Храм Пхном Бакенг (Phnom Bakheng) в архитектурной группе Ангкор обычно пропускают и он не входит ни в малый, ни в большой круг Ангкора. Нас изначально храм заинтересовал своим названием, точнее приставкой «phnom», что в переводе с кхмерского означает «гора, холм». Исходя из названия мы поняли, что храм Пном Бакенг расположен если не на горе, то на возвышенности, и оттуда могут открываться чудесные виды. Ну что же, поедем – проверим!
Источник: https://trip-dream-live.ru/hramy_kambodzhi_phnom_bakeng/
Содержание
Рекомендации по восхождению к Пном Бок. Фронтоны. Отделка. Башни и барельефы
Датирован: конец 9 — начало 10 века
Король: Ясоварман I (посмертное имя Парамасивалока)
Культ: Брахманический
Расчистка производилась Глейзом в 1939
Пном Бок — крутой холм высотой 235 метров, и третий пик Анкорского края после Пном Бакхенг и Пном Кром, выбранный Ясоварманом, на котором возводились его храмы из песчаника.
Этим систематическим освоением вершин, со всеми проблемами, связанными с транспортировкой и укладкой многих тонн камня, которые пришлось таскать на руках вверх по этим крутым склонам, этот царь-новатор, посвятил свои усилия культу Девараджа или королевской линге, и перевёл всех своих подданных — как городских, так и сельских — под охрану Брахманической Троицы, или «Тримурти», Шивы, Вишну и Брахмы. В архитектурной истории кхмеров, эта трилогия характерна для времён исключительного единства.
Восхождение на Пном Бок следует предпринимать только исключительно сильным ходокам, которые невосприимчивы к восхождению под палящим солнечным светом, вверх по обнажённому холму. Восхождение нужно начинать рано утром с гидом, который хорошо знает путь. Восемь километров песчаной дороги — той же самой как к Бентей Самре, которая, ответвляется от большого круга между Пре Рупандом Мебона в 14 километрах от Сием Рипа, поворачивает на восток, проходит через деревню Прадак и пересекает восточную дамбу искуственного водоёма — весь этот путь можно проехать на автомобиле, если малый мост, ведущий через Сунг Ролуос, находится в нормальном состоянии, до пересечения дороги, ведущей налево к юго-восточному подножью холма. Путь отсюда, начинается в тени, а затем ведёт по бесплодному, скалистому южному склону, приводя к вершине — постепенно раскрывая безграничные горизонты, перекрытые только на севере длинной линией Пном Кулен. Красота открывающегося пейзажа вознаграждает все усилия.
Храм Пном Бок, брат Пном Кром, также не имеет даты основания, поскольку надписей не было найдено. Тем не менее, их различия настолько минимальны, что они точно были задуманы тем же архитектором, построены по общему плану и украшались теми же мастерами. Они возводились с разницей в несколько лет, одновременно с Баченгом, чьи мотивы идентичны.
Различные здания похожи по расположению с Пном Кром, но с той разницей, что здесь три башни святилища одинаковы по размеру. После расчистки они были найдены сильно разрушенными и без верхних ярусов, хотя удаление разрушившейся кладки, завершенное на востоке и только начавшееся на западе, показало, что фрески украшений выполнены с отличным мастерством и намного лучше сохранились, чем в Пном Кром, где камни несущих элементов пострадали не так сильно.
Фронтоны практически одинаковы, и некоторые из них были реконструированы на земле. Хоть и повреждённые, они явно выказывают тимпаны с поверхностным орнаментом, который характеризует искусство Ясовармана. Почти квадратные в пропорциях и слегка запутанные по композиции, но мощно обрамленные огромными макарами, которые заканчивают линию арки, они имеют центральную боковую стену, украшенную фигурой, окруженной большими пылающими завитками, усиленными фигурками и окаймленными различным количеством маленьких головок божеств.
Хотя настенные украшения на башнях к северу и югу остались незавершенными, везде можно найти элементы, похожие на те, что есть в Баченге и Пном Кром, но с небольшими вариациями в деталях — лица деватов здесь полностью обращены вперед, а обрамление нишами более сжато, сложность перемычек, которые немного слабы и довольно банальные по композиции, контрастируют с изящной простотой восьмиугольных четырехполосных колонок. Две внешних кирпичных пристройки разрушены, а две других — из песчаника — сохранились лучше, чем в Пном Кром. Остались только основания латеритовых галерей, хотя ограждающая стена не повреждена.
