Музей очков (Nationaal Brilmuseum en Brillenwinkel) в Амстердаме – это прежде всего семейная традиция и наследие клана Тейниссен (Theunissen).
Любовь к оптике у представителей клана зародилась ещё в 19 веке, однако только в 1981 году Ян Тейниссен (Jan Theunissen) решил показать всё собрание предметов широкой аудитории. Коллекция экспонатов расскажет об истории развития этого аксессуара длиною более чем в 700 лет.
Источник: https://vAmsterdame.com/muzei/nationaal-brilmuseum-en-brillenwinkel.html
Содержание
Расположение
Музей находится в двухэтажном здании, на втором этаже. Первый этаж отведён под оптический магазин с ретро оправами, где можно подобрать себе весьма необычную и единственную в своём роде модель. Средняя стоимость около 100 евро. В ассортименте представлены качественные оправы как для солнечных очков, так и с диоптриями.
Источник: https://vAmsterdame.com/muzei/nationaal-brilmuseum-en-brillenwinkel.html
Магазин
В полном соответствии духу квартала, старомодная лавка оптических товаров сама по себе кажется музеем. Это небольшой магазин, в котором за среднюю цену в € 100 можно выбрать качественную и уникальную оправу для очков. В ассортименте представлены винтажные стильные оправы для солнцезащитных очков и очков для нейтрализации аномалий. Модников и ценителей стиля ретро дожидаются раритетные оправы, которым уже несколько десятилетий.
В отличие от современных сетевых салонов оптики здесь витает уютная атмосфера старины: деревянные балки, украшенные изречениями и поговорками о глазах и зрении, теплые цвета и мягкие кресла радуют глаз и располагают к непринужденной беседе с дружелюбными консультантами и хозяйкой лавки.
Источник: https://toamsterdam.ru/stichting-nationaal-brilmuseum/
Это интересно:
Коллекция
Открывая двери, вы попадаете в мир очков, различных между собой формой и принадлежности. Просматривая экспонаты, может показаться что некоторые модели — выдумки безумных дизайнеров и не подлежали к употреблению в повседневной жизни.
Настолько эти очки смотрятся непрактичными. «Бриллиант» коллекции: очки с проволочной оправой немецкого происхождения.
Отдельной серией расположены и не менее привлекательные экспонаты пенсне, моноклей, очки необычной формы (например в виде велосипеда) и с разнообразным дизайном: бабочки, птицы, цветы, очки различных эпох и стран мира.
Возраст самого «старого» экспоната датируется 13 веком, с момента появления подходящих стекол для очков. Кроме этого представлены и современные модели оригинального исполнения.
Помимо очков можно увидеть офтальмологические инструменты и огромное количество линз, аккуратно расположенных в специальных ящиках.
Особый интерес у посетителей вызывают очки, форму которого носили Бадди Холли (Buddy Holly), Джон Леннон (John Lennon), Элтон Джон (Elton John) и Элвис Костелло (Elvis Costello). Экскурсию проводит хозяйка заведения (дочь Яна Тейниссена) и владелица всего наследия.
Источник: https://vAmsterdame.com/muzei/nationaal-brilmuseum-en-brillenwinkel.html
История очков
Экспозиция музея даёт представление об истории очков за семь столетий их существования. Здесь же экспонируются очки некоторых исторических личностей, например очки Роберта Коха или Рудольфа Вирхова.
Отмечается, что первыми оптическими устройствами, с которыми познакомился широкий потребитель, были простые оптические системы коррекции недостатков зрения. Со времён античности для этой цели.использовались полированные линзы из горного хрусталя или драгоценных камней.
Уже в начале 13 века были известны линзы, имеющие форму полусферы, накладываемые на рукописный тогда текст и улучшающие благодаря эффекту увеличения шрифта его чтение. Тогда такие линзы назывались по -немецки Lesestein или Einglas. (В наше время их называют Визолет-лупой).
