Сердце любого крупного древнерусского города — это, конечно, кремль. И чем более влиятельным и славным считался город, чем более амбициозными являлись его основатели и правители, тем значительнее должна быть и его центральная крепость. Вот, к примеру, Ярославль. Разве не являлся он крупным административным и торговым центром в средневековой Руси? Значит и Кремль его должен поражать своим величием и могуществом? Но именно в этом городе на Волге понимаешь, с кремлем здесь что-то не так. Но что?
Источник: https://turfront.ru/pub-73
Содержание
- 1 Укрепления
- 2 Ярославль — Великий Новгород?
- 3 Гражданские здания
- 4 Цитата первая:
- 5 Храмы
- 6 Цитата вторая:
- 7 Что посмотреть в Рубленом городе
- 8 Монастырь, как княжеская резиденция
- 9 Вопросы, вопросы..
Укрепления
Вплоть до XIX века за Рубленым городом сохранялось значение главного административно-церковного центра Ярославля. По росписи 1648 года срубленные из дерева укрепления детинца (от слова «рубить» и происходит его название) включали в себя «2 башни проезжие, 10 глухих да 12 прясел». Под защитой этих кремлёвских стен находились воеводский дом, архиерейские палаты, а также городской собор.
Во время великого ярославского пожара 1658 года в Кремле выгорели все здания. Сразу же вслед за тем началось строительство каменных укреплений. По углам кремля были поставлены каменные проездные башни: со стороны Которосли — Зелейная для хранения пороха, а со стороны Волги — Подволожская, позднее перестроенная в арсенал и сохранившаяся до наших дней.
Медведицкий овраг в XVII веке укреплять не стали по причине недостатка средств, а вдоль Которосли поставили две глухие башни и одну воротную — Никольскую. Все эти укрепления были снесены в течение XVIII века за ненадобностью.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4
Это интересно:
Ярославль — Великий Новгород?
Отправляясь в Ярославль, я ожидала увидеть нечто невероятное — если не великий кремль собственной персоной, то хотя бы следы былой его могущественности. Ожидания мои подкреплялись еще и содержанием просмотренной накануне передачи о новой хронологии Анатолия Фоменко и Глеба Носовского. На ней я остановлюсь более подробно.
Дело в том, что авторы фильма подвергли сомнению древность Великого Новгорода на Волхове, ровно, как и его «величие». По их версии, роль летописного Новгорода в средние века играл целый ряд городов, центром которых был Ярославль.
В доказательство своей гипотезы математики привели ряд, казалось бы, логичных аргументов. От несостыковок в дендрохронологии (исследование «слоеного пирога» древних деревянных мостовых) Новгорода на Волхове до нелогичности передвижений великих князей. Путь которых из Москвы или Ростова Великого до Костромы, если верить летописям, лежал через Великий Новгород, образуя нехилый крюк. Аргументов было много, но не о них сейчас речь.
Больше других мне запомнилось критическое описание новгородского кремля — дескать, и постройки совсем не выдающиеся, в большинстве своем датированные XVII-XVIII веками, и двор крохотный. Еще занимательнее сравнение территории крепости на Волхове с площадью древних монастырей Москвы и Ростова Великого, длина стен которых приблизительно равна периметру новгородского кремля.
А в противовес привели протяженность стен «города-крепости Пскова», которая достигала 9 (!) километров. Из этого авторы новой хронологии сделали вывод: «По масштабам того времени, новгородский кремль — всего лишь довольно скромный монастырь. Приводить параметры Ярославского кремля, сравнение с которым очевидно должно было расставить все точки над «i», исследователи не стали.
Зато цитаты из других статей Фоменко и Носовского делают отрыв Ярославля от совсем даже «невеликого» Новгорода еще более значимым.