Помимо башенных миниатюр и антефиксов, столь характерных для памятников этого периода, раскопки обнаружили: в северной башне, разбитый широкий пьедестал с лингой, такого типа который обычно классифицируется как до-ангкорский, у подножия центрального святилища, некоторые крупные фрагменты очень изящной статуи Вишну в полулежащей позиции, которая, кажется, была создана позже памятника, три головы богов «Тримурти», демонтированных Делапорте в 1873 году, и находящихся теперь в Музее Гимета в Париже, и большой круглый пьедестал, со статуей Брахмы в южной башне, аналогичной той, что в Пном Кром.
И опять таки, храм страдает от добавления, прямо перед ним, современной пагоды. В шестидесяти метрах на восток — остатки глубокой прямоугольной ямы, выложенной кирпичом, размером в десять метров на восемь, с лестницей на восточной стороне. Она, должно быть, раньше служила резервуаром для воды. В 150 метрах к западу — высокая латеритовая платформа образует квадрат по дюжине метров с каждой стороны и несет огромную монолитную лингу из песчаника высотой 4 метра и диаметром 1,2 м, ныне упавшую и сломанную. Усилия, которые должно быть, потребовались для транспортировки этого уникального предмета — вес которого должен превышать 10 тонн — бросают вызов вере.
Источник: https://r-books.net/angkor/gII_62.html
Èñòîðèÿ
Ñòàâ êîðîëåì â 889 ãîäó, ßøîâàðìàí îñíîâàë ñâîþ ñòîëèöó Òàñîõàðàïóðà ê ñåâåðî-çàïàäó îò ãîðîäà Ðîëóîõ è ïîñòðîèë ñâîé ãîñóäàðñòâåííûé õðàì Ïíîì Áàêõåíã. Ñåãîäíÿ Ïíîì Áàêõåíã âõîäèò â ñîñòàâ Àíãêîðà, ïîýòîìó èíîãäà åãî íàçûâàþò «ïåðâûé Àíãêîð». Ãîðîä îêðóæàëà êâàäðàòíàÿ ñòåíà, êàæäàÿ ñòîðîíà êîòîðîé ñîñòàâëÿëà â äëèíó 4 êèëîìåòðà (2,5 ìèëè). Ãîðîä ðàçìåùàëñÿ íà åñòåñòâåííîì õîëìå.
Источник: http://tourismcambodia.ru/what_see_angkor_bakheng.html
Это интересно:
Îäèí äåíü íà õîëìå áîãîâ
Õðàì Ïíîì Áàêõåíã
«Ýòî ñàìîå óåäèíåííîå è ïðèÿòíîå ìåñòî âî âñåì Àíãêîðå. Íàñòîÿùàÿ ãîðà Ìåðó, íà êîòîðîé îáèòàëè áîãè. Íî åñëè áû êõìåðû ïîêëîíÿëèñü ãðå÷åñêîìó ïàíòåîíó áîãîâ, òî îíè íàâåðíÿêà áû ïîñòðîèëè íà Ïíîì Áàêõåíãå õðàì Àïïîëîíà, ïîñêîëüêó ýòî ìåñòî îñîáåííî ïðåêðàñíî íà âîñõîäå è çàêàòå ñîëíöà.
Ñëåäóåò îòïðàâèòüñÿ òóäà çà ÷àñ äî ðàññâåòà, èäÿ ïî äîðîãå, êîòîðàÿ òÿíåòñÿ âäîëü ñëàáî ìåðöàþùåãî ðâà âîêðóã Àíãêîð-Âàòà, à çàòåì íûðÿåò â äæóíãëè. Çàòåì ñâåðíóòü, ïðîáèðàÿñü ïî òåððàñå ìåæäó ëüâàìè-ñòðàæíèêàìè (êîòîðûå ïðèâåòëèâî óõìûëÿþòñÿ, åñëè íàïðàâèòü íà íèõ ñâåò ôàêåëà); âñêàðàáêàòüñÿ ïî ïÿòè ïðîëåòàì ñòóïåíåê íà âîñòî÷íîé ñòîðîíå õîëìà è âûéòè èç ãóñòîãî ëåñà íà ïðîõëàäíóþ òåððàñó, îñâåùàåìóþ çâåçäàìè. Âû áóäåòå ñïîëíà íàãðàæäåíû çà âñå óñèëèÿ, êîòîðûå âû ïðèëîæèëè, ÷òîáû ïðîäåëàòü ýòî íåáîëüøîå ïóòåøåñòâèå.
Íà âåðøèíå õîëìà î÷åíü òèõî. Òåìíîòà ïîñòåïåííî îòñòóïàåò, è âû ñòîèòå îäèí, ñëîâíî áîã íà êðûøå ìèðà, êîòîðàÿ ïàðèò â âîçäóõå ñðåäè çâåçä, ñëàáî ìåðöàþùèõ ñêâîçü îáðûâêè òîíêèõ îáëà÷êîâ. Ðàññâåò âñòóïàåò â ñâîè ïðàâà òàê îñòîðîæíî, ÷òî âû íå çàìå÷àåòå ýòîãî, ïîêà â êàêîé-òî ìîìåíò íå îñîçíàåòå, ÷òî âîêðóã óæå íå òåìíî.
