Письмо Патриарха Кирилла в Росимущество о возвращении Церкви московского Спасо-Андроникова монастыря не уходит из топа новостей. Страсти нешуточные, причем общественный резонанс поднимает градус напряжения.
Источник: https://rg.ru/2019/04/02/chem-izvesten-spaso-andronikov-monastyr.html
Содержание
Монастырь в Средние века
Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии Олега Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привёз в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.
Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Архангельский храм и Спасский собор
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
По версии Георгия Вагнера и Олега Ульянова, после пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по стилистике и исполнению. В 1420—1427 годах Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.
Николай Воронин полагал, что сохранившийся храм, который учёный датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. Сергей Заграевский следует позиции Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).
В 1439 году в монастыре учреждена архимандрия. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 года было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).
При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).
В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).
В августе 1653 года в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.
По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднён в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Это интересно:
-
Information
Information
Наша первоочередная задача — вернуть древнейший некрополь монастырю, а монастырь — Церкви, чтобы защитить религиозное и культурное наследие России.
Источник: https://vk.com/andronikovmonastery
Монастырь в XVIII — начале XX веков
В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Родиона Казакова на месте старой колокольни, над Святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого). В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь во имя святого Симеона Богоприимца.
Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.
В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763—1779 годов к собору пристроили крытую паперть.
В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.
В 1846—1850 годах собор был значительно переделан по проекту Петра Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
- Einträge der Community
- Suche
Abbrechen
Abbrechen
Es gibt derzeit keine Neuigkeiten
By continuing to browse, you consent to our use of cookies. You can read our Cookie Policy here.
Источник: https://vk.com/andronikovmonastery
Монастырь в XX веке
Монастырь был закрыт советской властью в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны.
В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Фёдор Волков, меценат Павел Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.
Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева.
Исследованиями Барановского и Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.
Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Но в «хрущёвскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре Михаила Алпатова, Николая Воронина, Варвару Адрианову-Перетц, Дмитрия Лихачёва выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26.10.1956).
В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.
Спас из Гавшинки — самый древний экспонат Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре.
После повторного письма академиков Алпатова и Сергея Герасимова Никита Хрущёв был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). В собрании музея находятся произведения иконописцев круга Дионисия и Андрея Рублёва и другие шедевры, в числе которых икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII века.
В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.
В 1993 году под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано. По утверждению Сергея Никитина, два из них с высокой долей вероятности принадлежат преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Это интересно:
В гордом одиночестве
Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.
Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?
Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.
Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.
Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.
Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.
Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.
В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.
Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.
Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.
По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…
Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.
Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?
Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.
Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.
Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.
Источник: https://rg.ru/2019/04/02/chem-izvesten-spaso-andronikov-monastyr.html
Ансамбль в XXI веке
В феврале 2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры следующее представление:
Объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции.
В январе 2019 года Русская православная церковь обратилась к Росимуществу с просьбой передать РПЦ для использования согласно её уставу объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных. Все эти здания ранее принадлежали Андроникову монастырю. Также патриархия создала «движение за возрождение Спасо-Андроникова монастыря».
Директор Музея древнерусской культуры против передачи РПЦ всего комплекса монастыря, так как в этом случае музей окажется без помещений.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
За лапшой
…Ну а мы — в трапезную.
Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.
По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.
Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.
Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.
По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…
Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.
Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I
Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.
Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.
Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.
А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.
Конкретно
Источник: https://rg.ru/2019/04/02/chem-izvesten-spaso-andronikov-monastyr.html
Коротко о главном
- — Наиболее вероятный год основания монастыря — 1357-й.
- — В 1380 году монахи встречали войско Дмитрия Донского, вернувшегося с победой с битвы на Куликовом поле.
- — Монастырь служил древним «центром книгоиздания». Значительную часть сочинений Максима Грека здесь же и хранили.
- — В 1653 году здесь заточили лидера старообрядцев протопопа Аввакума — перед тем, как сослать в Сибирь.