Источник: https://turfront.ru/pub-73
Гражданские здания
На самое «остриё» Стрелки ещё до нашествия монголов были выдвинуты княжеские палаты. Об их размерах и внешнем виде историкам ничего не известно, так как в 1501 году они сгорели и больше не восстанавливались. На их месте в петровское время стоял двухэтажный воеводский дом — место пребывания ярославского воеводы. В течение XVIII века он сильно обветшал, а в 1787 году был разобран.
Митрополичьи палаты приобрели свой нынешний вид после реставрации П. Д. Барановским в 1920-е гг.
Участок вверх по течению Волги ростовский митрополит Иона Сысоевич облюбовал для возведения своей резиденции в Ярославле — архиерейских палат. Его основной резиденцией служил построенный им же архиерейский дом в Ростове, ошибочно известный как Ростовский кремль. В Ярославле от построек Ионы Сысоевича 1680-х годов сохранились только митрополичьи палаты (ныне Музей древнерусского искусства — филиал Ярославского художественного музея). Ещё в начале правления Екатерины II это здание считалось лучшим в городе, и именно в нём останавливалась императрица. Где-то неподалёку было оборудовано «место тюремное».
Правление Екатерины наложило неизгладимый отпечаток на Ярославль и обновило функцию Рубленого города. После роспуска братии древнего Спасо-Преображенского монастыря он был определён под резиденцию митрополита, который по указанию Синода покинул окончательно захиревший Ростов и спешно перебрался в гораздо более крупный губернский город. Монастырь к размещению митрополита готов не был, там велись строительные работы, и для временного размещения архиерея на месте разобранного воеводского дома пришлось срочно выстроить новое здание.
К 1813 году, когда митрополит окончательно водворился в Спасском монастыре, не особо приглядное здание на месте воеводского дома было решено снести, а участок отдать под строительство Демидовского лицея. Возведением этого крупного памятника провинциального классицизма занимался до 1826 году губернский архитектор П. Я. Паньков, встроивший в него нижний этаж здания, построенного несколькими десятилетиями ранее. Демидовский лицей занял, таким образом, самое «выгодное» место — перед древним шестистолпным собором. Из его окон открывался прекрасный вид на водную гладь сливающихся Которосли и Волги.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4
Цитата первая:
«Всем известно знаменитое Новгородское вече, собрание. Оно происходило на так называемом Ярославовом Дворе в Новгороде. В новгородских грамотах так и писали «люди Новгородские решили на вече на Ярославле дворе» В XVI веке на Ярославовом Дворище останавливался Иван Грозный во время своего пребывания в Новгороде. Историки считают, будто Грозный подумывал даже о переносе столицы в Новгород. Как ни странно, современные археологи и историки так и не могут найти даже следов этого знаменитейшего места в современном Новгороде на Волхове».
Кроме того, в упоминаемой уже передаче сообщалось, что место это якобы все же было найдено в Новгороде на Волхове. Но оно оказалось настолько крохотным, что едва ли способно было вместить и полсотни человек.
Источник: https://turfront.ru/pub-73
Храмы
Соборная площадь с Успенским собором (справа) и церковью Иоанна Златоуста (слева).
На территории Рубленого города исторически существовало шесть храмов, из которых два сохранились и один был построен заново в XXI веке:
Вид с соборной звонницы на церковь Николая Чудотворца и далее в сторону Спасского монастыря.
- Церковь Николы Рубленый город — один из первых в Ярославле храмов трапезного типа (1695). Представляет собой интересный результат синтеза верхневолжской архитектурной традиции с московскими веяниями. Его непритязательный, сугубо провинциальный силуэт, будто состоящий из элементарных геометрических форм, отразил финансовые затруднения, испытываемые прихожанами при строительстве храма «своим коштом». В настоящее время здание занимает реставрационный отдел художественного музея; доступа внутрь нет. В местной прессе отмечается, что гигантское здание нового Успенского собора совершенно непропорционально этому старинному храму, который теряется на его фоне. В нескольких шагах от церкви в 2009 году велось строительство нового жилого дома.