Âîêðóã âàñ ïðîñòóïèëè î÷åðòàíèÿ âåëèêîëåïíûõ ñâÿòûíü è àëòàðåé. À âíèçó — ìåäëåííî, íî ñ êàæäîé ìèíóòîé âñå îò÷åòëèâåå — ïðîñòèðàåòñÿ äà ñàìûõ äàëüíèõ ãðàíèö ìèðà Êõìåðñêàÿ èìïåðèÿ. Âîçìîæíî, òàê âèäåë âñå ýòî Èìïåðàòîð-áîã, êîãäà ïðèõîäèë ñþäà ìíîãî ñòîëåòèé íàçàä.
Âñêîðå íà âîñòîêå áëåäíî-çîëîòèñòûé ñâåò ðàçëèâàåòñÿ íàä ñåðîé ãðÿäîé îáëàêîâ, îêðóæàþùèõ ìîãó÷èé óòåñ, îò êîòîðîãî, ñëîâíî íåïîäâèæíàÿ âîäíàÿ ãëàäü, ïðîñòèðàåòñÿ òåìíî-çåëåíûé îêåàí äæóíãëåé, ïðèâîäÿùèé â áëàãîãîâåéíûé òðåïåò ñâîèì ñäåðæàííûì âåëè÷èåì.
Õðàì Ïíîì Áàêõåíã
Ñ þæíîé ñòîðîíû îòêðûâàåòñÿ òàêîé æå âèä, çà èñêëþ÷åíèåì íåâûñîêîãî õîëìà, ëåæàùåãî, ñëîâíî îñòðîâ, â îäíîîáðàçíîì ìîðå ëèñòâû. Íà çàïàäå æåì÷óæíî-ñåðûå âîäû âåëèêîãî Áàðàÿ, íàä êîòîðûì íàâèñàåò òîíêàÿ ïëåíêà òóìàíà, ñòàíîâÿòñÿ ñåðåáðèñòûìè â ðàññâåòíûõ ëó÷àõ è çàãàäî÷íî ïîáëåñêèâàþò â îáðàìëåíèè äåðåâüåâ; à çà íèì äî ñàìîãî ãîðèçîíòà ïðîñòèðàþòñÿ áåñêîíå÷íûå äæóíãëè.
Áåñêîíå÷íûé ìîíîòîííûé ëàíäøàôò ïðåðûâàåòñÿ ëèøü íà ñåâåðå è ñåâåðî-âîñòîêå, ãäå ïðîòÿíóëàñü íà 80 ìèëü ãîðíàÿ öåïü Äàíãðýê; íà âîñòî÷íîé èõ îêîíå÷íîñòè, êîòîðàÿ íå âèäíà ñ Ïíîì Áàêõåíãà, ðàñïîëîæèëñÿ ïðàêòè÷åñêèé íåïðèñòóïíûé õðàìîâûé êîìïëåêñ Ïðýàõâèõåà.
Ïðÿìî ïîä âàìè ãîñïîäñòâóåò áåçâåòðåííîå óòðî; íî êîãäà äåðåâüÿ, ðàñòóùèå íà êðóòûõ ñêëîíàõ õîëìà, íà÷èíàþò ðàñêà÷èâàòüñÿ âçàä è âïåðåä è ðàçäàåòñÿ íåðàçáîð÷èâàÿ è ãðîìêàÿ áîëòîâíÿ, ýòî çíà÷èò, ÷òî â äæóíãëÿõ ïðîñíóëèñü îáåçüÿíû.
Ñ þæíîé ñòîðîíû, ó ïîäíîæèÿ õîëìà, ìåøàþòñÿ ñ êëî÷üÿìè òóìàíà òîíêèå ñòðóéêè äûìà, ïîäíèìàþùèåñÿ îò äîìîâ íåâèäèìûõ ïîñåëåíèé ìåñòíûõ æèòåëåé. Ïîòîì, êîãäà êðåïíåò óòðåííèé ñâåò, ñðåäè îäíîîáðàçíîé çåëåíî-ñåðîé ìàññû ëèñòâû ïðîñòóïàþò ÷åðíûå òâåðäûíè áàøåí Àíãêîð-Âàòà, è ïîáëåñêèâàåò âîäà â ïîêà íå çàðîñøåì ðâå, îïîÿñûâàþùåì õðàìîâûé êîìïëåêñ. Íî îò îãðîìíîãî ãîðîäà, ñòåíû êîòîðîãî íàõîäèòñÿ ïðàêòè÷åñêè ó âàñ ïîä íîãàìè, è îò äðóãèõ äðåâíèõ ñîîðóæåíèé, ðàñêèäàííûõ ïî áåñêðàéíèì ðàâíèíàì, íå âèäíî è ñëåäà.  äæóíãëÿõ äîëæíà áûòü êàêàÿ-òî ìàãèÿ, êîòîðàÿ çíàåò, êàê õðàíèòü òàêèå âåëèêèå ñåêðåòû â òàéíå îò âñåâèäÿùåãî Îêà ñîëíöà.