- — В 1812 году монастырь был разорен французами.
- — В 1918 году его отняли у Церкви и закрыли.
- — В 1947 году Сталин подписал постановление о создании на территории обители музея имени Рублева. Инициатор — архитектор-реставратор Петр Барановский.
- — В 1951 году в Совет Министров СССР поступило предложение о закрытии (еще не открытого!) музея. Отстояли благодаря поддержке секретаря ЦК Михаила Суслова.
- — В 1989 году в Спасском соборе возобновлены богослужения.
- — Патриарх Алексий II в январе 1994 года посетил раскоп под алтарем Спасского собора, где были обнаружены мощи четырех монахов. Предполагают, что один из них — первый настоятель обители преподобный Андроник.
- — В 1991 году музей имени Рублева внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Кстати
Источник: https://rg.ru/2019/04/02/chem-izvesten-spaso-andronikov-monastyr.html
Современный облик монастыря
В архитектурном ансамбле Андроникова монастыря сохранились:
- Белокаменный Спасский собор, одно из древнейших сооружений Москвы (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах).
- Трапезная (1504—1506)
- Каменные стены и башни (XVII—XVIII века)
- Настоятельские покои (1690)
- Ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960)
- Родовая усыпальница Лопухиных
- Братский корпус (начало XVIII века)
- Здание духовного училища (1810—1814)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
В обители похоронены
- — Андрей Рублев (предположительно в Спасском соборе).
- — Друг Рублева великий иконописец Даниил Черный.
- — Родственники царицы Евдокии Лопухиной. Царица очень много сделала для обители.
- — Представители древних родов: Барятинские, Трубецкие, Толстые, Голицыны, Головины, Юсуповы, Салтыковы, Нарышкины, Волконские (в т. ч. дед Л.Н. Толстого).
- — Воины, погибшие в Северную войну 1700-1721 годов, на Куликовом поле в 1380 году, в Отечественную войну 1812 года.
- — Купец первой гильдии Семен Васильев. Он финансировал строительство колокольни, которая по проекту была выше «Ивана Великого» в Кремле. Умерил пыл строителей император Павел I. В итоге ее высота составила 72,5 метра (до высоты в 81 метр колокольня «Иван Великий» доведена во время правления Бориса Годунова — в 1600 году).
- — На территории есть кенотаф (надгробие без останков) основателю Русского театра Федору Волкову.
Источник: https://rg.ru/2019/04/02/chem-izvesten-spaso-andronikov-monastyr.html
Литература
- Баталов А. Л., Беляев Л. А., Турилов А. А. Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 424-427. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- Барановский П. Д. О времени и месте погребения Андрея Рублёва // Труды, воспоминания современников. / Сост. Ю. А. Бычков. — М., 1996.
- Вагнер Г. К., Куклес А. С., Тихомирова Г. К. Спасо-Андроников монастырь. — М.: Музей-заповедник имени Андрея Рублёва, 1972.
- Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря и судьбы их. — М., 1891.
- Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. — М., 2008.
- Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников (монастырь). — М., 1842.
- Красовский И. С. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века // Хоругвь. — № 4. — 1998.
- Красовский И. С. Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. — М., 2005.
- Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века. Новые исследования. — М., 1947. — С. 8—32.
- Сергий (Спасский). Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. — М.: В унив. тип. (Катков), 1865.
- Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995 г. — М., 1996. — С. 181—192.
- Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. — М., 1996. — C. 24—27.
- Ульянов О. Г. Погребение преп. Андрея Рублёва в свете новейших исследований // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Рос. науч. конф., посвященной памяти святителя Макария. — Вып. 7. — Можайск, 2000. (недоступная ссылка)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 12189 (54%)
- https://rg.ru/2019/04/02/chem-izvesten-spaso-andronikov-monastyr.html: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 9182 (41%)
- https://www.spaso-andronikovmon.ru/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 607 (3%)
- https://vk.com/andronikovmonastery: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 504 (2%)