- Леонтьевская церковь «на кладовых палатках» — строилась при Ионе Сысоевиче как домовая церковь архиерея и соединялась крытым переходом с Митрополичьими палатами. Освящена в честь Леонтия Ростовского — первого святого ростовской земли и основателя Ростово-Ярославской епархии. Церковь стояла на высоком подклете, вероятно, сохранившемся от Успенского собора XVI века и приспособленном для хранения «свинцовой и зелейной казны». В конце XVIII века прорабатывались планы строительства на подклете обветшавшей церкви новой соборной колокольни, но они не осуществились. В 1809 г. этот одноглавый храм был снесён.
- Церковь Шуйской Богоматери — официальное название Златоустинской церкви после того, как она была отстроена в камне в 1690 году. Храм, стоявший на крутом волжском берегу между Леонтьевской и Ильинско-Тихоновской церквями, был увенчан пятью небольшими шлемовидными главами под стать соседнему собору. Снесён не позднее 1929 года.
На переднем плане — церковь Шуйской Богоматери, на заднем — Ильинско-Тихоновская.
- Церковь Толгской Богоматери — одноглавая бесстолпная церковь с северо-западной стороны собора. В 1686 г. освящена в честь величайшей святыни Ярославля и его небесной покровительницы, иконы Толгской Богоматери. Шатровая колокольня храма была надстроена прямо над трапезной — один из первых в Ярославле примеров такого рода. Церковь просуществовала как приходская до 1802 г., когда её снесли, якобы из-за малочисленности прихожан, но в действительности, видимо, чтобы не закрывать дорогу из переоборудованного в архиерейский дом Спасского монастыря к главному собору епархии, Успенскому.
Одним из проектов восстановления Успенского собора предполагалось не только восстановление храма с максимальной исторической точностью, но и сооружение часовен на месте разрушенных Леонтьевского, Златоустинского и Толгского храмов. В поддержку этого проекта высказывались видные историки архитектуры, в том числе А. Л. Баталов, однако осуществить его не удалось.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4
Это интересно:
Цитата вторая:
«Искать знаменитое летописное Ярославово Дворище в городе Ярославле долго не надо. Это, очевидно, известный Ярославский Кремль. Отметим, кстати, что, по мнению современных историков, название «кремль», которое сегодня сами ярославцы прикладывают «по незнанию» к Ярославскому Кремлю, — название якобы неправильное.
Нам говорят, что правильнее называть Ярославский Кремль монастырем. Поскольку он якобы «никогда не был резиденцией князя». Отметим, что Ярославский Кремль — это белокаменный кремль. Такой же, каким раньше, как считается, был московский, столичный Кремль. Слово «дворище» означало попросту двор князя, то есть Кремль».
Сложновато. Но воспринимаются эти два утверждения вкупе с другими аргументами примерно так: Новгородский кремль мал, тесен, не очень уж стар и вообще как кремль не состоятелен. А вот кремль в Ярославле — совсем другое дело. В противовес разбитому в пух и прах новгородскому кремлю я ожидала увидеть на Волге истинно древний, огромный и вообще во всех смыслах особенный кремль.
Официально кремлем в Ярославле принято считать «Рубленный город», располагавшийся ранее в месте слияния Волги и Которосли, но, увы, не сохранившийся до наших дней. Оставивший после себя лишь пару перестроенных церквей.
Чуть западнее этого исторического места раскинулся Спасо-Преображенский монастырь, основанный, если верить путеводителям, в XII-XIII веке (на этот счет путеводители спорят друг с другом). Этот-то архитектурный комплекс многие и называют сегодня кремлем. А авторы новой хронологии, как отмечалось выше, считают этот монастырь настоящей древней крепостью. Стоит рассказать о нем подробнее.