Äíåì ïåéçàæ ìåíÿåòñÿ. Îùóùåíèå áîãîïîäîáíîãî óåäèíåíèÿ îñòàåòñÿ, íî õîëîäíàÿ, ñåðàÿ ìåëàíõîëèÿ ðàííåãî óòðà ïðåâðàùàåòñÿ â ñèÿþùåå âåëèêîëåïèå, îòðàæàåìîå â òûñÿ÷àõ îòòåíêîâ îðàíæåâîãî, ÿíòàðíîãî, æåëòî-êðàñíîãî è çîëîòîãî. Íà çàïàäå Áàðàé, ÷üè ñåðåáðÿíûå âîäû óòðîì èñòî÷àëè òàêóþ ïðèâëåêàòåëüíóþ ñâåæåñòü, òåïåðü ñëîâíî ðàçðîññÿ, ñòàë âåëèêîëåïíûì è çëîâåùèì îäíîâðåìåííî; ïîõîæèé íà îòïîëèðîâàííûé ëèñò ìåäè, îòðàæàåò îí îãíåííîå ñèÿíèå ñîëíöà.
Äàëüøå, çà Áàðàåì, ïðîñòèðàþòñÿ äæóíãëè, òåðÿþùèåñÿ â âåëèêîëåïíîì ñîëíå÷íîì ïîæàðå; íà ñåâåðå è âîñòîêå, ãäå ñîëíå÷íûé ñâåò íå òàê ÿðîê, ãëàäêàÿ ïîâåðõíîñòü âåðõóøåê äåðåâüåâ îäåòà âî âñå îòòåíêè àíãëèéñêîãî îñåííåãî ïåéçàæà: âñÿ ãàììà ñòðóÿùåãîñÿ òåìíî-êðàñíîãî, ïûëàþùåãî àëîãî, êàøòàíîâî-êîðè÷íåâîãî è èñêðÿùåãîñÿ æåëòîãî — äàæå çäåñü äåðåâüÿ ïåðåæèâàþò çèìó.
Ïðè äíåâíîì ñâåòå ìîæíî óâèäåòü òî, ÷òî áûëî ñêðûòî îò âçãëÿäà óòðîì: â íåñêîëüêèõ ìèëÿõ ê þãó ëåñ ïðåðûâàåòñÿ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûìè óãîäüÿìè — ðèñîâûìè ïîëÿìè, ñóõèìè è çîëîòèñòûìè â ýòó ïîðó ãîäà, íà êîòîðûõ ïàñåòñÿ ñêîòèíà è áóéâîëû.
Âåëèêèé Àíãêîð-Âàò, êîòîðûé óòðîì ïðåäñòàë â âèäå íåîïðåäåëåííîé ÷åðíîé êàìåííîé ìàññû íà ôîíå ðàññâåòíîãî íåáà, òåïåðü êàæåòñÿ íåîïèñóåìî âîëøåáíûì. Àíãêîð-Âàò íå âèäåí ïîëíîñòüþ, ïîñêîëüêó Ïíîì Áàêõåíã äëÿ ýòîãî íåäîñòàòî÷íî âûñîê; íî äàæå åñëè áû ó íàñ áûëà âîçìîæíîñòü ïîäíÿòüñÿ î÷åíü âûñîêî, ìîãó÷èå âûñîêèå äåðåâüÿ íà êðóòûõ ñêëîíàõ Ïíîì Áàêõåíãà âñå ðàâíî áû çàêðûâàëè âèä íà îãðîìíûé êîìïëåêñ Àíãêîð-Âàòà. Íî Àíãêîð-Âàò âèäåí äîñòàòî÷íî õîðîøî, ÷òîáû îñîçíàòü è îöåíèòü âñþ ñìåëîñòü àðõèòåêòîðîâ, êîòîðûå ðåøèëèñü ñîçäàòü òàêîå ñîîðóæåíèå.
