Многие музеи мира в настоящее время стараются внедрять современные технологии в своё пространство. Невероятное совмещение классических экспозиций с современным высокотехнологичным аттракционом, делают посещение музеев увлекательным и захватывающим. Раньше критики высказывались против такого смешения, однако практика показывает: зритель получает настоящее удовольствие от внедрения медиатехнологий в культурное пространство.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220219/42305/
Содержание
- 1 США
- 2 Проекционные системы
- 3 Великобритания
- 4 Проекционные столы
- 5 Европейский союз
- 6 Интерактивные макеты
- 7 Австралия
- 8 Панорамные проекционные комплексы
- 9 Сенсорные терминалы и сенсорные столы
- 10 Музей города Стелленбос, ЮАР
- 11 Виртуальная книга
- 12 Виртуальные экскурсоводы
- 13 Виртуальная реальность (VR)
- 14 Интерактивный музей «Лунариум», Россия
- 15 «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге, Россия
- 16 Единая система управления экспозицией
США
Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки, благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.
Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.
«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.
Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times
Источник: https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh
Это интересно:
Проекционные системы
Как правило, их используют для значимых общих презентаций раздела. Их габариты варьируются как правило в пределах от 1х2м до 2х4 метра. По ширине возможно создание стены бесконечной длины путем подачи изображений с нескольких проекторов одновременно, и созданием специально разработанного контента и программного обеспечения, позволяющего «склеивать» картинки с нескольких проекторов в одно изображение.
По способу восприятия проекционные экраны можно условно разделить на 2 типа:
- «Экраны кратковременных презентаций»
- «Экраны полноценных роликов и фильмов»
«Экраны кратковременных презентаций»- в них изображаются короткие ролики или презентации длительностью от 1 до 3 минут. Это обусловлено как правило расположением экранов в проходных экспозиционных зонах где посетители не задерживаются более чем на 5 минут.
«Экраны полноценных роликов и фильмов». Название говорит само для себя. На них размещаются ролики и фильмы длительностью от 10 до 45 минут. Существуют требования к обустройству пространства, прилегающего к экранам. Это должна быть зона оборудованная местами для сидений в виде мягких пуфиков, мешков, скамеек и т.д., как правило чуть в стороне от основного потока посетителей.
Очень важный момент при размещении проекционных систем-определить тип проектора-короткофокусный или длиннофокусный. «Длиннофокусный проектор» проектор размещается на расстоянии от экрана от 3 до 8 метров. Достоинства данного типа проекторов — относительно низкая стоимость, доступность, возможность создавать сплошное изображение, подаваемое с нескольких проекторов одновременно. Недостатки-при приближении к экрану на расстояние 1-2 метра возникают тени. «Короткофокусный проектор» проектор размещается на незначительном расстоянии от экрана от 0,5 до 2 метров. Достоинства данного типа проекторов – отсутствие теней при приблежении к экрану. Недостатки — более высокая стоимость по сравнению с классическими «Длиннофокусными» проекторами.
Важный вопрос — стоимость проекционного оборудования. Факторы, влияющие на стоимость проектора:
- Проекторы не дающие тени (Короткофокусные) при приближении к экрану стоят дороже длиннофокусных;
- Чем ярче и контраснее изображаемая картинка тем проектор дороже;
- Чем дольше срок службы элементов проекторов-ламп и т.д. тем дороже;
- Управление изображением на проекционном экране возможно осуществлять с помощью размещенного рядом сенсорного экранчика или через планшет
Варианты решений проекционных систем:
- Проекционный экран+звуковая система направленной зоны действия;
- Проекционная стена с несколькими проекторами;
- Панорамные проекционные экраны с 3D очками;
- Панорамные экраны реагирующие на движения посетителя;
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Великобритания
Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.