Источник: https://turfront.ru/pub-73
Что посмотреть в Рубленом городе
Деревянный Ярославский Кремль первоначально, как и положено, состоял из крепостных стен с пряслами и десяти башен, две из которых были проездными. За деревянными крепостными стенами укрывались дома воеводы и архиерея, сооружение главного городского храма.
Рисунок с изображением древнего Ярославля
В 1658 году во время страшного пожара все кремлевские постройки были уничтожены. Этот пожар положил начало каменному строительству Кремля. Появились новые проездные Зелейная и Подволожская башни, было сооружено и несколько глухих башен, но в 18 веке нужда в них отпала, и многие из них были снесены.
Ярославль в 17 столетии
Поэтому в сегодняшнем Ярославском Кремле мы не увидим крепостных стен с бойницами или мощных военных укреплений, как в Казанском или Нижегородском Кремле. В историческом месте первоначального формирования города сохранилось лишь несколько храмов и архитектурных строений 17-19 вв. Тем не менее, прогулка по самой древней городской территории вызовет чувство сопричастности и преемственности к историческому процессу создания замечательного города Ярославля.
Архитектурные достопримечательности Рубленого города
На территории Ярославской Стрелки сохранилось несколько памятников истории и архитектуры 17-19 веков, и хотя все они неоднократно перестраивались, тем не менее, представляют несомненный интерес для любознательных туристов. Самыми древними являются постройки 17 века, из которых до нас дошли Волжская башня, Митрополичьи покои и Церковь Николая Рубленого.
Волжская башня
Сегодня туристы могут увидеть на Волжской набережной одну из каменных башен постройки 17 века. Эту Подволожскую (Волжскую) или Арсенальную башню, сооруженную из кирпича в виде квадрата можно даже посетить, ибо в ней расположено кафе. А находится этот более чем трехсотлетний объект на Волжской набережной, 2 А.
Волжская или Арсенальная башня
Когда-то это были главные городские ворота в город со стороны Волги. Башня имела шатровое завершение и отводную стрельницу. Позднее строение использовали для хранения оружия, и башня тогда называлась Арсенальной. С конца 19 века она была приспособлена под трактирное заведение, а сегодня под кафе.
С западной стороны башни по автомобильно-пешеходному мосту «Волжские ворота», сооруженному в начале 19 века, можно пройти над сохранившейся частью Медведицкого оврага на территорию бывшего Земляного города, т.е. в бывший посад.
Мост «Волжские ворота»
Митрополичьи палаты
Во второй половине 17 века в развивающийся Ярославль из приходящего в упадок Ростова по указанию Синода перебирается митрополит Иоан Сысоевич, соратник патриарха Никона. Под митрополичью резиденцию было определено место распущенного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Однако, жилищные условия в нем для новых жильцов не были достаточно благоустроенными, и митрополит некоторое время пребывал в воеводских палатах, а затем сооружает для себя архиерейскую резиденцию на понравившемся ему волжском берегу. Опыт подобных сооружений у митрополита Иоана был огромный – он уже создавал свою резиденцию в Ростове (ныне это так называемый «Ростовский Кремль»).
Митрополичьи палаты
От архиерейских грандиозных палат ростово-ярославского митрополита Иоана Сысоевича со второй половины 17 века на волжских берегах Ярославля сохранились только бывшие Митрополичьи палаты. В них сегодня находится Музей древнерусского искусства, который очень интересно посетить и с целью осмотра самих палат, и для знакомства с истоками русских искусств.
Экспозиции Музея Древнерусского искусства
Кстати, эти палаты еще во второй половине 18 века считались самым комфортным городским строением и именно здесь останавливалась прибывшая в город императрица Екатерина Вторая.
Демидовский лицей
Этого очень интересного исторического городского объекта сегодня не существует, но сказать несколько слов о нем хочется.