Åñëè äî Àíãêîð-Âàòà ïðîâåñòè âîîáðàæàåìóþ äèàãîíàëü, òî îò ñåâåðî-çàïàäíîãî óãëà ðâà äî ëîòîñîîáðàçíîé âåðõóøêè öåíòðàëüíîãî ñâÿòèëèùà ìîæíî ïðîñëåäèòü èäåàëüíóþ ãàðìîíèþ. Ïî÷èòàåìûé çà ñâîþ êðàñîòó, âåëè÷èå è îãðîìíûå ðàçìåðû, íè ñ êàêîé äðóãîé òî÷êè Àíãêîð-Âàò íå êàæåòñÿ òàêèì íåâåðîÿòíûì ìîíóìåíòîì, âîçâåäåííûì ïðè ïîìîùè ôèçè÷åñêîé è óìñòâåííîé ñèëû ëþäåé.
Âèä Àíãêîð-Âàòà ìåíÿåòñÿ ïðÿìî íà ãëàçàõ. Îáðàìëåííàÿ ëèñòâîé, òåïëî-ñåðàÿ êàìåííàÿ ìàññà õðàìà ñòàíîâèòñÿ çîëîòèñòîé, çàòåì — ÿíòàðíîé, è ñèÿåò âñå ÿð÷å â ëó÷àõ çàõîäÿùåãî ñîëíöà. Ïóðïóðíûå òåíè êðàäóòñÿ îò ðâà, ïîêðûâàþò ãàëåðåè, çàòåìíÿÿ èõ ÿíòàðíîå ñèÿíèå; òåíè ïîäíèìàþòñÿ âñå âûøå è âûøå, äîñòèãàþò êðûø, íà íåêîòîðîå âðåìÿ îñòàíàâëèâàþòñÿ íà ïèêàõ ñàìîé âûñîêîé áàøíè, ñèÿþùåé, ñëîâíî îòøëèôîâàííûé òîïàç, â çîëîòèñòûõ ñîëíå÷íûõ ëó÷àõ.
Äæóíãëè îêðàøèâàþòñÿ âî âñå áîëåå è áîëåå îñåííèå êðàñêè, è íà íåñêîëüêî ñåêóíä Çàïàäíûé Áàðàé íàïîìèíàåò îçåðî îãíÿ; à ïîòîì ïûøíîå ïðàçäíåñòâî çàêàí÷èâàåòñÿ, ñëîâíî êòî-òî âûêëþ÷èë ñâåò. Ïðàêòè÷åñêè ïîëíàÿ ëóíà âñòóïàåò â ñâîè ïðàâà, ìðà÷íî îñâåùàåò ëàíäøàôò, íåîæèäàííî ñòàâøèé òàêèì îò÷óæäåííûì è çàãàäî÷íûì; ñ âîñòîêà äóåò ïðîõëàäíûé âåòåðîê, îò êîòîðîãî ñóõèå, æåñòêèå ëèñòüÿ íà òèêîâûõ äåðåâüÿõ èçäàþò ñëàáûé, ñëîâíî ìåòàëëè÷åñêèé, øåëåñò.
Ïåðåä òåì, êàê íî÷íàÿ òðàíñôîðìàöèÿ çàâåðøèòñÿ ïîëíîñòüþ, ïðîèñõîäèò åùå îäíî èçìåíåíèå: ñèÿíèå óæå çàêàòèâøåãîñÿ ñîëíöà ñíîâà òàê ìÿãêî îñâåùàåò ëàíäøàôò, ÷òî ñîçäàåòñÿ îùóùåíèå, áóäòî âîçíèöà ñîëíå÷íîé êîëåñíèöû ðàçâåðíóë ëîøàäåé è âîçâðàùàåòñÿ ñíîâà. Òåïëûå ñîëíå÷íûå òîíà ñíîâà ëàñêàþò õîëì Ïíîì Áàêõåíã, íî äåëàþò ýòî ìÿãêî, ïðè÷óäëèâûì îáðàçîì ñìåøèâàÿñü ñ ëóííûì ñâåòîì, ñîçäàâàÿ íåâåðîÿòíîå çðåëèùå. Íî ïîòîì îíè óãàñàþò; è ëóíà, íàêîíåö-òî îñòàâøèñü ïîëíîïðàâíîé õîçÿéêîé, ïîñûëàåò ñâîé ñâåò âîçäóøíîìó õðàìó.
Îáñòàíîâêà ñòàíîâèòñÿ áîëåå óåäèíåííîé. Ïîñëå âåëèêîëåïíîãî, æèâîãî ïðàçäíåñòâà, áåëîå ñâå÷åíèå ëóíû è òèøèíà êàæóòñÿ íåâûíîñèìûìè è íàìíîãî áîëåå çëîâåùèìè, ÷åì ãëóáîêàÿ ïðåäðàññâåòíàÿ òåìíîòà. Ñ çàõîäîì ñîëíöà ñìîëê âåñåëûé ùåáåò ïòèö è çâóêè îáåçüÿí â ëåñó; îíè âñå, êàê ïî êîìàíäå, îòïðàâèëèñü íà íî÷íîé ïîêîé. Óäèâèòåëüíî, íî ñìîëêè äàæå öèêàäû. Î÷åâèäíî, ÷òî ïðèøëî âðåìÿ ïðîùàòüñÿ ñ õîëìîì.