Источник: https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh
Проекционные столы
По своей сути это подиумы различные по форме-круглые, прямоугольные или сложной формы на которые подается изображение с одного или с нескольких проекторов одновременно. Проекционные столы могут быть выполнены с тач-функцией, т.е возможностью реагирования на руку посетителя. Тем самым обеспечивая взаимодействие контента и посетителя. Достоинства проекционного стола — не стандартная подача материала, таких как карты сражений и т.д. Недостатком можно назвать сетчатость и несколько размытое изображение.
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Европейский союз
Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.
Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.
Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея
Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.
В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.
Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.
Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.
Источник: https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh
Это интересно:
Интерактивные макеты
Интерактивный макет может быть выполнен как в плоскостном виде, так и в объеме. Интерактив может быть реализован как на основе проекционной технологии, так и на основе светодиодных систем. Управление интерактивным макетом может производиться с помощью сенсорного терминала, планшета или при помощи жестового управления.
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Австралия
Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение, содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.
Источник: https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh
Панорамные проекционные комплексы
Данная система требует значительных площадей при установке. Минимально это площадка 10х10м. Экран может быть выполнен как из монолитных материалов, таких как гипсокартон, пластиковые панели, так и сборно-разборным. Проецирование изображения происходит с помощью проекторов количеством от 8 шт.
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
AR и VR
Иммерсия, обеспечиваемая виртуальной и дополненной реальностью, – глобальная тенденция в сфере развлечений, не миновавшая и музеи. Одним из первых экспериментов по использованию дополненной реальности в музейном пространстве стала «лупа» для музея Алларда Пирсона в Амстердаме.
В деревянный кейс в форме лупы был встроен iPhone, позволявший изучать коллекцию музея через дополненную реальность. Прототип гаджета – еще одно творение meSch.
В Нью-Йорке библиотека офиса Института Гете и институт Пратт совместно выпустили приложение виртуальной реальности, посвященное немецкому наследию в этом крупнейшем американском мегаполисе. Когда пользователь направляет камеру смартфона на объект, на экране появляются его архивные фотографии и другая информация, связанная с историей немецкой общины в Нью-Йорке.
Метрополитен-музей в этом году запустил VR-приложение Small Wonders. Оно позволяет «побывать» в XVI веке на церковной службе в готическом соборе.
Google активно продвигает свою платформу дополненной реальности Tango за счет партнерства с музеями. Так, во время визита в Институт искусств Детройта гости получают смартфоны Lenovo Phab 2 Pro, поддерживающие Tango. С их помощью можно, например, «заглянуть» внутрь саркофага или «увидеть» стершиеся краски на экспонатах.
Некоторые музеи открывают свои коридоры и залы для полностью виртуальных экскурсий. Так, VR-визит можно нанести галерее Renwick. А New Museum в Нью-Йорке недавно представил исключительно виртуальную выставку. Экспозиция First Look: Artists’ VR доступна в качестве бесплатного приложения виртуальной реальности.
Источник: https://te-st.ru/2017/10/31/museums-and-digital-technologies/
Сенсорные терминалы и сенсорные столы
Наверное это самый распространенный тип интерактивного музейного оборудования. Сенсорные терминалы могут быть представлены как отдельно стоящими, так и интегрированными в экспозиционные стены. Основные типоразмеры сенсорных терминалов: 22 дюйма(27х48см), 32 дюйма (40х70см), 42 дюйма (52х92см).
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Музей города Стелленбос, ЮАР
В Музее города Стелленбос, ЮАР. / Фото: www.yandex.net
Настоящее перемещение во времени предлагают и в музее Стелленбоса. Стоит лишь повернуть большую круглую ручку, и в комнате тут же с помощью проектора будет показано изображение того времени, которое выбрал посетитель. Все картины озвучены на нескольких языках, а аудиоматериал помогает гостям узнать много нового и интересного о былом. Или помечтать вместе с лектором о том, каким будет будущее. При повороте рукояти по часовой стрелке осуществляется перенос в будущее, против – в прошлое.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220219/42305/
Виртуальная книга
Как правило, устройство напоминающее книгу, 10-20 страниц из пластика. Сверху с помощью проектора подается изображение на страницы. При перелистывании страниц картинка постепенно появляется, может быть анимированной, как правило в мультипликационной стилистике. Еще один вариант-книга представляет собой массив из прозрачного пластика, без перелистывания страниц. Изображение подается проектором снизу. Перелистывание виртуальных производится сенсорно прикосновением.