Мыс Стрелки до начала 16 века занимали палаты князя, затем там находилась резиденция воеводы, разобранная в конце 18 века. После чего в начале 19 века на месте бывшего воеводского строения сооружается Демидовский лицей – первое высшее ярославское учреждение, основанное на средства одного из представителей известной династии промышленников и землевладельцев П.Г.Демидова. Сегодня традиции Лицея продолжает Ярославский университет.
Демидовский лицей в начале 20 столетия
А в Демидовском сквере на бульваре Мира, чуть западнее Рубленого города, можно увидеть установленный в память об основателе лицея — Демидовский столп. Уничтоженный в советские годы, он недавно был вновь восстановлен.
Демидовский столп в Демидовском сквере
К сожалению, само здание лицея, построенное в начале 19 столетия в Рубленом городе в классическом стиле, не сохранилось. Оно сильно пострадало от пожара, возникшего в результате подавления Ярославского белого восстания в июле 1918 года. Впоследствии полуразрушенное здание было разобрано.
Разбор руин Демидовского лицея в 20-х гг
Сегодня здесь проходит зеленая зона Которосльной набережной.
Храмы Рубленого города
Кроме вышеперечисленных сооружений, в Рубленом городе находилось в различные исторические периоды шесть храмовых сооружений. Центральным храмом и главным украшением территории Рубленого города с начала 13 века являлся Успенский собор. До его появления соборной церковью была Ильинская — первое самое древнее православное сооружение Ярославля.
При Иоане Сысоевиче около Митрополичьих палат появилась домовая архиерейская Леонтьевская церковь, разобранная за ветхостью в начале 19 века. Чуть более ста лет (с конца 17 до начала 19 вв.) просуществовал и одноглавый Храм Толгской Божьей Матери.
Златоустинский храм (Богоматери Шуйской) – каменное сооружение конца 17 века, расположенное между Ильинской церковью и Леонтьевским храмом — был уничтожен в 20-х гг. советского периода. А вот Церковь Николая Рубленого с конца 17 века сохранилась до наших дней.
Таким образом, туристы сегодня могут увидеть только три храмовых сооружения Рубленого города, причем одно из них – Успенский собор — по сути является новоделом, построенным вместо уничтоженного, а два других осмотреть можно, к сожалению, только снаружи.
Ильинско-Тихоновская церковь (Волжская набережная, 5)
Пожалуй, самым первым из древнейших храмовых сооружений Рубленого города и всего Ярославля была когда-то Церковь Ильи Пророка. Она была срублена на месте капища местных аборигенов-язычников по распоряжению Ярослава Мудрого для их обращения в цивилизованное христианство. Название храма связано или с именем княжеского первенца или с Днем Илии Пророка, в который произошло открытие храма. Пока не существовало Успенского собора, Ильинский храм играл существенную роль в жизни Рубленого города и посада.
Ильинско-Тихоновский храм
Впоследствии, церковь неоднократно горела, ремонтировалась и перестраивалась. Во второй половине 17 века она сооружается, наконец, в каменном варианте. Это было обычное одноглавое храмовое строение, но при нем появился придел Св.Тихона Чудотворца и Церковь с тех пор стала называться Ильинско-Тихоновской.
В 1779 году началась плановая перепланировка ярославского градостроительства, приведшая к снесению хаотичных построек в центре и выселению некоторой части населения за пределы Рубленого и Земляного городов. Эти мероприятия лишили храм большого количества прихожан – здание стало приходить в упадок.
В первой половине 19 века обветшавшая церковь перестраивается заново в стиле николаевского классицизма (арх.П.Паньков). Инициаторами и спонсорами ее постройки выступили Статский советник М.Ленивцев и петербургский купец А.Атрыганьев. А руководило их действиями желание сохранить памятное место отечественной истории.
Ильинско-Тихоновская церковь в конце 19 века
Новое сооружение имело мощные фасадные колоннады, башенные колокольню и ризницу. Верхний этаж занимала церковь Илии Пророка, которая была холодной, а на первом этаже разместилась теплая церковь Ярославской Богоматери. Северный придел был освящен в честь Св.Тихона, а южный – в честь Архангела Михаила.
