Три мачты, тысячи квадратных метров белоснежных парусов, 85 метров от кормы до бушприта, более 50 метров высота от ватерлинии до топа грот-мачты, сотни метров канатов и десятки голоторсых матросов на борту…
Все это – знаменитый исторический парусник «Катти Сарк», вошедший в историю как самый быстроходный клипер XIX века.
Источник: http://proboating.ru/articles/design/kliper-cutty-sark/
Содержание
История судна
Создание «Катти Сарк»
Клипер спроектирован Геркулесом Линтоном, построен и спущен на реку Клайд 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон компанией «Scott & Linton» по заказу одного из крупнейших лондонских чаеторговцев второй половины XIX века Джона («Джока») Уиллиса (John ‘Jock’ Willis, 1791–1862), по прозвищу «Белый цилиндр». Уиллису требовалось самое быстрое судно в мире для перевозки чая из Китая.
Конструктивно, судно было композитным: железный набор, обшитый деревом. Обшивка выше ватерлинии — из тика, ниже ватерлинии — из особого вида вяза — Ulmus thomasii. Днище судна ниже ватерлинии было обшито пластинами из мунц-металла.
История названия
В переводе с шотландского, «Cutty Sark» значит «Короткая рубашка». Название отсылает к прозвищу легендарной шотландской ведьмы Нэн «Короткая рубашка», которая изображена в носовой фигуре судна (полураздетая молодая женщина, держащая в руке конский хвост). Предположительно, Джон Уиллис назвал новый строящийся клипер по имени картины, увиденной им ранее, изображавшей летящую молодую ведьму в ночной (короткой) рубашке, героиню поэмы Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер» (скотс «Tam O’Shanter»). По сюжету поэмы, ведьма Нэнни «Короткая рубашка» гонится за Тэмом О’Шентером, в последний момент хватает его кобылу за хвост и отрывает его.
Грузоперевозки
Клипер «Катти Сарк» использовался для доставки чая из Китая, в Лондон, представлявшей собой, в то время, беспощадную соревновательную гонку клиперов из Китая в Великобританию вокруг Африки. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли, получаемая тем, кто привозил первым чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялся ничем особенным. Известность ему принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году.
Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» в буре потерял руль, и капитан Моуди удерживал клипер по ветру во время бури с помощью плавучего якоря, пока на борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами, которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе. Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, который раздувал мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскалённых углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову раскалённым железным брусом. Имя этого человека: Генри Гендерсон — осталось в анналах британского мореплавания. В результате этого «Катти Сарк» прибыл в Лондон на неделю позже, чем «Фермопилы» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.
Тем не менее, клипер навсегда вошёл в историю «чайных гонок» благодаря тому, что после его аварии, капитан судна не сошёл с дистанции, а продолжил гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море, и при этом отстал всего на одну неделю.
Однако, развитие пароходного судоходства, взяло своё. Клипера были вытеснены пароходами, которые хотя и были по тем временам медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал.
После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовал себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 77 дней. Утверждается, что его лучший суточный переход составил 363 мили, что может считаться рекордом для судов такого размера.
В 1895 году Джон Уиллис продал судно за 1250 фунтов португальской компании «Феррейра». Судно переоборудовали в баркентину, имеющую более простое в эксплуатации парусное вооружение, и дали ему новое имя «Феррейра», в честь имени судоходной компании. Клипер, перестроенный в баркентину, использовался португальцами для перевозки угля. После этого «Катти Сарк» ещё несколько раз перепродавали и переоборудовали, пока в 1922 году он не был выкуплен торговым капитаном в отставке Уилфредом Доуменом (Wilfred Dowman), который восстановил его исходный вид и оснастку, а после начал использовать корабль в качестве учебного судна.
В честь клипера был назван сорт виски с изображением судна на этикетке. Производитель, компания Berry Brothers and Rudd, стала спонсором Регаты больших парусников, которая в 1973—2003 годах носила название Международная регата учебных парусников «Катти Сарк» (англ. Cutty Sark Tall Ships’ Race).
Музей
«Катти Сарк» был поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича (в 1944 году об этом упоминал русский писатель-фантаст И.А. Ефремов в своей повести-предвидении «Катти Сарк»).
Пожар
Ранним утром 21 мая 2007 года на «Катти Сарк» возник пожар. Огонь быстро охватил всё судно, уничтожив около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий. Для восстановления клипера было создано общество, по реконструкции «Катти Сарк». Как сообщал представитель фонда «Катти Сарк» Крис Ливетт, судно должно быть восстановлено, так как более половины всех его элементов — в частности, мачты, паруса, рулевое колесо, фигура «Ведьмы Нэн», украшавшей «нос» корабля — были сняты с корабля во время проводимого проекта по его реконструкции и вывезены в город Чэтем в графстве Кент. Свою поддержку в восстановлении национального символа Великобритании оказало и британское правительство. Смета проекта по реконструкции клипера «Катти Сарк», начавшегося в ноябре 2006 года, оценивалась в 25 миллионов фунтов. Реставрация заняла почти пять лет кропотливой работы лучших мастеров королевства Великобритании и потребовала 50 млн фунтов расходов, повторное открытие судна для посетителей состоялось 27 апреля 2012 года — его снова торжественно открыла королева Елизавета II.