Виртуальные книги могут быть изготовлены в двух вариантах: с реалистичным перелистыванием страниц и с виртуальным перелистыванием. Количество листов интерактивной книги, как правило, не превышает 20-ти листов.
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Искусственный интеллект
Если учитывать уровень ажиотажа вокруг машинного обучения, неудивительно, что и музеи посматривают в эту сторону и уже проводят интересные эксперименты. Музей Mauritshuis и IBM вместе работают над проектом, в котором ведущая партия принадлежит когнитивной компьютерной системе Watson.
Участники проекта надеются сформировать «глубокую систему» вопросов посетителей и ответов Watson’а вокруг шедевра Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа».
В прошлом году искусственный интеллект был темой конкурса IK Prize галереи Tate для проектов по использованию цифровых технологий для музея. Его победителем стала команда итальянских и французских исследователей. Они предложили программу имитации Recognition, протягивающую прямые нити между прошлым и настоящим.
Recognition сравнивает искусство мастеров, чьи полотна хранятся в Tate, с фотожурналистикой.
Она анализирует фотографии агентства Reuters – до тысячи в день – и ищет схожести среди 30 тысяч экспонатов галереи.
X Degrees of Separation на основе машинного обучения – зона для экспериментов в пространстве Google Art&Culture. Она позволяет найти связи между двумя совершенно разными и случайно выбранными объектами, формируя с их помощью зрительно последовательные цепочки.
Источник: https://te-st.ru/2017/10/31/museums-and-digital-technologies/
Виртуальные экскурсоводы
Система «Виртуальный экскурсовод» может представлять как одного персонажа, как и нескольких, изображать какой –либо процесс, производить коммуникацию с посетителем.
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Поиск новых партнерств
Инновационный подход музеев нередко выливается в создание новых неординарных альянсов. Так, в этом году 10 музеев Лондона обменялись своими аккаунтами в и Instagram, что позволило подписчикам по-новому взглянуть на коллекции.
Все чаще музейные экспозиции – плод усилий не только музейных экспертов, но и армии художников, архитекторов, специалистов по звуку, свету, цифровым проекциям.
Музеи служат идеальными «холстами» для трансмедийного повествования. Например, музей Виктории и Альберта в Лондоне запустил уже несколько проектов с производителем аудиоэлектроники Sennheiser, в том числе экспозицию этого года, посвященную Pink Floyd.
Она включает высоченные интерактивные экраны, голограммы и звуковое сопровождение, в том числе огромную концертную зону. Это иммерсионное аудио- и видеопространство воссоздает последнее совместное выступление всех четырех музыкантов группы.
В национальном музее искусств Каталонии в Барселоне археологи, реставраторы, специалисты по компьютерной графике провели скрупулезную работу по восстановлению фресок церкви Сан-Клементе де-Таулл.
Были изучены глубокие слои камня, созданы цифровые модели фресок, восстановлены оригинальные рисунки и цвета 1123 года, когда были написаны фрески. Сейчас видеорепродукции транслируются на стены проекторами высокого разрешения.
Исключительная экспозиция представлена сейчас в музее искусств Лос-Анджелеса. Ее автор – знаменитый мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, поставивший «Выжившего», «Бердмена», «Вавилон» и «21 грамм».
VR-проект Carne y Arena дебютировал на Каннском кинофестивале. Это комбинация виртуального и физического пространства, в центре которого – пустыня на американо-мексиканской границе. Инсталляция делает зрителя участником группы мексиканцев, стремящихся попасть в США.