В советское время были утрачены две квадратные башни – колокольня и ризница на западном фасаде, и храм приобрел теперешний вид. Это большое и просторное сооружение с четко-прямоугольной апсидой было занято какое-то время общежитием медиков, позднее реставрационной мастерской. Сегодня здесь расположены запасники Ярославского Художественного музея. Крест на купольном храме появился вновь вместе с главой только в 2010 году.
Купол Ильинско-Тихоновского храма
В память об этом историческом храме в Земляном городе в середине 17 века сооружается еще один Ильинский храм, который стал впоследствии украшением главной городской площади, ныне Советской.
Храм Николы Рубленого
Из храмовых строений конца 17 века на территории Рубленого города сохранилась только Церковь Николая Чудотворца – очень изящная, гармоничная постройка с легкими храмовыми главками на четверике, с трапезной и устремленной ввысь колокольней, имеющей шатровое завершение.
Церковь Николы Рубленого на территории Ярославского кремля
Название Церкви как Николы Рубленого указывает на место ее сооружения на территории Ярославского кремля. Она была установлена в свое время вместо главных кремлевских ворот с надвратной часовней на деньги местных прихожан.
Это храмовое строение, как и Церковь Илии и Тихона, сегодня не является действующей. Здание находится в ведомстве Художественного музея и в ней находится реставрационная мастерская.
Успенский собор (Которосльная набережная, 2/1)
Главным духовным центром города стал Успенский собор, существовавший с начала 13 века в белокаменном варианте. Однако, в начале 16 века он обрушился, но вскоре был восстановлен. В середине 17 столетия собор вновь перестраивается, а в 30-х гг. 19 века перестраивается и колокольня, которая становится выше и крупнее предыдущей.
Успенский собор с колокольней. Конец 19 века
В 30-х гг. следующего — 20 столетия, Успенский собор пал в борьбе с религией. Он просто был взорван. Тот собор, которым туристы любуются сегодня, воссоздан в начале нынешнего века к 1000-летней годовщине города, но он намного крупнее уничтоженного и несколько искажает реальную картину исторического центра Ярославля.
Современный Успенский собор
Ныне это единственный действующий храм на этой исторической территории Ярославского кремля.
Современные достопримечательности Рубленого города
В 30-х гг. советского периода территория бывшего Рубленого города была лишена многих древних строений, в частности, Демидовского лицея, Успенского храма, Златоустинской церкви и т.д. Зато в 60-х годах мыс Стрелки «украсился» типовой «хрущевкой». Появился в историческом центре и традиционный Мемориал памяти с Вечным огнем.
Монумент «Вечный огонь»
В память о боевых и трудовых победах жителей Ярославля в период Великой Отечественной войны Бульвар Мира в 1968 году украшается монументальным памятником, около которого загорается «Вечный огонь».
Сам Памятник состоит из двух гранитных панелей, одна из которых содержит рельефное изображение воина, другая – женщины-труженицы тыла. Этот монумент выполнен архитектором Г.Захаровым и скульптором Л.Кербелем.
Памятник-мемориал «Вечный огонь» на ярославской Стрелке
Вновь возведенный Успенский собор как-то символично вписался между двумя гранитными блоками монумента. Как и в других городах, к Вечному огню традиционно приносят цветы молодожены.
Камень, установленный на месте основания Ярославля
Самой притягательной достопримечательностью Рубленого города является Камень, установленный в месте основания Ярославля. Считается, что этот камень находится здесь с начала 11 столетия, на самом деле он установлен в 1985 году в честь празднования 975-й годовщины основания города.
Памятный Камень об основании города
Камень указывает на место легендарной схватки Ярослава Мудрого с Медведем. Именно здесь было решено начать строительство нового православного города, получившего название от княжеского имени его основателя.