Изготовление и обработка прозрачного стекла к 13. веку достигла высокой степени совершенства, в особенности в республике Венеция. Овладение технологией изготовления двояковыпуклых линз сделало возможным размещения их на некотором расстоянии от текста. Соединение двух таких линз в единой оправе привело к созданию прототипа очков, появление которых в Венеции отмечено 1285 годом. Поскольку оправы линз крепились с помощью заклёпки, такие очки получили название Nietbrille. Эта заклёпка находилась в области переносицы и очки держались на носу, сжимая его с двух сторон.
Обращение с такими очками было затруднено их громоздкостью. Но только в 15 веке появилась упрощённая конструкция, где оправы были соединены лёгкой дугообразной перекладиной и очки стали называться Bügelbrille. Спрос на такие очки был вначале невелик, поскольку в них нуждались, главным образом, монахи-переписчики книг.
Положение существенно изменилось после появления книгопечатания, когда число читателей многократно возросло. Этому способствовало и учреждение университетов.
На рубеже 17/18 веков появились конструкции очков, названных Klemmbrille (напоминающая пенсне), пользовавшаяся популярностью в течение двух с половиной столетий. В этой конструкции дугообразная перекладина служила одновременно пружиной, обеспечивающей контакт с носом пользователя.
Начавшаяся промышленная революция отразилась и на производстве очков. Уже в 1800 году на рынок начали поступать очки самых с самыми разнообразными формами оправ. Очки стали предметом моды и нередко использовались и теми, кто в них не нуждался.
В 1780году появился лорнет, поставляемый на рынок английской фамилией оптиков Адамс и нашедший массового покупателя после Лейпцигской ярмарки 1800 года
В 1818 француз Лепаж начал изготовление складного лорнета, а в 1828 году раскрытие лорнета стало обеспечиваться пружиной. Такой лорнет получил популярность в эпоху Бидермейера. Ему отдавали предпочтение и дамы из высших слоёв общества. Но уже в середине века с началом эпохи историзма мода на лорнеты, не всегда удобные в обращении и при том весьма тяжёлые, прошла.
Современный вид очковой оправы появился ещё в первые годы 18 века, но получил распространение не сразу. Вначале появились так называемые Schläfenbrille, оправа линз которых была снабжена двумя короткими штангами, прижимавшимися к вискам. Когда эти штанги были продлены дальше, и были снабжены заушниками, очки, наконец, приобрели современную форму.
В 1825 году французский врач Йозеф Бресси предложил очки типа Klemmer (пенсне). В этой конструкции пользователь при надевании очков сжимал пальцами выступы и изгибал перекладину в горизонтальной плоскости, которая, пружиня, создавала требуемое сжимающее усилие.
После 1840 года такие очки пользовались чрезвычайной популярностью у представителей имущих слоёв населения. И были внешними признаками интеллигентности и учёности.
Особенным признаком аристократа стал монокль, бывший в ходу у немецких офицеров, происходивших из аристократических кругов, до конца Второй мировой войны.
После 20-х годов XX столетия повсеместно стали применяться очки современной конструкции, причём имевшие чрезвычайно различную форму оправы. Под влиянием Германии индустрия по производству очков была создана и в Америке. И в 50-е годы XX века очки окончательно стали объектом модного дизайна
Очки, в особенности монокль и лорнет стали отличительными признаками принадлежности к образованным (и в те годы имущим)слоям общества.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
Практическая информация
Музей открыт со среды по пятницу с 11.30 до 17.30 и по субботам с 11.30 до 17.00. Входной билет для взрослых стоит € 4,50, для детей до 12 лет € 2,25. В стоимость включена увлекательная музейная брошюра на английском и голландском языках.
До музея можно дойти пешком от главного вокзала, для этого пройдите площадь Stationsplein и следуйте на юг по проспекту Prins Hendrikkade, а затем по улице Damrak до площади Dam. Сверните на улицу слева от дворца и следуйте в направлении Музея Анны Франк: музей очков окажется по левую сторону от вас через 5 минут ходьбы.
До музея можно также доехать на трамваях 1, 2, 5 от главного вокзала до остановки Koningsplein. До площади Dam можно добраться на трамваях 4, 9, 16, 24 или 25.
