, которую стали применять лишь сравнительно недавно, не стоит даже и упоминать: в начале двадцатого века это было просто-таки чем-то из области фантастики.
Вентиляционные трубы на крыше дома
Особое восхищение вызывает тот факт, что ни один этаж здания совершенно не похож на другой. И дело тут даже совсем не в свободной планировке. Этого Гауди удалось добиться за счет полного отсутствия в доме опорных стен, а это было бы крайне опасным, если бы не четкие расчеты архитектора.
Любой турист, оказавшись на крыше Каса-Мила, в очередной раз застывает от удивления. Создается впечатление, что на крыше проживают различные сказочные персонажи. На самом деле, фантастические скульптуры – это лишь маскировка дымоходов и вентиляционных труб. Также необычными скульптурами замаскированы и шахты лифтов. Да-да, Гауди предусмотрел и лифты в своем творении, правда, добавили их туда уже значительно позже.
Как бы там ни было, все же, шедевр Гауди под название Дом Мила, в наши дни далек от того, каким его видел сам архитектор. Ведь он планировал не только само здание, но и уже видел, как сделать его «тяжелый» и необычный фасад еще привлекательнее. К примеру, роскошные кованые решетки балконов Гауди желал украсить вьющейся зеленью и яркими цветами. К слову, решетки были выполнены по эскизам архитектора и дизайнера, Жузепом-Марией-Жужолем, с которым Гауди продолжительное время сотрудничал.
Увы, Дом Мила не дошел до нашего времени в своем первоначальном внешнем виде: многочисленные детали были варварски уничтожены, а по совету одного из «современных» дизайнеров строение выкрасили в грязно-коричневый цвет. Правда, в настоящий момент ведутся реставрационные работы, и шедевр Гауди уже вот-вот станет таким же, как и был при жизни своего создателя. Все это стало возможным благодаря тому, что в 1984 году Каса-Мила был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все творения Гауди должны остаться для потомков, а как может быть иначе, когда речь идет о произведении искусства?
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/218-dom-mila-v-barselone
Каса-Мила сегодня
Дом Мила уникален тем, что он до сих пор используется по прямому назначению. Большая часть здания принадлежит банку, однако несколько квартир на верхних этажах снимают простые барселонцы. Согласно местному законодательству, договоры аренды, подписанные до определенного года, нельзя разорвать без согласия обеих сторон.
Перед тем, как туристы перейдут к осмотру других достопримечательностей Барселоны, им предлагают посетить сувенирную лавку. Все деньги, полученные от продаж, идут на содержание музея Гауди, поэтому не стоит скупиться: это отличный способ внести свой вклад в сохранение исторического облика Барселоны.
На первом этаже зданияПотолок в холлеНа крыше Дома Мила
Источник: https://wikiway.com/spain/barselona/dom-mila/
Это интересно:
Как добраться?
Адрес Casa Milà – Carrer de Provença 261 (на пересечении улицы с проспектом Passeig de Gràcia). Доехать к нему можно, сойдя на станции Diagonal линий L3 и L5 метро.
Другой вариант – автобусами №№ 7,16,17, 22, 24 до остановки Passeig de Gràcia – La Pedrera. График работы – с 9 до 20 (зимой – до 18) часов, кроме вторника.
Источник: https://barcelona24.ru/dom-mila.html
Экскурсии в Дом Мила
La Pedrera – по-прежнему жилое здание. В 1987 году Дом был частично открыт для посещения. Бельэтаж и верхний этаж отданы под музей, ежегодно принимающий многочисленных туристов.
Адрес: Барселона, Provença 261-265.
Время работы: каждый день с 9:00 до 20:00.
Билеты: взрослый – 20,5 евро, студенческий – 16,5 евро, детский (7–12 лет) – 10,25 евро.
Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите Ла Педреру – образец бесценного наследия Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым местам.
Источник: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/326295
Дом Мила на карте
Города Европы на Putidorogi-nn.ru:
Замосць |
Милан |
Рим |
Флоренция |
Амальфи |
Ассизи |
Альберобелло |
Венеция |
Жирона |
Берлин |
Мюнхен |
Париж |
Афины |
Лондон |
Торунь |
Ватикан |
Таллин |
Обидуш |
Прага |
Будапешт |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/218-dom-mila-v-barselone
Крыша
Крыша Casa Milà является отдельной, неповторимой и особенной частью постройки. Это открытое пространство, в котором все функциональные детали являются скульптурами. Глядя на дымоходы и шахты лифтов необычных форм, у посетителей складывается впечатление, будто они перенеслись в мир мифологических созданий. В дизайне крыши просматриваются три направления:
- пещеры;
- море;
- подводный мир.
Поскольку у крыши также нет углов, солнце каждый день заходит здесь со всех сторон, как бы обволакивая дом своими лучами, придавая этому месту райской атмосферы.
© Roman Babakin — stock.adobe.com© Jaroslav Moravcik — stock.adobe.com© Roman Babakin — stock.adobe.com© Vlada Z — stock.adobe.com
Источник: https://tour.expert/spain/barcelona/dom-mila.html
Дом сегодня
Сегодня Casa Milà является собственностью одного из барселонских банков, а в качестве выставочного зала здесь используется огромный бельэтаж. Экскурсии для посетителей начинаются с квартиры текстильного магната на седьмом этаже, проходят через чердачный этаж и заканчиваются террасой на крыше, откуда открываются потрясающие виды на город. Остальные этажи сдают под офисы и жилые квартиры, в которых сегодня живут обычные люди.
На территории дома Мила функционирует сувенирная лавка, где каждый может приобрести себе какую-нибудь приятную мелочь на память. Доход от магазина направлен на то, чтобы поддерживать постройку в презентабельном виде.
Источник: https://tour.expert/spain/barcelona/dom-mila.html
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://barcelona24.ru/dom-mila.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4561 (17%)
- https://tour.expert/spain/barcelona/dom-mila.html: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 4183 (15%)
- https://wikiway.com/spain/barselona/dom-mila/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5725 (21%)
- https://espanarusa.com/ru/pedia/article/326295: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3310 (12%)
- https://putidorogi-nn.ru/evropa/218-dom-mila-v-barselone: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9808 (36%)