Легендарный бой Ярослава Мудрого с Медведем
Этот камень, возраст которого оценивают более чем двухмиллионный, сегодня почитается как магический и энергетический раритет, обладающий исцеляющей силой и способный к тому же исполнять любые заветные желания.
Памятный Камень основания города – это топовая достопримечательность и символ Ярославля, его вековая «визитная карточка». Отсюда началось строение Рубленого города и далее — всего современного Ярославля. К этому прохладному серовато-коричневому камню стремятся прикоснуться все туристы и жители Ярославля, чтобы почувствовать волнующую ауру прошлых времен и загадать вполне современное желание.
«Святая Троица»
В начале нынешнего столетия делаются попытки возвращения Рубленому городу его исторического значения, в связи с чем восстанавливаются старые и устанавливаются новые памятные объекты, во время которых проводятся археологические исследования, приводящие к новым открытиям. В одном из храмовых подклетов, например, было обнаружено массовое захоронение со следами насильственной смерти – мрачное напоминание о монголо-татарском набеге 1238 года.
В 2004 году заново начал возводиться Успенский собор. На песчаной косе к 1000-летию города появился Парк Стрелка. На аллее между ним и Успенским собором оказалась, установленная в 1995 году скульптурная композиция «Святая троица», выполненная по аналогии с троицей А.Рублева (авторы Н.Мухин и И.Трейвус).
«Святая троица» около Успенского собора
Это единственное изображение Троицы в отечественной скульптуре с момента своего сооружения стало одной из городских достопримечательностей, которую любят фотографировать многочисленные туристы. И даже уже появилась традиция бросания денежки в скульптурную чашу. Как говорится — на удачу!
Засыпанный Медведицкий овраг или Медвежий угол – природная окраина Рубленого города – со временем превратился в спортивные объекты. Сегодня здесь находятся площадки для игры в теннис и территория Стадиона «Спартаковец».
Нынешний стадион «Спартаковец»
На возвышенном берегу Которосли в 1985 году появились Беседка, напоминающая Губернаторскую с Волжской набережной. А на самом побережье сооружается Пристань для детской флотилии им. Ушакова.
Беседка на Которосльной набережной
В начале 21 века, после восстановления Успенского храма, воссоздается и его сторожка, которая была предприимчиво переоформлена в элитный одноместный отель. А около детского причала ушаковской флотилии появилось взрослое модное ресторанное заведение «Поплавок».
Восстановленная сторожка Успенского собора
От Успенского собора сегодня начинается центральная пешеходная зона Ярославля, которая пересекает площадь Челюскинцев и территорию Демидовского сада. Это бульвар Мира. Заканчивается этот бульвар Советской площадью, которая стала преемницей Рубленого города и новым историческим центром города. Но это уже совсем другая история…
: Касаткина Татьяна
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/yaroslavskiy-kreml-rublenyy-gorod/
Монастырь, как княжеская резиденция
Даже невооруженным глазом видно, что территория монастыря совсем не обширна. Так, если протяженность стен новгородского кремля достигает 1487 метров, то длина стен Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле составляет всего 820 метров. Да и то, такой длины укрепления достигли только в 1621-1646 во время перестройки после месячной осады отрядов пана Будзило и воеводы Наумова в 1609 году (события смутного времени). Тогда же в середине XVII века появились каменные Башни и Водяные ворота.
Площадь территории монастыря в путеводителях не называется. Пришлось вычислять ее самостоятельно при помощи линейки. Разбив на карте неправильный пятиугольник, квадрат и два треугольника, вычислив по известным всем из геометрии формулам площадь всех трех фигур, я получила, что площадь монастыря по самым грубым прикидкам не превышает 4,5 Га. Территория новгородского кремля охватывает 12,1 Га.
В общем, монастырь тесноват, и внутри его убеждаешься в этом еще больше. И без того небольшие строения стоят почти впритык друг к другу. Но может быть, это теснота компенсируется древностью построек?