Õðàì Ïíîì Áàêõåíã
×òîáû äîáðàòüñÿ äî ïëàòî íà âåðøèíå õîëìà, íóæíî ïî-ïðåæíåìó ïðåîäîëåòü ïÿòü ïî÷òè ïåðïåíäèêóëÿðíûõ ïðîëåòîâ óçêèõ ñòóïåíåé, âåäóùèõ â ãëóáèíû òåìíîòû. Íà ìãíîâåíèå ïîòåðÿâ ðàâíîâåñèå, íà ýòèõ ñòóïåíüêàõ ìîæíî ëåãêî ñëîìàòü øåþ — òàêîâà ïðàêòè÷åñêàÿ ñòîðîíà ýòîãî ïóòåøåñòâèÿ. Îêàçàâøèñü íà ïëàòî, ìîæíî èëè ïåðåñå÷ü åãî, ïðîéäÿ ÷åðåç ðóèíû, è ïîòîì ñïóñòèòüñÿ ïî ïðÿìîé îòâåñíîé ëåñòíèöå, èëè îáîéòè õîëì ñ þãà, ïîéäÿ ïî èçâèâàþùåéñÿ äîðîæêå, âåäóùåé ÷åðåç äæóíãëè è ïðîòîðåííîé ñëîíàìè è ýêñêàâàòîðàìè.
È òîò, è äðóãîé ïóòü ïðèâåäóò âàñ ê ìåñòó, ãäå â àáñîëþòíîé òåìíîòå (ïîñêîëüêó çàðîñëè çäåñü ñëèøêîì ãóñòûå, ÷òîáû ïðîïóñêàòü ëóííûé ñâåò) ñèäÿò äâà ëüâà, à ïîòîì äàëüøå, ïî ïðÿìîé äîðîãå ñêâîçü ìðà÷íûé ëåñ, ãäå ñêðîìíûå, åäâà ðàçëè÷èìûå ôèãóðû ìåñòíûõ æèòåëåé áåñøóìíî ìåëüêàþò ìèìî, è óçíàòü îá èõ ïðèñóòñòâèè ìîæíî ëèøü ïî òðåñêó ñâÿçîê ñóõèõ âåòîê, êîòîðûå îíè íåñóò äëÿ êîñòðà. Ïðîõîäÿ íåáîëüøèå äåðåâåíüêè, âû âèäèòå ñâåò, ìåëüêàþùèé â îêíàõ íåâèäèìûõ âàì äîìîâ. Íà áåðåãó ðâà âèäíû íå÷åòêèå ñèëóýòû ìóæ÷èí, ðûáà÷àùèõ ñ äëèííûìè óäî÷êàìè èç áàìáóêà».
Ñíà÷àëà òÿæåëî ïîâåðèòü, ÷òî ýòîò êðóòîé êàìåííûé óòåñ ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííîé ÷àñòüþ ëàíäøàôòà, à íå ñîîðóæåíèåì äðåâíèõ àðõèòåêòîðîâ, êîòîðûìè çíàìåíèò Àíãêîð. Ñî âñåõ ÷åòûðåõ ñòîðîí õîëìà ðàñïîëîæåíû øèðîêèå êàìåííûå ñòóïåíè, à íà âåðøèíå íàõîäèòñÿ îãðîìíûé õðàì.
Õðàì Áàêõåíã áûë âûðåçàí èç êàìíÿ è îáëèöîâàí ïåñ÷àíèêîì. Äîêàçàòåëüñòâà ïðèìåíåíèÿ ýòîãî ìåòîäà âèäíû â ñåâåðî-âîñòî÷íîì è þãî-âîñòî÷íîì óãëàõ õðàìà. Ýòîò ñòðîèòåëüíûé ìåòîä ÿâëÿëñÿ áîëåå èñêóñíûì è òðåáîâàë ïðèìåíåíèÿ áîëåå ïðî÷íûõ ìàòåðèàëîâ. Õðàì Áàêõåíã ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ðàííèì îáðàçöîì íîâîãî àðõèòåêòóðíîãî ïëàíà, êîãäà íà âåðõíåì óðîâíå ìíîãîÿðóñíîãî ôóíäàìåíòà ðàñïîëàãàþòñÿ ïÿòü ñâÿòèëèù èç ïåñ÷àíèêà. Òàêæå ýòî ïåðâûé õðàì, ãäå íà ÿðóñàõ ôóíäàìåíòà ïîñòðîåíû áàøíè âòîðîñòåïåííîãî çíà÷åíèÿ.