По словам режиссера, таким образом зритель получает возможность «испытать на себе долю мигрантов, пройти их путями, проникнуть под кожу и попасть в их сердца». За эту работу Иньярриту была присуждена специальная награда Американской киноакадемии.
По словам ее президента Джона Бейли, Carne y Arena «открывает новые двери кинематографического восприятия», «это больше, чем просто креативный прорыв в зарождающейся форме виртуальной реальности, она интуитивно связывает нас с политическими и социальными реалиями на американо-мексиканской границе».
Источник: https://te-st.ru/2017/10/31/museums-and-digital-technologies/
Виртуальная реальность (VR)
Пользователь одевает очки виртуальной реальности и как бы попадает в смоделированное пространство. С помощью специальных перчаток или устройств возможно взаимодействие с объектами внутри витруальной реальности. По типу взаимодействия с посетителем виртуальная реальность может быть: «Активная»-пользователь может перемещаться в пространстве, воздействовать на объекты, взаимодействовать между собой. Для этого типа необходимо создание «зоны» безопасности-ограждений, или специальных устройств, удерживающих пользователей в процессе виртуального путешествия. «Пассивная» — пользователь сидит в кресле, может смотреть вокруг.
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Интерактивный музей «Лунариум», Россия
В интерактивном музее «Лунариум», находящемся в Московском планетарии, можно увидеть, как действуют физические законы, с чего начинаются и как заканчиваются разные природные явления. А ещё здесь есть реальный шанс почувствовать себя настоящим учёным, который в состоянии создавать искусственные облака, выпускать торнадо и сгенерировать электроэнергию.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220219/42305/
«ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге, Россия
Каждый экспонат в этом музее – отдельная интерактивная зона, знакомящая посетителей с научными законами. Для гостей создаются целые интерактивные шоу, где каждый может примерить на себя роль исследователя и учёного.
Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220219/42305/
Единая система управления экспозицией
Как правило, все интерактивное музейное оборудование завязывается в единую сеть, с выводом в интернет. Делается это для удобства пользования экспозицией, запуска всех устройств автоматически по заданному времени или вручную, возможности управления через планшет экскурсовода. Также это делается для удобства оперативной замены и обновления контента удалено, через сеть интернет, возможности удаленного тестирования устройств.
Что важно учитывать при разработке проекта оснащения интерактивного музея:
- Учесть объем данных, загружаемых в терминалы, так как исходя из них требуется произвести подбор характеристик оборудований;
- Будет ли контент в процессе дополняться материалами, в каком объеме?
Общие требования к размещению интерактивного оборудования в музеях:
- Затемнения в помещении, в идеале темный потолок;
- Отсутствие яркого верхнего света;
- Наличие системы кондиционирования воздуха;
- Постоянная температура около 20-25 градусов;
- Отсутствие пылив помещении;
- Наличие серверной комнаты, куда будут убраны основные электронные системы управления, т.к. оно издает незначительный шум и требует особого требования к отсутствию пыли и равномерной температуре воздуха;
- Учесть пространство необходимое для прокладки кабелей связи и электропитания;
- Учесть монтаж бесперебойного блока питания, позволяющего выключить дорогостоящее оборудование в случае экстренного отключения электропитания;
Источник: https://ros-museumstroy.ru/multimedia/
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 8717 (19%)
- https://kulturologia.ru/blogs/220219/42305/: использовано 11 блоков из 11, кол-во символов 5108 (11%)
- https://te-st.ru/2017/10/31/museums-and-digital-technologies/: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 14900 (33%)
- http://www.ascreen.ru/projects/type/more.php?id=32: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 8170 (18%)
- https://ar.culture.ru/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 1335 (3%)
- https://ros-museumstroy.ru/multimedia/: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 7405 (16%)