В народном каталоге православной архитектуры нахожу такие строки: «Древнейший из сохранившихся в городе храмов — Спасо-Преображенский собор, первоначально воздвигнутый в камне в 1216-1224 годах. Существующий собор был построен в 1506-1516 годах по образцу Благовещенского собора Московского кремля, предположительно итальянскими мастерами».
К слову. Спасо-Преображенский собор является доминантой монастырского ансамбля. Именно в одном из его приделов, отданного под библиотеку, было найдено легендарное «Слово о полку Игореве», до сих пор вызывающее множество споров о его возрасте.
Этот треглавый собор с забавными смайликами на крестах, опоясанный незамысловатыми галереями соседствует с более поздним архитектурным памятником — Церковью Ярославских Чудотворцев. Причем церковь, наглухо пристроенная к древнему собору в 1825-1831 годах, на святую обитель совсем не похожа — обычное светское строение с колоннами, поддерживающих двухскатную крышу веранды.
Узкий проход отделяет эти такие разные, но вросшие друг друга святыни от белоснежной высоченной звонницы, заложенная в XVI веке, но достроенная в XIX. Больше это сооружение похоже на часовую башню, водруженную на мощный постамент, увенчанный золотыми шарообразными звездами.
К XVI веку относят и строительство Крестовой церкви с отсеченной главой, и скромные Трапезные палаты, кои здесь называют не иначе как аналогом Грановитой палаты в Москве. Этим же веком и последующим датированы Святые ворота, стены и башни, настоятельские покои и кельи. Остальное — новодел. Все это хозяйство легко обозреть, поднявшись на невысокие крепостные стены.
Источник: https://turfront.ru/pub-73
Вопросы, вопросы..
Но что случилось с Рубленым городом? Куда исчез кремль древнего города, в то время как многие другие менее значительные города сохранили свои крепости? Этот вопрос терзал меня больше других.
Официально все объясняется просто. Упадок Рубленого города связывают с принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокруг церкви Ильи Пророка в Земляном городе. И тогда укрепления были срыты, овраг частично засыпан, из Земляного города в Рубленый был перекинут Семёновский мост. Такое объяснение порождает новые вопросы. Например, зачем нужно было срывать стены? Не проще ли было оставить все, как есть, выстраивая себе новый центр в отдалении (где это и делалось)?
Еще один вопрос как ярославские картографы в 1813 году определи границы Кремля, если этих самых границ к тому времени уже не было? Почему археологи находят слои XI века не на территории кремля, а за его пределами, например у здания Медакадемии, которая расположена на 300 метров дальше?
А почему Кремль вообще должен быть территориально большим? А может быть, чем древнее кремль, тем он меньше?
Длина стен нижегородского, коломенского, вологодского кремлей, построенных в XVI веке, превышает двух и даже трех километров.
Укрепления Псковского кремля (XI век) протянулись примерно на 900 метров (длина стен города-крепости Пскова, о котором говорилось в упоминаемой выше передаче Фоменко и Носовского ничего общего с укреплениями древнего «крома» не имеют). Площадь детинца составляет примерно 3 Га. Длина стен Ярославского кремля-монастыря едва перевалила за 800 метров, Рубленого города — за километр. Новгородский кремль ограничивается периметром в 1487 метров, и это если учесть, что крепость практически полостью перестраивалась в 1478 году, после того, как Новгород вошел в состав Московского государства.
Однако едва ли можно подтвердить эту гипотезу. Так, например, стены древнего Ростовского Кремля достигали 2700 метров. А укрепления Астраханского кремля, возведенного в конце XVI века, не дотягивают и до полутора километров.
Источник: https://turfront.ru/pub-73
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://wiki2.org/ru/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 987 (3%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 5271 (16%)
- https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/yaroslavskiy-kreml-rublenyy-gorod/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 16828 (52%)
- https://turfront.ru/pub-73: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 9530 (29%)