Источник: http://tourismcambodia.ru/what_see_angkor_bakheng.html
Пхном Бакенг
Местоположение: Phnom Bakheng.
Важно: Посещение Пном Бакенга легко ложиться как в малый, так и в большой круг Ангкора. Но осматривать его в рамках малого круга Ангкора, на наш взгляд, логичнее.
Подъехать к самому храму не представляется возможным. Но даже утомительный путь наверх не умаляет достоинств Пхном Бакенга.
Кстати, именно с вершины Пхном Бакенга Лара Крофт, ещё в исполнении Анджелины Джоли, в фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» осматривает Ангкор в бинокль (примерно на 40 минуте фильма, если кому-то интересно).
В бинокль она видит южные ворота Ангкор-Тхома, которые пытается взломать главный злодей ☺.
Время работы: с 5:00 до 19:00
Стоимость посещения:
- Билет на 1 день – 37$;
- Билет на 3 дня – 62$;
- Билет на 7 дней – 72$.
Важно: В стоимость билета входит не только Пхном Бакенг, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке).
Итак, для начала немного занимательной математики ☺:
- Холм, на котором построен Пном Бакенг, возвышается над землёй на 65 метров. Интересно, что центральная башня (гопура) Ангкор Вата тоже возвышается на 65 метров над уровнем земли;
- Пхном Бакенг построен в виде семиуровневой пирамиды, где каждый из уровней символизирует одно из семи небес;
- На верхнем уровне храма расположено 5 святилищ, построенных из песчаника. Правда состояние у всех разное, какие-то сохранились довольно неплохо, а какие-то выглядят весьма и весьма потрепанными;
- Вокруг храма изначально располагалось 108 башенок на разных уровнях: на земле, по ярусам храма и т.п. Но большинство из них, к сожалению, рухнуло;
По мнению ученых, специалистов по индийской космологии, храм Пхном Бакенг – это «астрономический календарь в камне» и все его постройки очень символичны:
- Так же как и центральные кукурузники Ангкор Вата, Пхном Бакенг символизирует собой мифическую гору Меру;
- Центральное строение Пхном Бакенга – это ось мира;
- 108 башенок – это интерпретация 4-х фаз луны, каждая из которой состоит из 27 дней;
- 7 уровней храма – 7 небес;
- На каждом уровне расположено по 12 башенок, символизирующих 12-ти летние циклы Юпитера.
Как уже понятно из «занимательной нумерологии», храм Пхном Бакенг был изначально посвящён индуистским Богам. Но не Вишну, как Ангкор-Ват, а Шиве. Позже Пхном Бакенг, так же как и Ангкор-Ват, стал буддийским храмом.
Пхном Бакенг – один из 3-х храмов на вершине гор в районе Ангкор, строительство которых приписывают королю Яшовраману. Два других – это Пхном Кром на юге рядом с озером Тонле Сап и Пхном Бок, расположенный к северо-востоку от водохранилища Барей.
Пхном Бакенг старше Ангкор-Вата, он был построен в конце IX века во время правления короля Яшоврамана (889-910 гг. н.э.).
Историки полагают, что Пхном Бакенг был построен более чем за два века до Ангкор Вата и долгое время именно он был главным храмом Ангкора. Это был архитектурный центр новой столицы Яшоврамана.
В одном из старинных манускриптов, обнаруженных в Таиланде, была такая надпись: «Когда Шри Яшовардхана стал королем Яшовраманом, Вамасива остался его учителем (гуру). Попрекающую короля Вамасива создал лингам на горе Шри Яшодхарагири, горе по красоте равной царю гор».
Знаю, звучит несколько странно, но ученные полагают, что этот отрывок связан со строительством и освящением храма Пхном Бакенг.
Источник: https://trip-dream-live.ru/hramy_kambodzhi_phnom_bakeng/
Ïëàí
Õðàì Ïíîì Áàêõåíã
Êàæäûé óãîëîê Àíãêîðà ïîëîí çàãàäîê êõìåðîâ. Çäåñü, íà ýòîì õîëìå, äàæå òåíè êàæóòñÿ òåìíåå, ïîòîìó ÷òî ñ Ïíîì Áàêõåíãîì íå ñðàâíèòñÿ íè îäíà äîñòîïðèìå÷àòåëüíîñòü Àíãêîðà.