Расследование причин пожара
30 сентября 2008 года представитель Лондонской пожарной службы озвучил выводы следствия о причинах пожара на пресс-конференции в Скотланд-Ярде. Согласно данным расследования, проведённого совместно с полицией Лондона, наиболее вероятной причиной пожара стало возгорание мотора промышленного пылесоса, использовавшегося гастарбайтерами для уборки судна от отходов. Пылесос забыли выключить, и он работал около 48 часов (в выходные дни) до своего отказа и начала пожара, обнаруженного в понедельник. Материальные свидетельства и записи с камер видеонаблюдения говорят о том, что пожар начался в корме корабля на нижней палубе. На основании доказательств был сделан вывод, что поджог маловероятен, и пожар произошёл по недосмотру.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA
«Чайные гонки»
История парусника началась в 1869 году, когда он 23 ноября был спущен на реку Клайд. В то время Британия была охвачена модой на чаепитие, и импортеры китайского чая получали немалые прибыли. Владелец судна, Джон Уиллис, собирался использовать парусник именно для этих целей. Конструктивно клипер имел наивысшие оценки судостроителей тех времен и подавал большие надежды, но годом ранее на воду было спущено ещё одно судно — «Фермопилы». Оно стало главным конкурентом «Катти Сарк» в «чайном состязании».
Соревнования среди чайных клиперов проводились с 1859 года. Одновременно корабли со свежим урожаем чая на борту начинали свой путь в Шанхае и финишировали в Лондоне, не заходя в порты. Умение капитана и команды управляться с судном, многолетняя морская практика и удача приносили хорошие доходы — победитель в гонке получал большую премию, да и свежий чай стоил дороже.
Удача не была благосклонна к «Катти Сарк». Дважды она занимала третье место, но прославилась в гонке 1872 года, состязаясь с клипером «Фермопилы» на скорость. Оба парусника попали в шторм, и «Катти Сарк» потеряла руль. Капитану Моуди удалось удерживать корабль на нужном курсе благодаря плавучему якорю, а в это время судовой плотник мастерил новый руль. На палубе была разбита кузница, работа буквально кипела, ведь морские волны гуляли под ногами мастеров.
8 суток люди и море боролись в неравном бою. Однажды даже опрокинулся горн, а кузнеца чуть не убило брусом из раскаленного железа, но чайный клипер и его экипаж не сдались. 18 октября 1872 года они достигли берегов Англии, всего на неделю отстав от «Фермопила». Путешествие заняло 122 дня и принесло всемирную известность «Катти Сарк» благодаря несгибаемой воле к победе её капитана.
Источник: http://proboating.ru/articles/design/kliper-cutty-sark/
Это интересно:
Основные характеристики
- Водоизмещение: 2133,779 тонн при осадке 6,1 м
- Длина полная: 85,4 м
- Длина корпуса: 64,8 м
- Ширина: 11 м
- Осадка: 6,7 м
- Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м
- Общая площадь парусов: 2980 м²
- 3 мачты
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA
Причалила навечно
Прогресс неутомим, и парусники были вытеснены с китайских и индийских линий пароходами. Чай стали продавать купированный, то есть смешанный из разных сортов. Он имел постоянный аромат и насыщенный вкус, а его запасы пополнялись неспешно и круглогодично. В итоге надобность в чайных гонках на клиперах отпала сама собой.
Но противостояние «Катти Сарк» и «Фермопила» не завершилось. Оно длилось на протяжении 25 лет. Клипера стали возить в Англию шерсть из Австралии. В одном из таких плаваний парусник лишился всех своих мачт. На этой линии был установлен рекорд скорости парусных суден: «Катти Сарк» летела по волнам, словно белоснежное облако по небу, со скоростью 15 узлов.
История легендарного парусника сложилась чертовски удачно — это единственный чайный клипер, доживший до наших дней. Судно неоднократно переходило из рук в руки и меняло облик. В 1922 году оно попало к капитану Уилфреду Доумену, который вернул ему изначальный дизайн и прежний вид и стал обучать на нем моряков, курсируя вдоль берегов Англии.
В 1954 году чайный клипер стал на стоянку в сухой док Гринвича. Теперь это музей, который пользуется невероятной популярностью у туристов.
Источник: http://proboating.ru/articles/design/kliper-cutty-sark/
Испытание огнем
Но и на этом приключения «Катти Сарк» не завершились…
Утром 21 мая 2007 года корабль охватило неистовое пламя. До того, как пожар удалось затушить, было уничтожено 75% деревянной обшивки судна. Как выяснилось позднее, причиной инцидента стал невыключенный пылесос.
В 2012 году королева Елизавета снова открыла восставший из пепла клипер «Катти Сарк» для посещения. На его ремонт ушло 50 млн фунтов и 5 лет кропотливой работы лучших мастеров королевства.
Источник: http://proboating.ru/articles/design/kliper-cutty-sark/
Литература
на английском языке
- Lubbock, Basil. The Log of the Cutty Sark (неопр.). — Glasgow, Scotland: James Brown and Son, 1924.
- Brettle, Robert E. The Cutty Sark, Her Designer and Builder, Hercules Linton, 1836–1900 (англ.). — Cambridge, England: W. Heffer & Sons, 1969.
- Villiers, Alan. The Cutty Sark – Last of a Glorious Era (неопр.). — Hodder & Stoughton (англ.), 1953. — С. 96.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 6859 (48%)
- https://alcofan.com/marka-viski-cutty-sark.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3047 (21%)
- http://www.cuttys.ru/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 628 (4%)
- http://proboating.ru/articles/design/kliper-cutty-sark/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 3818 (27%)