Адрес: Gasthuismolensteeg 7, 1016 AM Amsterdam, Нидерланды
Источник: https://toamsterdam.ru/stichting-nationaal-brilmuseum/
История развития микроскопии
Ещё в конце 17 века с помощью самостоятельно изготовленного микроскопа Левенгук сделал ряд выдающихся открытий в микромире, в том числе установил существование бактерий, эритроцитов, узнал о строении органов насекомых и многое другое. Однако, на протяжении следующего века микроскопия, как наука стагнировала по причине ограничения возможности перейти к бОльшим значениям увеличения (свыше 250 крат). Это было вызвано влиянием хроматической аберрации используемых линз. Микроскоп превратился в модное средство развлечения в салонах знати.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
История фотографии
Йозеф Ньепс(1763—1833). Наиболее ранняя из сохранившихся фотографий. Вид двора из рабочей комнаты. 1827 год. Фото на асфальтовом лаке. размер 20х16 см. Экспозиция 8 часов.
Фотограмметрия
Стереокомпаратор системы Pulftich Modell E (1917 год). Размер кадра 13х18 см,Ошибка в измерении координат в плоскости снимка 0,002 мм
Использование фотографических методов в картографии началось в середине 19. века, то есть сразу же после разработки техники фотосъёмки. При этом подлинную революцию в картографии произвела аэрофотосъёмка . Это потребовало создания специальных фотографических объективов с минимальной аберрацией дисторсии, искажающей взаимное расположение деталей на фотоснимках. Кроме того, внешней причиной ошибок в координатах деталей, стала разновысокость рельефа местности, благодаря которой координаты характерных точек на плоскости фотоснимка искажались при сравнении с их действительным положением в случае, когда при съёмке они находились не на вертикали по отношению к объективу фотокамеры. Для коррекции этих ошибок использовался метод сравнения координат на двух последовательно сделанных снимках на специальном точном приборе -стереокомпараторе.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
Это интересно:
Проекционная аппаратура
Техника проекции изображений с помощью оптических средств зародилась в «Век просвещения», в начале 17-го века, когда в массах возник постоянно расширяющийся запрос на иллюзии и чудеса. В 1799 году в Париже Гаспар Этьен Робертсон собирал массы народа демонстрацией изображений ужасов революции. В начале 19 го века волшебный фонарь(Латерна магика) стал профессионально использоваться в своеобразных театральных представлениях. Начиная с 1841 года и в течение 40 лет в лондонском Королевском политехническом институте с большим успехом демонстрировались серии увлекательных картин в их проекции на огромный экран.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
Карл Цейс, его жизнь и труды
Историческая мастерская Цейса в Музее оптики. Вид из офиса Цейса.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
Эрнст Аббе
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
Отто Шотт
Родился в 1851 году в Виттене. В 1879 году встретился с Аббе, будучи уже специалистом- химиком по производству стекла. В 1882 году переехал в Йену. Здесь при финансовой поддержке Карла и Родериха Цейсов, Аббе и государства он основал Лабораторию по изготовлению технического стела «Шотт и товарищи», в которой он разрабатывал новые сорта стёкол и продвигал их варку в производство. Это позволило Аббе, уже после смерти Цейса, существенно расширить номенклатуру изготовляемых оптических приборов. Что обеспечило компании Цейса ведущую роль в оптико-механической промышленности. А также на мировом рынке продукции. В экспозиции музея имеется специализированный раздел, посвящённый жизненному пути Шотта. Изобретённые Шоттом сорта стекла позволили создать в 1886 году микроообъектив-апохромат, позволивший существенно снизить хроматическую аберрацию и существенно повысить увеличение микроскопов
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
История фирмы Цейс
Первый планетарий был открыт в 1925 году В Мюнхене. На следующий год аппаратура для имитации ночного неба и движения светил (также называемая планетарием) была установлена в специально построенном для неё здании в Йене.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0)
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://vAmsterdame.com/muzei/nationaal-brilmuseum-en-brillenwinkel.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1916 (14%)
- https://toamsterdam.ru/stichting-nationaal-brilmuseum/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3540 (27%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_(%D0%99%D0%B5%D0%BD%D0%B0): использовано 8 блоков из 12, кол-во символов 7901 (59%)