Ïíîì Áàêõåíã èìååò êâàäðàòíóþ ôîðìó. Åãî îñíîâàíèå ñîñòîèò èç ïÿòè ÿðóñîâ (1-5) è ïÿòè ñâÿòèëèù (6-10) íà âåðõíåì óðîâíå, ðàñïîëîæåííûå â óãëàõ è â öåíòðå òåððàñû. Äëèíà êàæäîé èç ñòîðîí îñíîâàíèÿ ðàâíà 76 ìåòðîâ, à îáùàÿ âûñîòà îñíîâàíèÿ ðàâíà 13 ìåòðîâ. Íà êàæäîé ñòîðîíå îñíîâàíèÿ èìååòñÿ êðóòàÿ êàìåííàÿ ëåñòíèöà ñ íàêëîíîì â 70°. Ïî îáåèì ñòîðîíàì íà êàæäîì óðîâíå ñèäÿò ôèãóðû ëüâîâ. Äî íàøèõ äíåé ñîõðàíèëèñü îñòàòêè ñòåíû, îêðóæàâøåé õðàì, ñ áàøíÿìè ó âõîäà.
Ôèãóðû ëüâîâ âûïîëíåíû â î÷åíü ãàðìîíè÷íûõ ïðîïîðöèÿõ. Ñïðàâà èìååòñÿ íåáîëüøîå ñîîðóæåíèå ñ êîëîííàìè èç ïåñ÷àíèêà; â êà÷åñòâå ïîãðàíè÷íûõ êàìíåé âûñòóïàþò äâà ëèíãà. Áëèæå ê âåðøèíå, ïî öåíòðó äîðîæêè, èìååòñÿ îòïå÷àòîê íîãè Áóääû. Îòïå÷àòîê îêðóæåí öåìåíòíûì çàãðàæäåíèåì è çàêðûò äåðåâÿííîé êðûøåé.
Åùå áëèæå ê âåðøèíå âèäíû ðóèíû áàøíè, ÿâëÿâøåéñÿ ÷àñòüþ âíåøíåé ñòåíû. Ñóäÿ ïî ðîìáîâèäíûì îòâåðñòèÿì â ñòåíàõ, ïî îáåèì ñòîðîíàì äîðîãè ðàñïîëàãàþòñÿ äâå áèáëèîòåêè èç ïåñ÷àíèêà. Îáå áèáëèîòåêè îáðàùåíû íà çàïàä, à çàéòè â íèõ ìîæíî ñ âîñòî÷íîé ñòîðîíû.
 óãëàõ íà êàæäîì óðîâíå è ïî îáåèì ñòîðîíàì ëåñòíèöû ðàñïîëàãàþòñÿ íåáîëüøèå êàìåííûå ñâÿòûíè.
Источник: http://tourismcambodia.ru/what_see_angkor_bakheng.html
Âåðõíèé óðîâåíü
Ïÿòü áàøåí ðàçìåùåíû â òàêîì æå ïîðÿäêå, êàê òî÷êè íà èãðàëüíîì êóáèêå.  öåíòðàëüíîé áàøíå èìåëñÿ ëèíãà, îáðàùåííûé íà ÷åòûðå ñòîðîíû.  ÷åòûðåõ îñòàëüíûõ áàøíÿõ òàêæå íàõîäèòñÿ ëèíãà íà ïüåäåñòàëå, îáðàùåííûé íà äâå ñòîðîíû.
 ðàâíîìåðíî ðàñïîëîæåííûõ îòâåðñòèÿõ â ïîëó îêîëî âîñòî÷íîé ñòîðîíû Öåíòðàëüíîãî ñâÿòèëèùà, âåðîÿòíî, íàõîäèëèñü äåðåâÿííûå êîëîííû, ïîääåðæèâàþùèå êðûøó. Öåíòðàëüíîå ñâÿòèëèùå äåêîðèðîâàíî æåíñêèìè áîæåñòâåííûìè ñóùåñòâàìè, ðàñïîëîæåííûìè ïîä ñâîäàìè óãëîâûõ êîëîíí, è àïñàðàìè ñ èçÿùíî âûðåçàííûìè âåíêàìè èç ëèñòâû íàä èõ ãîëîâàìè; Íà òèìïàíàõ ðàçìåùåíû èñêóñíî ñäåëàííûå ìàêàðû. Íà ëåâîé ñòîðîíå ñåâåðíîé äâåðè Öåíòðàëüíîãî ñâÿòèëèùà âèäíà íàäïèñü.
Источник: http://tourismcambodia.ru/what_see_angkor_bakheng.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://r-books.net/angkor/gII_62.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5220 (26%)
- http://tourismcambodia.ru/what_see_angkor_bakheng.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 11456 (56%)
- https://trip-dream-live.ru/hramy_kambodzhi_phnom_bakeng/: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 3755 (18%)